Очерк 1. Белая лилия Сталинграда

Владимир Жестков
                Цикл "О героях былых времен".

     Женщины-лётчицы Великой Отечественной. Сколько их было? Что мы знаем о них? У всех, конечно, на слуху "ночные ведьмы", кинематограф постарался, да и журналисты тоже свою руку приложили. И что, это всё? Давайте разберёмся.

      Прежде всего, хочется отметить, что в небе Второй мировой во всех армиях, кроме нашей, воевали только мужчины. В советской авиации женщин за штурвалом боевых самолетов было много. Только Героями Советского Союза их стало более 90. Об одной из таких героинь мне и хочется сегодня вспомнить.

     Звали ееё Лидия Владимировна Литвяк. Родилась она в Москве 18 августа 1921 года в семье железнодорожников. С детства была влюблена в небо. В 14 лет нелегально, поскольку мала ещё была, начала заниматься в аэроклубе вместе со взрослыми, совершив свой первый самостоятельный полет в 15 лет. Её отец был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в кровавом 37-м. Смерть отца Лидия хранила как самый страшный секрет, это дамокловым мечом висело над ней всю оставшуюся жизнь.

     После окончания школы Лида закончила геологические курсы, участвовала в экспедициях на Крайний Север, но о небе не могла забыть. Воплощением этой мечты стала Херсонская авиационная школа лётчиков-инструкторов, после окончания которой она пришла работать в Калининский аэроклуб. Она успела выпустить пять групп курсантов, подготовив 45 лётчиков. Как только прошёл слух о том, что Раскова набирает женские полки, она поехала в Энгельс и, приписав себе недостающие 100 часов налёта, была зачислена в женский истребительный полк.

     Именно тогда произошел один курьёзный случай, сделавший Лиду известной в среде будущих военных лётчиц. В октябре 1941 года на учебной базе под Энгельсом во время построения Марина Раскова приказала Литвяк выйти из строя. Все уже получили зимнюю форму, вот Лида и отрезала верха у своих унтов, и пришила меховой воротник к лётному комбинезону. На вопрос командира полка, когда она успела это сделать, последовал ответ:    

     - Ночью.

     - Вот, следующей ночью и вернёшь всё на место.

     Лидию арестовали, и она на гауптвахте ночью восстанавливала унты. Все были поражены. Шла война, а эта девочка мастерила себе зимний наряд. Но ещё больше всё поразились, когда в первом же боевом вылете на истребителе ЯК-1, совершённом под Саратовом в августе 1942 года, она в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88.

     Так началась её легендарная, но очень непродолжительная, лётная карьера. Второй её боевой вылет состоялся в Сталинградском небе 13 сентября. В тот раз она вначале самостоятельно сбила бомбардировщик Ю-88, а затем закрутила удивительную карусель с немецким истребителем Ме-109. Бой продолжался довольно-таки долго, никто не хотел уступать. Наконец, выжав из двигателя своего ястребка сверхмаксимум, она догнала фашиста и изрешетила его из пушки. Сбитый лётчик оказался одним из асов люфтваффе, бароном, кавалером Рыцарского креста, до того выигравшим тридцать воздушных дуэлей.

     В литературе имеются любопытные воспоминания очевидцев об этой победе, которые превратились в настоящую легенду. В основном они очень близки и отличаются лишь мелочами. Рассказывали, что когда пленённого немца доставили в штаб полка, он попросил показать ему русского аса. Знакомить победителя с побежденным было не принято, но тут командование не стало возражать. Вскоре на командный пункт явилась миниатюрная молодая женщина, представившаяся:

     — Сержант Литвяк по вашему приказанию прибыла.

     Немец с возмущением посмотрел на окружающих, он решил, что над ним смеются. Когда же Лидия на руках начала показывать ему все перипетии боя, немецкий ас понял, что сбила его именно эта хрупкая белокурая девочка. Дальше следуют небольшие разночтения. По одной версии, он сорвал с себя все ордена вместе с Рыцарским крестом и бросил их к ногам своей победительницы, по другой — отдал ей свои золотые часы, по третьей — встал перед ней на колени. После этого боя по просьбе Лидии на капоте самолета нарисовали белую лилию, она получила прозвище "Белая лилия Сталинграда", её радиопозывным стало слово "лилия", и звать её с тех пор все стали Лиля.

      Она добилась своего, ей развязали руки, зачислив в группу свободных охотников за головами, простите, за самолётами противника. Через две недели снова две победы в одном бою. И тут родился новый ритуал: перед посадкой Лиля выполняла целый каскад фигур высшего пилотажа, так, что все на аэродроме сразу же понимали — добыта долгожданная победа.

      Однажды она в составе группы Яков атаковала 12 "юнкерсов". Ожесточённая стрельба велась со всех сторон. Юркие советские истребители буквально терзали медлительные фашистские бомбардировщики. Лиля сбила одного врага, но и сама была ранена в ногу, а вскоре появились "мессеры" прикрытия. Два фашистских истребителя зашли ей в хвост, она попыталась сбросить преследователей, уйдя в крутой вираж, но опоздала, очередь прошила плоскость, да и саму её ранило ещё раз. На подбитый самолёт набросилось ещё шесть стервятников. Казалось, всё кончено, но Лиля совершила невозможное. Она не стала убегать, понимая, что снаряды летят быстрей. Нет, она сама пошла в атаку. Ошарашенные немцы рванули в разные стороны, один показал своё брюхо и тут же взорвался — Лиля стреляла точно. Это был тот редкий случай, когда самолёт, ведомый рукой Литвяк, приземлился на лётное поле без привычных бочек и иммельманов. Лётчица с трудом выбралась из самолёта, доложила о двух сбитых самолётах противника и потеряла сознание. Короткое лечение в госпитале, выписка домой под расписку о долечивании в течение месяца дома, но быстрое возвращение в полк.   
   
      Следует отметить, что после той посадки техники внимательно исследовали самолёт и только развели руками: долететь на таком было невозможно! Воздушная система практически выведена из строя, фюзеляж весь в дырках. Тогда-то и прозвучало во весь голос:

    — Не девка, а ас! Как она на таком решете смогла вернуться?

     Были и другие победы. Так, однажды на её пути встретился заблудившийся бомбардировщик Do-217, Лиля быстро показала ему дорогу на землю. Награды не заставляли себя ждать: 5 февраля 1943 года — орден Красной Звезды, 23 февраля — второй орден Красной Звезды, а до того в декабре 1942 года — медаль "За оборону Сталинграда". Самолет с белой лилией и беленькими звездочками побед знала вся армия, которая тоже признала её асом.

     Количество белых звездочек на фюзеляже самолета Лили Литвяк, которая успела стать младшим лейтенантом, постоянно росло. 11 февраля 1943 года — очередная двойная победа, и вновь за бомбардировщиком Ю-88 был сбит истребитель, на этот раз Фокке-Вульф-190. Но в боях всё время побеждать опытных, хорошо обученных противников невозможно. Бывает, что и самому достаётся. Вот так однажды и случилось. Лилю сбили, она сумела посадить самолёт на какую-то поляну, оказавшуюся неподалеку от передовой, но, к несчастью, на вражеской территории. Пока Лиля выбиралась из кабины, на поляне появились фашисты. Лиля, отстреливаясь, побежала к лесу, шансов на спасение, казалось, нет, но случилось почти чудо. Над головами гитлеровцев на бреющем полете промчался наш штурмовик. Стреляя по немцам из пулемёта, лётчик умудрился посадить самолёт неподалеку от Лили, подрулить к ней, а когда она оказалась на его коленях, поскольку кабина у самолёта рассчитана лишь на одного человека, самолёт взмыл в небо и пересёк линию фронта. Скажете: ну, прямо как в кино. Я возражу: наоборот! Это был кусок фронтовой жизни, впоследствии растиражированный кинематографистами.

    В апреле 1943 года о Лиле и её лучшей подруге Кате Будановой узнала вся страна. С обложки самого популярного в то время журнала "Огонек" на читателей смотрели два улыбающихся девичьих лица. Короткая подпись поясняла: "12 самолетов противника сбили эти отважные девушки".

     Лиле досталась тяжёлая работа. Она по несколько раз в день вылетала сопровождать бомбардировщики, постоянно отгоняя от них фашистские истребители. Стычки происходили непрерывно, в ходе одной из них 5 мая 1943 года Литвяк сбила немецкий истребитель, а через два дня ещё один. Всё это были уже привычные противники, а вот в середине мая ей досталась весьма оригинальная цель. Шли упорные позиционные бои. Немцы неподалеку от передовой повадились поднимать аэростат с корректировщиком, который очень досаждал нашим войскам. Перед авиацией была поставлена задача: аэростат уничтожить. Но как это сделать? Подобраться к нему было почти невозможно, уж больно хорошая зенитная защита была вокруг него выстроена. Никому не удавалось подобраться на расстояние выстрела. К тому же фашисты, как только замечали наши самолеты, тут же опускали аэростат, а как опасность проходила, наблюдатели вновь оказывались на высоте и продолжали корректировать огонь. Задачку решила Лиля. Обойдя по большой дуге аэростат, она зашла на него со стороны противника так, чтобы солнце оказалось у неё за спиной. Дальше всё было делом техники. На бреющем полете Лиля подкралась и в упор расстреляла воздушный наблюдательный пункт. За эту победу её наградили орденом Боевого Красного Знамени.

     Дальше всё стало плохо. В бою погиб её муж, Герой Советского Союза командир эскадрильи Алексей Соломатин. Произошло это на её глазах 21 мая 1943 года. Командование предложило вдове отпуск, но она рвалась в бой. Лиля почти всё время проводила в небе, она мстила за смерть любимого. 16 июня она сбила Ю-88, а затем, отбиваясь от насевших на неё шести истребителей противника, сбила и один из них. В тот раз нашей шестерке пришлось сражаться с 36-ю самолетами противника. Вдумайтесь в эти цифры. В самом конце того боя был подбит и Лилин самолет. Фашист преследовал её да самой земли, но ей удалось посадить Як на фюзеляж. Это происходило прямо над головой наших пехотинцев, которые отогнали немца своим огнем. К их изумлению, бесстрашным лётчиком оказалась раненая в ногу и плечо молодая женщина. И вновь отказ от госпитализации.
 
    Наступил ещё один чёрный день — 18 июля 1943 года. Тогда в схватке с превосходящим числом немецких истребителей почти одновременно были сбиты она и Катя Буданова. Лиле удалось выпрыгнуть с парашютом, а Катя погибла.

    Весь конец июля в воздухе шли жесточайшие бои. 1 августа 1943 года лейтенант Литвяк совершила четыре боевых вылета. В последнем бою ей удалось лично сбить два самолета противника, а ещё один в группе. В тот день было облачно. Группа, успешно завершив бой, возвращалась домой. Литвяк летела последней. В какой-то момент из облачной пелены вынырнул одинокий немецкий охотник, который прострелил последний советский самолет и тут же скрылся в облаках. Подбитая машина с белой лилией на капоте нырнула следом и навсегда пропала. Поиски на земле ни к чему не привели. Предположили, что Лиля, прячась в облаках, пыталась перетянуть через линию фронта, но это у неё не получилось.

    Командование представило её к званию Героя Советского Союза, но пошли слухи, что она могла попасть в плен, а поскольку к этому знанию не могли представляться лица, пропавшие без вести, то её наградили лишь орденом Отечественной войны 1-й степени, который и получила впоследствии её мать. Сорок с лишним лет друзья с помощью поисковиков пытались установить справедливость. В конце концов, картина её гибели была полностью восстановлена. Смертельно раненая в голову, Лиля смогла посадить самолет на окраине хутора Кожевня в Донецкой области, где и была захоронена местными жителями. Её останки случайно были найдены местными мальчишками в 1969 году и перезахоронены в братской могиле, как останки "неизвестной лётчицы".

    Прошло ещё несколько лет поисков в архивах, пока не удалось достоверно доказать, что это действительно была Лидия Литвяк. В июле 1988 года на памятнике, установленном на братской могиле, появилась надпись: "Гвардии лейтенант Литвяк Лидия Владимировна". Тогда же было внесено изменение в пункт приказа от 16 сентября 1943 года в отношении Литвяк: "Пропала без вести 1 августа 1943 года. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 года". И, наконец, апофеоз. 6 мая 1990 года указом Президента СССР М. С. Горбачева Лидии Владимировне Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Золотую Звезду и орден Ленина передали на хранение родственникам погибшей Героини.

    Такая вот нелёгкая судьба оказалась у простой советской девушки, ставшей самой результативной лётчицей-истребителем в мире. На её боевом счету было 12 подтверждённых воздушных побед. За свою короткую (всего лишь десять месяцев!) лётную карьеру она совершила 186 боевых вылетов и провела 69 боев, получив при этом три ранения и совершив две вынужденные посадки на территории врага. Многие лётчики столько не налетали за несколько военных лет. До своего 22-го дня рождения, которое совпадало с днем Авиации (18 августа), она не дожила всего 17 дней.