Часть 6. Сущий бес в проказах... Пушкин

Владимир Конюков
Часть 6. «Сущий бес в проказах»… Пушкин.



     И всё – таки, в чём изюминка подвоха Пушкина своему благодетелю? Посоветовал ему,… свою  судьбу… представить огромной обезьяной…
Он к нему должен относиться…, всё равно с почтением. По рангу статуса княжеского, одно, другое, как к «денежному мешку» на издания своих произведений… А ещё, чтить дисциплину вольных каменщиков. Как культурный человек, с любым почтением к старшему по возрасту. Ко всему прочему, Вяземский был и приятель его родителей.

     Пётр Вяземский родительскими корнями англо – ирландец.
Немного истории из энциклопедий в сокращении.  «До начала XVII века население Ирландии составляли коренные ирландцы и англичане — потомки первых колонизаторов, которые к 1600-м году ассимилировались и вместе с ирландцами противостояли новым английским и шотландским поселенцам… В середине XVII века в Ирландии произошло более десятка восстаний…

К власти в Англии пришли сторонники парламента, и Оливер Кромвель вновь покорил Ирландию в 1649–1653 годах. В наказание за мятеж 1641 года все земли помещиков-католиков были конфискованы и переданы новым британским поселенцам. Более того, католики не допускались в парламент, им было запрещено также вступать в брак с протестантами.
… в 1678 году вспыхнули антикатолические репрессии. Вскоре Ирландия вновь стала полем военных действий, причём здесь решалась судьба английской короны. Король-католик Яков II был смещён английским парламентом, который призвал на престол Вильгельма Оранского. Заручившись поддержкой ирландцев-католиков, Яков собрал армию и выступил против Вильгельма. Однако он был разбит на реке Бойн и бежал на континент, после чего власть Стюартов в Ирландии закончилась. Войска ирландцев сложили оружие, был заключён Лимерикский договор (1691 года)».

Эти события прошлых веков, предков Вяземского и есть родословная князя, куда он хотел бежать в 1828 году, когда началось разбирательство по «Гавриилиаде»…
    
     Ирландию в 17 веке хотели завоевать все страны, которые её окружали. Географическое положение и плодородные земли, умеренный климат, трудолюбивый этнос, по утверждению англичан – завоевателей, достались не тем… Но и «заботливо» охраняли от разных агрессоров. Подавить независимость народа, стремление к самостоятельности, подчинить, сделать вассалами и рабами. Всё это на фоне постоянных жестоких религиозных войн.               
И… английская дипломатия, «мягко стелет, но жёстко спать». Воздействие идеологическими приёмами – уловками на аборигенов, любым способом воздействовать на народ, покорить, принудить к подчинению слабого вольнолюбивого…  сильному соседу.
    
     Этого нет сейчас в современных справочниках, было в старых изданиях справочной литературы. Есть эпизод кадра фильма, в каком – то научно – популярном ролике, как англичане воздействовали через печать 18 века, на умы  ирландского народа. Упорно выветрить  стремление к свободе, вытравить дух непримиримости у людей за национальную независимость. Изо дня в день, английские журналисты для ирландцев, печатали сатиру, шаржи, какой тугодум  соседний народ, не идёт к ним в объятья, (кролик к удаву). Всегда рисуя огромную очень флегматичную смешную обезьяну. Та, подперев морду мохнатой лапой…, думала.
Говорят, знаменитый образ думающей, на самом деле, тупой обезьяны, как раз с тех времён, английской сатиры. Не исключено.
    
     Как правило, думающей обезьяной был мохнатый рыжий орангутанг, или «тупая» огромная горилла.  Для безграмотного населения новости в рисунках, основной путь тех лет к информации. Стремительное развитие получала цветная печать. Рыжий лохматый красочный орангутанг, по мысли воинствующей агрессивной английской прессы, был… ирландец. Ирландский этнос, действительно был рыжим – рыжим, по своему, красивым, в те века, не часто стриженным с лохматыми волосами на головах……
    
     Историческая личность Вильгельма Оранского конца 17 века и дала повод англичанам – журналистам, внести образ орангутанга применительно к тугодумам ирландцам в политике. От политиков развитие ко всему народу в следующем, 18-ом веке.
     Оранский в периоды своего правления, защищал ирландцев от радикалов в правительстве и от религиозных фанатиков, те призывали, не уговаривать, а силой захватить соседние земли. Непокорных казнить или сделать рабами. По правилам того религиозного времени сильно рисковал, был причислен к заступникам, значит, духа «рыжего народа».                Жаргонное «оран» к обезьяне орангутан, и фамилия Оран(ский) критиковался сатирой в образе тупо думающей рыжей бестии и он …

     Пётр Андреевич Вяземский всю эту историю знал в подробностях, близкую из 19-го его века к 18-ому. Он имел прозвище огненно – красной – рыжей обезьяны, Пушкин в письме над ним насмехался,  «Судьба… Представь себе её огромной обезьяной…». Представь себя рыжим - рыжим орангутангом… Вяземский цвет волос на голове имел рыжий - рыжий, в мать ирландку.
Насмехаться поэт имел право, князь – демон, его судьбу превратил в заточение, тюрьму ссылки без права защититься. В большую проблему, как объясниться с правительством на расстоянии, почему он оказался в положении узника.

Много лет спустя, зная пожизненные характеристики своих современников и в прозвищах…
«. А.О. Смирнова-Россет записала в дневнике 3 марта 1845 года: «Вяземский – умный человек, но у него нет двух связных мыслей в голове».
Вездесущая известная личность эпохи Пушкина, сравнения с умной обезьяной после человека, рыжим «ораном», но без связных мыслей, говорящим больше жестами... Она, ведь, о писателе князе Вяземском.
Парадоксальность и противоречивость свидетельств того времени, как раз, и есть мистификация биографии Пушкина, где выявить истину от начала, с всё удаляющимся годами от того времени, становится невозможной…

     Правдивости ради, надо сказать…
В 18-19 веке словесные оскорбления,  значение слов, фраз, были, «как небо и земля» от современного понимания смысла обиды. Всё дело в бедном словарном запасе того столетия.
Доходчивость для безграмотного населения всех стран, новости в газетах в рисунках. Сравнения с глупыми животными в красочных рисунках, были куда весомее, чем путаница сообщений в текстах.
Полемика о значимости, например, тех же вызовов на дуэль, за оскорбления друг друга, сильно преувеличена.
Русский язык развивался, языки других стран, акцент значений был проще. Логика слова пушкинского века сильно зависела от природного сравнения с чем –то… Например, с обезьяной орангутанг, как личность Вяземского, заметим, по сословному положению – князя, которого надо чтить низкими поклонами.
Что говорить о простолюдинах Пушкиных для «князьёв», из сословия обедневших дворян.

     Александр Сергеевич о себе весело,

«Сущий бес в проказах,
 Сущая обезьяна лицом,
 Много, слишком много ветренности —
 Вот каков Пушкин».                А. С. Пушкин. “Мой портрет”

     Современники о Пушкине, о прозвищах. Лицейские клички.
«19 октября 1828 г. лицеисты первого выпуска по обычаю собирались на праздник. Протокол вел Пушкин. Перечисляя присутствующих, он записал: «Собралися на пепелище скотобратца Курнофеиуса Тыркова (по прозвищу Кирпичного бруса) 8 человек скотобратцев, а именно: Дельвиг — Тося, Илличевский — Олосенька, Яковлев — пояс, Корф — дьячок мордан, Стевен Швед Тырков (смотри выше), Комовский — лиса, Пушкин — француз (смесь обезианы с тигром)». Далее в протоколе Пушкин еще три раза назван «французом».

     Но всё - таки! Злопамятный Вяземский… В переписке обоих отсутствуют ряд писем…Нам трудно понять их письменное общение, если она прерывается на месяцы. Остались крохи, отдельные письма. Шедевры словесности по форме, загадки, тайны по содержанию.


     … Князь за оскорбления Пушкина отомстит совсем скоро, меньше, чем через два года, в 1828-ом…


Продолжение следует.