Критическая масса

Вячеслав Платонов
               
     Критическая масса присуща всему живому. Рассмотрим  случаи проявления этого явления  в природе и социуме .

    Например, почему один муравей не знает, как строить муравейник. И даже десять, двадцать и тридцать муравьев не делают этого. Они только бестолково бегают и суетятся. И только когда набирается определённое их количество, они как по команде из единого центра начинают создавать свой дом по определённым правилам. Муравейник — очень сложное многоэтажное сооружение, но каждый муравей чётко знает, что ему делать. Учёные разделяли строящийся муравейник тонким свинцовым листом пополам, исключая тем самым возможность общения муравьев. Но эти трудолюбивые насекомые продолжали строить муравейник по обе стороны листа как ни в чём не бывало. Причём все ходы чётко стыковались друг с другом с разных сторон листа.

    У перелётных птиц происходит примерно то же самое. Одна птица не знает, куда ей лететь. И две, и пять тоже не знают. Но когда их набирается определённое количество, то одна из них становится вожаком стаи и ведёт остальных по строго установленному маршруту. Откуда она получает необходимую информацию? Раньше учёные думали, что вожаком может стать только опытный самец, которому уже известен этот путь. Но оказалось, что вожаком стаи может быть и совсем молодая птица, которая ни разу не летала этим путём.

    На японском острове Косима обитала колония диких обезьян, которых ученые кормили сладким картофелем (бататом), разбрасывая его по песку. Обезьянам нравился батат, но не нравился песок на нем.  И вот однажды 18 - месячная самка Имо обнаружила, что может решить эту проблему, вымыв батат. Она научила этому трюку свою мать и других обезьян. А когда число научившихся мыть батат обезьян достигло 100, все обезьяны, жившие на близлежащих островах, вдруг, без какого бы то ни было внешнего побуждения, тоже начали мыть картофель.

   (Есть сведения , что это произошло не одномоментно и одна обезьяна, которая мыла бататы , с этого острова перебралась на соседний , прожила там четыре года и уже тогда пошла цепная реакция).

   Тем не менее , как такое может быть ? В науке это явление получило название “эффект сотой обезьяны”.

    Версий много. Некоторые  связывают это явление с информационной оболочкой земли ,   по  мнению других ,  чтобы какая-то популяция (например, человечество) получила новую информацию или сделала какое-то открытие, необходима определённая масса особей (людей), которые искали бы ответ на поставленный вопрос.

    Но доказать ни одну из теорий до сих пор не удалось. Пока это остается загадкой.

Однако . примеры …

    В глухом закарпатском селе, в небольшой деревушке, затерянной в горах, единственный музыкальный инструмент скрипка, на ней играет и стар и млад. Четырехлетний ребёнок берёт в руки скрипку и… Игорь Ойстрах рвёт на себе остатки волос. Так виртуозно играть просто невозможно ! Где ты учился , мальчик? Нигде, у нас все так играют. Я смотрел как папа играет, взял смычок и тоже стал играть. Это не фантастика , это быль. Говорят ,  об этом есть документальный фильм .

     Пример из физики - “критическая масса”  урана (использовано при создании атомной бомбы ).
   
    Многие великие изобретения были совершены разными людьми  в                разных странах практически в одно и тоже время.  И нет никаких сомнений в честности  изобретателей. Наверное, так бывает, что одинаковые идеи приходят в голову множеству людей, но не все их реализуют.

Приводятся разные версии - телепатия, передача мысли на расстоянии …

    Или вот такое объяснение - когда человек рождается, он гениален бесконечно, он знает и умеет  абсолютно всё , но сразу после рождения начинает забывать, разучиваться -  информационные каналы закрываются ?.

     Однажды , когда внуку было года три , я купал его в ванной , вместе с ним в воде плавали разные игрушки – лягушки , он их погружал в воду и потом отпускал и они выскакивали из – под воды . Глядя на это , я стал рассказывать ему о законе Архимеда : «На тело , погруженное в воду , действует выталкивающая сила…». Он поднял на меня глаза и сказал : «Деда , я знаю это …». Я видел , что это действительно так и мне стало не по себе …

     Если ребенок с самого детства погружается в мир, например музыки, если он с пелёнок видит и слышит, что все вокруг играют (поют , танцуют) , то играть на скрипке для него становится – это как дышать.

     Вернёмся к случаю с сотой обезьяной . Предположим, открываться может не широкий канал связи с энерго - информационным полем Земли (Вселенной) , но узкий, достаточный для прорыва на узком участке фронта. Одна обезьянка наладила помывку картофеля, информация об этом тонкой ниточкой пошла наверх, это очень слабое воздействие, и обратной связи пока нет.

     Две, пять обезьянок , десять стали делать тоже самое. Канал намного расширился. Но незначительно. 99 обезьянок - канал уже широкий, мощный , но еще нет обратной связи , информация поступает только в одном направлении , условно снизу вверх. И вот сотая обезьянка присоединяется к остальным. Барьер взят, плотина прорывается, информация начинает циркулировать в обе стороны ! Снизу-вверх и сверху-вниз.

     Очевидно , что обмен информацией происходит как-то избирательно, в зависимости от вида, обезьяны настроены на определенную (условно) частоту, еноты на другую, люди на свою. Эти потоки не пересекаются, а действуют  избирательно только своему виду.

     Поэтому , когда сотня обезьянок усилили и расширили канал в одну сторону, то он открылся и в другую , причем уже не узким лучом , а широкополосно.  . .

       На людей , вероятно, тоже распространяется принцип  “критической массы” .

     Если люди одинаково воспринимают,  понимают и отображают наблюдаемые процессы и явления, то все, кто мыслит таким образом –  мыслят  «едино – образно», что должно порождать  «критическую массу».

     Получается, согласно вышесказанному , что  научные и социальные открытия и достижения  происходили именно тогда, когда количество исследователей достигало критической массы. Разумеется, для каждого события  существует своя критическая масса людей, занятых решением данной проблемы . Но в любом случае все Ньютоны, Менделеевы и Коперники по сути, те же “сотые обезьяны” на пути открытий.

     Остается только определить, на что мы должны направить свои усилия?

     Приведу известное высказывание недавно ушедшего от нас в мир иной академика  Российской (и не только) академии наук, лауреата Нобелевской премии Жореса Алфёрова :

     «Если гражданина  заставляют платить за образование и медицинское обслуживание , пенсию накапливать из собственных средств , жильё и коммунальные услуги оплачивать полностью  по рыночной цене, то зачем мне такое государство ?! С какой стати я должен ещё платить налоги и содержать безумную армию чиновников? Я всегда на всех уровнях говорил , что здравоохранение, образование и наука должны  обеспечиваться из бюджета . Если государство сваливает эту заботу на нас самих , то пусть оно исчезнет , нам будет гораздо легче!».

     Конечно, это будет посложнее, чем  в случае с грязным картофелем.

     Или вот задача попроще - реализовать актуальную  на данный момент фразу Жеглова : «Вор должен сидеть в тюрьме !».

     Как могут совсем не бедные чиновники и менеджеры  всех рангов брать взятки миллионами долларов , имея зарплаты в миллионы рублей ? И при «посадке» (редкий случай – «показательная порка?») выплатить штраф в размере этой взятки при сохранении своего немалого движимого и недвижимого имущества , нажитого до этого «непосильным» трудом . Имея в виду при этом , что двадцать процентов населения страны живут на грани нищеты , а вдвое – трое больше еле сводят концы с концами . закабаляясь у банков ипотеками , займами …

     Кстати , социальное требование «Жёлтых жилетов» во Франции овладело массами и с ноября прошлого года продолжается вот уже шесть месяцев , переросло уже в политическое движение  и распространилось на два десятка других стран .

     Лично ты можешь увеличить количество проснувшихся обезьянок вокруг себя. Ваши друзья, знакомые, родственники, сослуживцы, соседи, коллеги ,  почти все  спят.

     Следует понять и осознать, что помочь себе и своей стране можешь  ты сам . От тебя , в том числе , зависит все  происходящее в этом мире и  ты  можешь его изменить. Ведь критическая масса перехода в новое качество нам неизвестна.  Вполне возможно, что “сотая обезьяна”, могущая изменить мир, это именно ТЫ !