Рубаи против кинжала глава 14

Михаил Глибоцкий
        Глава 14  ПРАВЛЕНИЕ  САМОЗВАНЦЕВ                Имам Хасан ибн Саббах  умер в 1124 году в возрасте девяносто лет, пережив казнённого одноклассника из Хорасанского медресе всего  лишь на три  года. Не помогли ни кальян, ни яичные желтки!  Но передать всю власть одному коварному  Кие Бузургу-Умиду Старец Гор не захотел. А  назвал в своём предсмертном завещании ещё трёх верных соратников:  шейха Меча Веры, сына Змея Благочестия;  сардара Абу-Али ибн Ахмата из Казвина;  купца  Османа.  Первый из упомянутых назначен был религиозным наставником секты, второй – верховным военачальником, а третий должен был отвечать за финансы и налоги невидимой империи. Столицей стала крепость Ламасар. Пышно и торжественно похоронив основателя религиозной секты, четвёрка правителей принялась за нелёгкие дела. Надо было  сражаться с внешними и внутренними врагами, защищать крепости и сёла сектантов от сельджуков, жестоко пресекать крепнущее год от года желание наместников областей и комендантов крепостей отделиться от Ламасара. Немало хлопот приносили религиозные разногласия между суннитами и шиитами. Средневековый персидский писатель Максиди написал, что в городе Шахристане вражда, « словно серп, жнёт людей. Видишь их, как они  в день заклания жертвенного  верблюда двумя толпами дерутся из-за головы животного – израненные, избитые, расстроенный. Избиения и убийства разделяют и два войска: одно – из Дейлема, другое – тюркское. Вот такая дикая междоусобица между двумя кронами дерева ислама». Внешне новые вожди исмаилитов были дружны и единодушны. Преемники Имама продолжили, проложенный им однажды путь к военному и политическому могуществу. Императоры, короли, ханы и эмиры со всего Подлунного мира присылали теперь в новую столицу своих полномочных послов с мешками золота, да радовались как дети, если главари «хашишинов» проявлили к ним благосклонность! Вот почему, даже воинственные крестоносцы сочли свою дружбу с имсаилитами большой удачей.  Но не прошло года после похорон Старца Горы, как командующий всеми войсками Абу-Али ибн Ахмата внезапно умер от желудочных колик, весьма похожих на колики от медленнодействующей дозы мышьяка. Ещё через год беспричинная смерть  убирает из Подлунного Мира и шейха Меча Веры, и казначея Османа. Так захотел Шайтан, камнями побитый, что не прошло и двух лет после кончины Хасана ибн Саббаха, как лицемер и убийца Кия Бузург-Умид становится единственным главой секты исмаилитов. Но беззастенчивый  узурпатор трона  не заметил в мутной воде кровавых интриг острый  огромный камень на дне, об который он так сильно споткнулся, что едва не утонул. Первого Имама из Аламута признали потомком самого Али и Исмаила религиозные богословы фатимидского халифата в Египте, откуда его и  прислали в Персию для проповеди праведного учения исмаилитов. А родословная крестьянского семейства Кия до седьмого колена известна  всем жителям Аламутской, Ламасарской и всех других областей. В главной крепости и в больших городах имамата на высоких должностях всё чаще и чаще появляются  чиновники с родовое именем Кии Умида – его родственники – которых никак не причислишь ни к «сейидам» - потомкам Хусейна, ни к «шерифам» – потомкам Хасана, сыновьям Али! Но изворотливый узурпатор трона не долго горевал над ногой, разбитой об камень на дне жизненной реки с мутной водой. Бузург-Умид ещё в день казни младшего наследника Имама предусмотрительно скрыл от разъярённого сыноубийцы весть о том, что у него есть от него малолетний внук Хасан! Узнай о нём жестокосердный дед, он не пощадил бы внука только за то, что в уме  мальчика проклюнулся росток поэзии из злака, брошенного в благодатную почву отцом, бабушкой Махасти и седобородым наставником Омаром …   Теперь настала пора освободить из тайной тюрьмы в Аламуте Хасана ибн Мохаммеда ибн Хасана ибн Саббаха, и объявить его  законным наследником трона, а самого себя - опекуном при малолетнем правителе! И все  недоброжелатели замолчали, обманутые.  Недаром  Омар Хайям когда-то сказал:  Вместо розы – колючка сухая сойдёт. Чёрный ад -  вместо светлого рая сойдёт. Если нет под рукою муллы и мечети - Раввин пригож и вера чужая сойдёт! Между тем честолюбивый самозванец не только сохранил, но и умножил мощь секты. Следуя заветам Старца Горы, он строил новые крепости, привлекал на свою сторону новых союзников, а несогласных  убивал или запугивал. Сам султан Санджар Персидский предпринимал несколько походов против  «гнезда гадюк»  В Ламасаре, но безуспешно. Обе стороны убивали послов друг от друга. Один известный мусульманский богослов из суннитов был захвачен «хашишинами» и после неправедного суда был сожжён живым на костре. В эту пору Кия –Бузург редко выводил на поле боя более двух тысяч своих федаев. Специально обученные убийцы, повинующиеся железной дисциплине,  способны были победить более многочисленную армию неприятеля. Секта распространила своё влияние даже в Сирии, заключила многолетний мирный договор с крестоносцами против багдадских халифов правоверных мусульман. Мудрено, что у  худородного Имама из крестьян развязались руки для расправы с подданными, не признающими его права на престол. Скорбный список его жертв длинен как караванная дорога в пустыне. Числится в нём и знаменитый эмир Аксункур, властитель Мосула, доблестный воин, которого страшились как неверные, так и исмаилиты. Возвратившись из Маара Масрина, где мусульманская и христианская армии разошлись, так и не начав сражения, Аксункур вошёл в мечеть, чтобы помолиться. Но не успел герой опуститься на молитвенный коврик, как на него напали восемь убийц и Ламасара, переодетых дервишами. Трое из нападавших  пали под ударами доблестного эмира, но численное превосходство было на стороне исмаилитов, и он погиб под кинжалами. Историк Камаль – эль – Дин записал: «Когда мать одного из фидаев, напавших на Аксункура, услышала, что её сын погиб, она накрасила лицо и надела свои лучшие одежды, счастливая от того, что её сын был признан достойным умереть славной смертью за дело Имама. Но когда выяснилось, что известие было ложным, и она увидела сына живым и без единой раны, женщина обрезала себе волосы на голове, закрыла лицо чадрой, и ничто не могло утешить её». Правление узурпатора продолжалось 14 лет. Все эти годы внук Старца Горы находился в почётном заточении в отдельных покоях Земного Рая , где красивые гурии и исполнительные слуги приобщали узника  к разврату, хашишу и вину. Но к несказанной злобе Бузурга –Умида молодой поэт не пристрастился ни тому, ни к другому, ни к третьему, а день и ночь читал светские книги, исповедывал вольнодумство  да сочинял рубаи, явно подражая в этом искусстве своей матери и «прадедушке Омару»! Вот какое рубаи узник посвятил  знаменитому уроженцу Нишапура: Счастлив тот, кто в шелку и в парче не блистал, Книгу славы мирской никогда не листал, Кто, как птица Симург, отрешился от мира, Мудрецом же, подобно Хайяму не стал. Несчётное число раз самозванец хотел сгубить цветок талант кинжалом, но страх за потерю выгодного опекунства останавливала очередное преступление.  Неуёмная злоба к высоконравственному юноше так и свела завистливого крестьянина  в могилу, но перед смертью, злодей назвал преемником по опекунству и наследником трона  своего сына Мохаммеда. Очередной узурпатор продолжил дело своего отца, и вскоре часть Палестинского побережья оказалось в руках исмаилитов. Но и он споткнулся вот о какой подводный камень. Могущество тайной империи исмаилитов в большой  мере зависела от личных качеств её главы, которыми не  совсем обладал Кия Мохаммед. Мало того, он попал под несомненное влияние вольнодумного узника  в такой мере, что перевёл столицу секты обратно в крепость Аламут и стал ратовать за рубаи против кинжала! Шейхи, военачальники и казначеи секты быстро отстранили слюнтяя и простака от опасного опекунства над молодым поэтом, а вместо него возвели на трон его сына Хасана! Следующий правитель из крестьянского семейства Кия  обладал не только проворством и умением произносить речи, но и непомерным честолюбием. Вот почему он объявил себя вскоре  самим Седьмым Имамом,  появление которого сектанты ждали уже четыре столетия! Слухи об этом чудесном явлении взволновали молодых исмаилитов, к  большому негодованию старых сектантов.  Да и как могло  быть по-другому, если сам Хасан ибн Саббах  никогда  вслух не называл себя так? А тут мальчишка, которого старые фидаи и проповедники недавно качали на своей коленке, возвышает себя не по чину! Негодование стариков разделил и земной отец самозванца в имамы. Хранитель строгих правил заявился в Аламут с отрядом старой гвардии, захватил в плен смутьянов, а безумного гордеца бросил в зиндан.   Лицемерный сын поспешил притворно раскаяться в своей гордыне поэтому продлил себе жизнь на несколько дней.  Но у двухсот пятидесяти самых ярых сторонников самозванца были обезглавлены  фидаями, а головы их насадили на копья у выставили по обе стороны у дороги в крепость.  Остальным  же смутьянам оставили жизнь, но  крепко приковали к ним  на спины  тела мертвецов и  в таком виде выгнали в деревни и сёла. Печальная участь ожидала помилованных преступников: они умерли без пищи и их погребения, ибо «Носильщиков мертвецов» люди не пускали ни в жилища, ни в мечеть! Во время   этого кровавого буйства человеческой злобы очередной владелец «Коврика крови», молодой перс Пироз, по незнанию отрубил   и  голову гордеца, на что воспитанник безбожника Омара Хайяма, говорят (а Аллах знает лучше!)    откликнулся вот так: Трудно замыслы Божьи постичь, старина, У Небесного купола – нет ни верха, ни дна. Сядь в укромном углу и довольствуйся малым: Лишь бы сцена земная была бы видна! Но у самозванца остались в крепости Аламут доброжелатели, поскольку Кий Мохаммед  вскоре после нечаянного сыноубийства  умер в страшных мучениях  в расцвете сил, оставив свободным престол Правителя секты. Старая гвардия исмаилитов немедленно вызволила из зиндана внука Старца Горы и с  радостью возвела  его на свободный трон под именем Хасана Второго. Никаких волнений  при этом не возгорелось, всем верноподданным было всё равно: из какого рода ведёт свой корень очередной Хасан, из Саббахов или из Киев?  Два года после своего  прихода к власти вольнодумец занимался бурной государственной деятельностью, проводя время в бесчисленных совещаниях с комендантами многочисленных крепостей, в дипломатических переговорах с союзниками или врагами из соседних государств. Но в тайне от всех  ученик знаменитого математика и зведочёта много размышлял о причинах явного упадка обширного государства. «Для пытливого и острого ума нет в Подлунном мире   неразгаданных тайн!» – говорят старики. Так случилось и в этот раз. Бывший узник  доискался –таки до роковой первопричины! Оказывается, что со смертью его деда Хасана ибн Саббаха, секта потеряла не только вождя, но и создателя нового религиозного учения, безгрешного и неповторимого. То что он не называл себя имамом не имело абсолютно никакого значения. Богословской разницы между «Скрытым Имамом» и дедом для простолюдинов  не существовала. И когда  обе эти ипостаси в одном рабе Аллаха умерли,  сектанты остались со стройным и понятным учением, но без пророка. Попытка Кия Бузарга-Умида, опытного коменданта крепости Ламансар, но невежественного  богослова, заменить собою Старца Горы не увенчалась успехом. Ещё хуже стало при его слабых преемниках. Империя держалась лишь на привычной дисциплине крестьян и федаев,  да на неприступности крепостей на границах. На этом держится, но неуклонно слабеет и сегодня. И если не внести в учение и в жизнь секты животворящую выдумку, то  исмаилиты вскоре навсегда исчезнут с земного подноса как это случилось с государством Сельджуков.  И вот 17 числа месяца рамазан 559-го года Хиждры по мусульманскому или 8 августа 1164-го по христианскому календарю  для честолюбца наступил великий день. Со всех концов исмаилитской державы в Аламут прибыли посланцы от населения. Они расположились на крепостной  площади, посреди которой было высилось возвышение, украшенное четырьмя знамёнами разных цветов. День был безоблачным, но не жарким. Несильный ветерок над высоким горным утёсом колебал полотнища знамён когда на помост поднялись наместники провинций и коменданты крепостей. Ровно в полдень из своей кельи вышел Хасан Второй, облачённый в длинный дорогой халат белого цвета  и высокий белый тюрбан из шёлка, украшенный огромным алмазом. Это был высокий, стройный и красивый человек. Необычное одеяние Имама вызвала изумление толпы, ибо она привыкла, что вожди исмаилитов вообще не показывались перед взором простолюдинов, а если это и случалось, то  предпочтение отдавалось  серым или чёрным одеждам, почти дервишским, - так повелел Хасан ибн Саббах!  Нынешний Хасан  поклонился по очереди на все четыре стороны и произнёс речь с восхвалением Аллаху, творцу всего сущего. Затем оратор объявил слушателям, что некий тайный гонец из далёкой страны принёс ему послание от Скрытого Имама. В нём объявлено, что Хасан  является Повелителем всех исмаилитов в  Подлунном мире и ему надо повиноваться беспрекословно. После того, как священный текст был прочитан  на арабском  и на персидском языках Повелитель приказал расстелить прямо на площади сотню дастарханов и выставить на них  хмельные вина и  всевозможные яства в разгар солнечного дня в середине Рамазана, главного мусульманского поста! Подобного святотатства  Аламут не видел никогда! Но и этим грехом оно не ограничилось: из задних рядов толпы  вышли к дастарханам музыканты,  достали спрятанные до сих пор под халатами  музыкальные инструменты, да грянули весёлые мелодии. Тут же появились искусные и оголённые танцовщицы, в которых некоторые фидаи признали гурий из Земного рая из крепости Ламансар. Между весёлыми музыкальными мелодиями Хасан Второй объявил своим верноподданным, что  отныне они могут не таиться перед правоверными мусульманами, а  открыто объявить себя исмаилитами  и  быть свободными от строгих законов шариата,  ежедневных молитв и мусульманских постов.   Свой безбожный  призыв к простолюдинам вольнодумец окончил вот таким рубаи: Лучше пить и весёлых красавиц ласкать.            Чем в постах и молитвах Спасенья искать,                Если место в аду для влюблённых и пьяниц -            То кого же прикажете в рай допускать? Кощунственный праздник длился несколько дней, причём гостей, не желавших попасть в число сахиб ал-Кабира, стража не выпускала из крепости. После окончания его под обильное чаепитие с халвой  Хасан во второй раз  объявил толпе, что он и есть Скрытый Имам, воплощение  в Подлунном мире самого Али, а не простым его посланником!  Все гости приложили палец изумления ко рту удивленияения, ибо откуда в крестьянской семье Кия Бузурга –Умида вдруг появился  такой святой человек?  Пусть не простолюдинам, но муллам и шейхам известно, что «Скрытый Имам» должен происходить из семейства египетских халифов Хашимов, в чьих жилах течёт кровь пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и да Приветствует! -  Всё  очень просто, о правоверные! – заявил Повелитель. – Много лет назад  прежнего малолетнего Скрытого Имама, пряча от смертельных врагов, вывезли из Египта в Персию и поселили с его матерью  в одной из деревень Аламутской долины. Мальчик  вырос в красивого мужчину  и  соблазнил жену Кия Мохаммеда, моего отца. Поскольку святой человек  действовал по предопределению свыше, то свершившийся им страшный грех прелюбодеяния был простителен. От этого  страстного соития родился я, сын Скрытого Имама. Но муж  моей матери узнал правду обо мне, а потому меня не любил и тратил немало  сил, чтобы доказать всем родным, соседям и знакомым, что я простой раб Аллаха, не Имам. В противном случае моему отцу не избежать бы позора как  слюнтяю и простаку, которого  его жена предпочла  другому мужчине пусть он и потомок египетских халифов. Свою выдумку  новоявленный Скрытый Имам успешно поддерживал четыре года, в течении которых секта стала обретать былое могущество. Хасан Второй отверг жестокие методы правления своего деда. Он открыл для простолюдинов ворота всех крепостей и дворцов империи. Даже в Райский Сад в крепости Ламасар при нём мог зайти любой человек любого вероисповедания. На справедливые упрёки исмаилитских шейхов за его веротерпимость Имам отвечал вот таким рубаи: Порою, как Муса, насмешками прибит, Порою, как Яхья, отчаяньем убит… Для сердца своего сбирая ожерелье, Коплю я как Иса, жемчужины обид. Но даже религиозные противники, единодушно прозвавшие его за святотатство «Хасаном Ненавистным», не могли обвинить его в жестокости, ибо он прекратил как платные убийства за пределами своих владений, так и смертную казнь преступников внутри. Фидаи остались без дела и ненавидели милосердного и милостивого  правителя. В число его врагов вошли в первую очередь те коменданты крепостей, которым еретическая выдумка самозванного Скрытого  Имама были не нраву, ибо им выгоднее было есть свой хлеб в покое и поддерживать дружеские отношения с  мусульманскими соседями. Многолетний сиделец зиндана  тяготился теснотой и холодной памятью окровавленных камней Аламута, поэтому он переехал в обширный и светлый Ламасар. Там он жил открыто и весело  в окружении друзей и врагов.  Один из первых же заговоров на жизнь доверчивого и доброго Правителя в начале 1166 года оказался успешным. Зятя убил брат его жены, шурин Намвар. По словам враждебного Хасану персидского писателя, « он не мог терпеть распространения того постыдного заблуждения внука Старца Горы». С  лёгкой руки Намвара по всей стране начались убийства друзей и соратников Хасана Ненавистного. Так захотел Шайтан, камнями побитый, чтобы   жестокость пять победила милосердие!