Неуловимое вдохновение

НЕУЛОВИМОЕ ВДОХНОВЕНИЕ

Порой кажется, что вдохновение бесконечно. И что оно - вечный квартирант или же постоянная соседка, что ежедневно заглядывает в гости. Что творческая энергия неисчерпаема. Стоит нам только пожелать, и слова сами сложатся в предложения, а фразы в свою очередь оформятся в полноценные произведения.

Но если бы мы даже предвидели наступление жажды, разве смогли бы напиться на годы вперед?! Удобно, конечно же, в любой момент, когда пожелаем, иметь возможность расчехлять походный стаканчик, удовлетворяя творческую потребность. На деле же, мы либо оказываемся не рядом с колодцем, но что ещё хуже - в нём банально нет воды. А пить из ближайшей лужицы не всегда оказывается полезным.

Проснулись утром, задождило, и мы ощутили слабость, день был полон всяких важных дел, а в обед случилось отупение, возможно даже от голода, после трапезы на сытый желудок - стало не до опусов, к вечеру же на нас спустилось облако, под названием усталость. Вторник был похож на понедельник, как его кровный брат-близнец. В среду нас одолел вирус, а потому в четверг и пятницу мы провалялись в постели, а голова стала похожа на пчелиный улей. В субботу нас застал врасплох дружеский сабантуй. Воскресенье ознаменовано отходняком от случившейся вечеринки. Всё, неделя на ветер.

Все мы знаем: "Не откладывай на завтра то, что можешь сделать (в нашем случае написать) сегодня" - отличный совет, которым так просто пренебречь. А все потому, что мы наивно полагаемся на неиссякаемость таланта и жизненной энергии в целом. Можно иметь множество интересных мыслей и идей, но не располагать временем или же необходимыми силами.

Богатая фантазий, талант, врождённая грамотность, ирония, многие знания - это ещё не всё. Чтобы все звёзды сошлись, нужно особое состояние души. Вот мы и ждём его - вдохновение, упуская нечто важное. Мы пускаемся на поиски воодушевления и тратим драгоценное время впустую, тогда как всё необходимое уже есть внутри нас и вокруг, гораздо ближе, чем мы полагаем.

Откуда вообще взялась эта байка о том, что писатель может исписаться? Тот кто запустил эту утку, наверняка преследовал личные цели. Например, как оправдание для собственной лени, или же чтобы обличать конкурентов.

Я уже неоднократно говорила о том, что у каждого человека имеются периоды активности и покоя, и что они между собой чередуются. А уж периоды творческого человека, в многом зависящие от его настроения, сменяют друг друга гораздо чаще. А потому нелогично ожидать, что вы всегда будете на пике активности. Это невозможно, даже при большом желании. И талант тут ни при чём. 

Писатель - это тот, кто не может не писать. Он чувствует себя обязанным сообщить нечто важное этому миру. А значит он будет делиться с миром своей наполненностью. И в какой-то момент исчерпает накопленное внутри. По другому принципу действуют только передатчики, те кто считают себя проводниками. Эти люди не копят ради себя, их цель полученное передать дальше. Такой человек всегда на связи, чтобы напитаться извне силами и новыми идеями, его мотивы чисты, он постоянно впитывает и не перенасыщается. Потому что оставляет себе лишь самое необходимое, остальным же охотно делится с окружением.       
 
Если мы тщеславно ищем вдохновения для себя, то проще всего занять оборонительную позицию и даже перейти к наступлению в виде обвинений, что обычно сопряжено с завистью. А ну как Муза крайне неразборчива?! И кто как не мы призваны ей об этом сообщить! Когда мы не заняты чем-то полезным, у нас появляется слишком много времени следить за другими, и с легкостью их судить. Нам начинает казаться, что наша личная Муза начинает нам изменять с кем-то более креативным, пронырливым и смышленым. Так мы это видим, однако озвучиваем иначе. Скажи мы как есть, нам придётся признать свою несостоятельность. А кому хочется выглядеть неудачником? Так мы остаёмся в одиночестве, бывает что доходит дело и до полной изоляции. Есть правда и такие, кому доставляет удовольствие цеплять словесно тех выскочек, к которым их личная Муза и переметнулась. Но это уже другой разговор. И эту тему я не стану сейчас затрагивать.

Но вернусь к неуловимости вдохновения. Обижены ли мы в тот момент, досадуем ли? Вспоминаем ли об упущенных возможностях? И к чему именно нас подталкивают эти сожаления... Слышится ли в полночной тишине отчётливый голос ненаписанных нами историй. Заглушаем ли мы его, убаюкивая бдительность, убавляем ли громкость, игнорируем, или беремся за перо. Пускай даже всего лишь несколько строчек или одна свежая мысль добавляется в черновик. Верим ли в то, что мы всего лишь проводники. И что наши сегодняшние неслучившиеся герои могут завтра ожить в чужих рассказах. Потому что они много лет находятся в тщетном поиске выхода наружу, подыскивая тех, кто захочет поведать их историю миру. Тех, кто также их ждет, кто в их исключительность поверит, и не отступится при первой неудаче. А эта встреча обязательно состоится! Они станут друзьями на всю оставшуюся жизнь. И даже больше скажу, герои переживут своих рассказчиков.   

А когда мы всё таки на пике волны, или даже находимся внутри самого фонтана, что мы делаем с этой пульсирующей энергией? Используем ли её по назначению, или бездарно растрачиваем?! Мы исследователи, ищущие особые знаки? Первооткрыватели, дарящие свои находки обществу? Тянем ли за ниточки идеи, приходящие спонтанно в наши головы? Верим ли в особенность каждого момента, даже того, что выглядит вполне обычным... И помним ли, что не мы придумываем героев, а это они выбирают достойнейших из нас!

Costa Maria


Рецензии
Хмммм.... Если повторение - мать учения, то вдохновение - мать творения.
(Думаю, что его отец - труд))
Но, коль скоро это так, то оно, как и образ матери, все время в нашем сердце, которое нужно лишь соответствующим образом (как именно - всегда останется тайной, автор, чаще всего сам не знает - как и откуда оно приходит) "распечатать", чтобы выпустить как джина из бутылки. Автор очень тонко и глубоко с точки зрения психологии показывеает всю созидательную важность и, одновременно, хрупкость, уязвимость, возделанной трудом, подвигом души, ума и сердца пахоты творческого процесса, на которую иногда живительным, благодатным дождем изливается то самое, вожделенное ВДОХНОВЕНИЕ, которого алчут все авторы.
Не вдаваясь в пространные рассуждения о его источнике, (думаю, все же, что оно генерируется в таинственных метафизических лабораториях творческого духа) чтобы во многом не повторять автора, выделю, пожалуй, главную, на мой взгляд: мысль - ПИСАТЕЛЬ ТОТ, КТО НЕ МОЖЕТ НЕ ПИСАТЬ!.
Это и есть внутренняя пружина, императив писателького труда, цель и средство(если иметь этот имманентный ему, внутренний побуждающий источник)одновременно. И здесь Мария, делая глубокий, тонкий анализ этого процесса, очень мудро расставлзяет акценты и приоритеты писательского труда, показывает его различные мотивации и цели.
Спасибо за умное, прекрасное эссе, Мария! С искренним уваажением, теплом и благодатной, возделанной Вашим талантом, пахоты)

Карэн Давидянц   30.06.2019 14:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.