Тамбовское восстание. Женщины Антонова

Николай Тюрин
Тамбовское восстание. Женщины Антонова

Об Александре Антонове, руководителе восстания тамбовских крестьян в 1920-1921 годах, в обществе существуют диаметрально противоположные мнения. Одни считают его отъявленным бандитом, террористом и головорезом. Другие называют его вторым Емельяном Пугачёвым – борцом за лучшую долю крестьянства. Так или иначе, но апологеты этих полярных точек зрения сходятся в одном: Антонов был смелым, решительным и предприимчивым человеком.
К началу восстания имя Александра Антонова было широко известно в Тамбовской губернии. Восемь лет Антонов отсидел в тюрьме за ограбление кассы на станции Инжавино и выпущен был по амнистии после Февреальской революции. Ещё в 1918 году он сотрудничал с коммунистами в должности начальника Кирсановской уездной милиции. Но после того, как эсеры предприняли предприняли неудачную попытку переворота в Тамбове, Антонов перешёл на нелегальное положение, так как сам являлся эсером с дореволюционным стажем и ему грозил арест.
Скрываясь от ЧК, Антонов организовал отряд, с которым нападал на волостные советы, совхозы, кооперативы, грабил их и убивал коммунистов. В октябре 1919 года Антонов со своими бойцами недалеко от Инжавино на озере Ильмен убил бывшего председателя Тамбовского губернского исполкома Михаила Чичканова. Всего же до начала восстания банда Антонова убила более ста человек сельских коммунистов.
В августе 1920 года , когда на почве непосильной продовольственной развёрстки на Тамбовщине полыхнуло крестьянское восстание, Антонов возглавил его как наиболее авторитетная личность и борец с Советами. За ним поднимались крестьяне на неравную борьбу. Фактически бунтующие мужики заранее были обречены на поражение.
Что же так привлекало крестьян в личности Антонова? Он был  довольно молодой (31 год на момент начала восстания), невысокого роста, обычного телосложения. Следовательно, не внешний вид подкупал крестьян, а внутренняя сила.
Не только мужики были воодушевлены Антоновым. В этой статье поговорим о его женщинах, след которых остался в истории.
Александр Антонов был женат на Софье Васильевне Орловой (Боголюбской). Поженились они в 1917 году и какое-то время проживали вместе в городе Кирсанове. Когда на Антонова началась охота, Софья ещё недолго проживала в Кирсановском уезде. Известно, что гостили они с Александром в имении Дашково близ Инжавино. Затем она скрывалась в Семёновке и Пущино. Уста от скитаний, Софья рассталась с мужем и попыталась жить обычной жизнью, но была арестована ЧК. Через жену чекисты пытались выйти на Антонова, но Александр отверг все её просьбы о встрече. В марте 1921 года Софья написала мужу последнее письмо, в котором просила, 2если он её ещё любит», не общаться с ней, потому что не хочет больше подвергаться арестам. Известно, что, несмотря на это, Софья вновь была арестована и препровождена в Московскую тюрьму. В 1922 году Софью Орлову выпустили на свободу. Дальнейшая судьба её неизвестна.
Как можем убедиться, Софье пришлось расплачиваться за грехи мужа. Переживал ли он за неё? Этого нам узнать не дано. Однако в архивах сохранились документы, что в отсутствии жены женским вниманием Антонов обделён не был.
В Тамбовском государственном архиве имеется протокол дознания некой гражданки Гаршинёвой из села Пущино от 21июля 1921 года.  Она показала, что познакомилась с Антоновым полтора месяца назад. Её с подругой на дороге арестовали бандиты (так в документе – авт.) и привели в свой штаб.
Далее она говорит: «Антонов отрекомендовался мне. Я встала и подала ему руку. Затем в моём присутствии позвали парикмахера. Антонов сказал, что ему надо побриться, чтобы барышни любили».
Закончив свой туалет, Антонов предложил женщине придти вечером  к ним на вечеринку. Гаршинёва его поблагодарила и ушла. Далее она указывает, что пробыв дома до 12 часов ночи, всё же решила сходить. На вечеринке Гаршинёва танцевала с Антоновым, а потом пошла с ним гулять на улицу, где они пробыли вдвоём полтора часа. Чем занимались в это время, она не говорит. Однако докладывает, что и ещё пыталась удержать Антонова, но «он не согласился и ушёл ужинать».
На следующий день пришли красные, а Антонову пришлось отступить. Через подругу Маньку Гаршинёва узнала, что её ищут красные для расправы. Она сама решила найти отряд Антонова.
Она подробно повествует, как через знакомых в селе Маркунь искала Александра. Бывший офицер Павел Алексеевич Алантев, командир небольшого антоновского отряда в сорок человек, дал женщине лошадь с деревянным седлом и подушкой.
Гаршинёва говорит: «Я очутилась в банде, даже в бандитской одежде. Ездила я с ними по лесам и деревням. Это продолжалось две недели. Дальше не хватило моего здоровья».
Из отряда Гаршинёва попала на два дня в больницу села Моршань, откуда отправилась домой.
Интересно, что, вернувшись домой, Гаршинёва практически сразу закрутила роман с начальником штаба красного отряда Петровым. После знакомства с ним, Гаршинёва в течение недели писала Петрову несколько раз записки, просила встрече. Но он уклонялся. Затем сам запиской позвал женщину к себе.
«Я согласилась и пошла», - как о само собой разумеющемся даёт показания Гаршинёва.
Подвело её то, что в разговоре, на котором  присутствовал командир отряда Раевский, она созналась, что не только видела Антонова, но и гуляла с ним. На следующий день Гаршинёву арестовали. О её дальнейшей судьбе сведений нет.
Интересно, не задание ли бандитов выполняла Гаршинёва, так стремительно и прямолинейно пойдя на сближение с красными командирами? Не было ли это шпионским заданием? Остаётся только гадать.
В её рассказе поражает то, с какой настойчивостью она искала Антонова. Гаршинёва искренне была убеждена, что только он может её спасти и защитить от красных.
В том же архиве хранится и протокол допроса Синелёвой Ольги Петровны из деревни Берёзовки.  Она показывает, что в деревне Беляевке у Антонова есть любовница Александра Алексеевна Поворова. Отвечая на вопросы следователя, она приводит и ещё ряд фактов об Антонове: «Антонов говорил, что после свержения Советского правительства установят учредительное собрание и изберут на пять лет царя. Если он понравится, мы его ещё раз выберем. Если не понравится – другого посадим. Антонов был в Беляевке 20 мая».
После этого Поворова Александра Алексеевна, 22 лет, деревни Беляевка трескинской волости, была арестована. Обвинялась она в пособничестве бандитам и сожительстве с Антоновым.
На допросе она отвечала уклончиво, и следователь в протоколе сделал следующую запись: «Это такой человек, который в оправдании себя не пощадит жизнь безвинного человека. Я заметил одно в ней, что она из любви к нему (Антонову – авт.) не желает объяснить про него, дабы в дальнейшем смягчить наказание его. И даже готова пожертвовать свою жизнь».
Поворову Александру направили в особый отдел как ценного свидетеля. На повторном допросе она показала, что гуляла с Антоновым только в своей деревне и никуда с ним не ездила.  Познакомилась с Антоновым из-за того, что понравилась ему.
Оказалось, что у Поворовой есть муж-красноармеец, а гуляла она в его отсутствие. По её словам, Антонов ей о своих делах ничего не рассказывал. Штаб его стоял в Беляевке в избе Никиты Аверкина. Антонов ей говорил, что «воюет для того, чтобы перерезать всех коммунистов».
Следователь в конце протокола отмечает, что арестованная упорствует и говорит, что больше ничего не знает.
Может быть, она говорила правду. А возможно, что и скрывала какие-то факты. Это сейчас не главное.
И Гаршинёва, и Поворова несомненно были влюблены в Антонова. Первая искала его по лесам и сёлам, и только болезнь заставила её вернуться домой. Вторая, наоборот, ждала его дома, несмотря на имеющегося мужа, несмотря на естественное осуждение односельчан.
Документально не установлено, имелся ли у кого из этих женщин ребёнок от Антонова. Но один факт в историю всё же вошёл.
После подавления восстания летом-осенью 1921 года Антонов пропал. Тщетно чекисты пытались его найти. Известно только, что скрывался он в лесном массиве на берегах реки Вороны. На след его чекисты вышли в июне 1922 года. Будучи болен малярией, Александр со своим младшим братом Дмитрием укрывался в доме вдовы Натальи Ивановны Катасоновой в деревне Нижний Шибряй. В результате чекистской операции братья Антоновы были ликвидированы, а Катасонова арестована. Оказалось, что женщина была беременна. В тюрьме у неё родилась дочь, которую она назвала Евой. Любопытно, что чекист Михаил Покалюхин, руководивший отрядом по поимке Антонова, в 1922 году в оперативной сводке о Катасоновой писал, что она «любовница самого Антонова, по всем данным от него и беременна». И он же в более поздних своих воспоминаниях утверждает, что наталья катасонова была сожительницей брата Антонова Дмитрия.
Раз так однозначно не уверен чекист, который несколько лет занимался разработкой Антонова, видел его лично, был знаком с его близким окружением и вёл их допросы, то и нам позволительно усомниться в отцовстве Евы. Кто из братьев является её отцом: Александр или Дмитрий? Известно, что Наталья Катасонова дала дочери отчество Фёдоровна. Так звали её брата.
Сама Катасонова после тюрьмы жила некоторое время в Кирсановском уезде, будучи лишена избирательных прав. Затем она уехала на Север.
Так что дал Антонов своим женщинам? Всем им пришлось расплачиваться за такое знакомство. Всех их ждали тюрьма и мрачное будущее. Полагаю, что они прекрасно сознавали, на какой шаг идут, вступая с ним в связь. И всё же они шли на это, как обречённый мотылёк летит на привлекательный огонь. Летит ради какого-то безумного чувства. Неужели ради любви?..