Наш мир лучший из возможных

Смирнов Александр Алексеевич
Хочу поговорить о сложном. И попытаюсь обосновать мысль, которая давно уже поселилась у меня – а именно, что этот мир, в котором мы живем, является наилучшим из возможных.
Создатель находится вне времени и пространства нашего мира, поэтому любая  привязка ко времени может быть ошибочной. Когда мы читаем в Бытии « И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Бытие 2:2) мы должны понимать, что глаголы в прошлом времени: «Совершил», «Делал», «Почил» не обязательно означают прошлое, так как относятся к Создателю времени, пребывающему вне оного.   В неком смысле это прошлое, а в неком смысле может оказаться, что мы сейчас пребываем в точке созидания мира – находимся в самом центре творческого акта, совершаемого Богом, людьми и ангелами – мы можем являться очевидцами того само создания мира о котором было сказано в прошедшем времени.
Тезис:  «мир наш –   наилучший из возможных» может вызвать возражение потому, что мы видим много несправедливостей: идут войны, умирают люди, злодеи совершают свои злодейства. И это зачастую служит для   не верующих аргументом, которым они пытаются оправдать свое неверие. 
А ведь Бог сказал:
«В мире будете иметь скорбь».  Однако,  добавляет далее: «но мужайтесь: Я победил мир». Иоанна 16:33
И всё же не смотря на наличие несправедливости, боли, скорбей, я думаю, что наш мир –  наилучший из возможных.
Мы знаем, что Бог принимает участие в нашей жизни. Он является людям святой жизни. Бог ждет наших молитв («молитесь же так: Отче наш…» Мф. 6:9-13). Он слышит и отвечает:
Матф 18:19 « Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного»
Матф 21:22 «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите»
Бог исправляет зло, творимое людьми, обращая его во благо. Он предотвращает рождение злодеев [1],  сдерживает бесов, которые не могут ничего сделать человеку, если им не будет попущено это. Они не могут даже переселиться в свиней без разрешения (Марка 5:10-12). Кроме того мы видим что Бог общается с пророками, оставляет Свои законы, создает Свою Церковь, которая должна хранить в мире некие важные знания и более того, Сам приходит в этот мир. Всё это показатель деятельного участия Бога. Идет некий процесс созидания человеческой истории, в котором участвуют все те, кто имеет свободную волю: Бог, люди, ангелы (и бесы, как отпавшая часть ангелов).
Первый важный тезис: Бог участвует в жизни людей, в созидании человеческой истории. О степени участия Бога можно спорить. Лично мне кажется, что если бы Он устранился, то наша цивилизация уничтожила себя в течение нескольких месяцев. Города наполнились бы бесноватыми и злодеями, и началось бы взаимное истребление. Тот, кто думает иначе, пусть посмотрит на события XX века и увидит, как цивилизованные народы – а европейцы всегда ставили себя выше всех остальных народов – легко превращаются в варваров, готовых уничтожать мужчин, женщин, детей без сожаления и угрызения совести в промышленных масштабах.
Итак, Бог участвует в жизни людей, и участвует тотально, держит руку на пульсе всего происходящего в мире.
Второй тезис: Он ограничен в возможностях, и это ограничение Он наложил на Себя Сам. Он не вмешивается в свободную волю людей и ангелов. Это неприкосновенная территория. Если человек хочет убить другого, то Бог может защитить второго, попытаться вразумить первого, помешать обстоятельствами, но не отнимает саму волю к убийству. И поэтому в мире существует зло.
Третий тезис: Бог имеет замысел о мире. Ведь не для развлечения Он воплощался в человеческом теле Иисуса Христа, проливал кровавый пот и умирал в муках на кресте.
Из этих тезисов:   Бог имеет замысел, участвует в нашей истории, и не вмешивается в свободный выбор сознательных существ, -  уже можно сделать несколько выводов. А именно, что Господь ведет постоянно некую сложнейшую партию с целью достижения некоего результата. При этом известно, что Он знает всё, например, Ему известно как пошла бы история, если бы случилось или не случилось то или иное событие [1]. И Бог не предполагает, а именно может видеть как кинофильм по какому сценарию пойдет течение истории, если совершится то или иное важное событие. И Он опосредованно воздействует на людей, добиваясь достижения лучшего результата. Так он посылал пророка Иону в Ниневию, желая добиться покаяния и исправления её жителей. Так он посылает пророков к царям израильским. Он создает Церковь и посылает апостолов «научить все народы».  Но это то, что мы знаем из Писания. А сколько всего нам неизвестно!
Недавно в фильме о земной жизни Богородицы [2] услышал такую мысль, что, мол, если бы Мария не приняла вести от архангела Гавриила и не согласилась бы с волей Божией, то история человечества пошла бы другим путем. Что хочется сказать по этому поводу? Есть события архиважные. И таким событием является воплощение Бога Слова в человеческом теле. Для этого Бог создал отдельный народ. [3] Не избрал, а именно создал для Своих целей. Проделал большую образовательную работу, и вел события к рождению   Иисуса Христа, но прежде Него – Девы Марии. Я думаю, что могли быть другие и кандидатуры, но по рассмотрении иных вариантов они   быть отвергнуты, в том числе и потому, что кто-то сказал «нет» архангелу.   Бог это увидел и отказался от других. Именно Мария оказалась – лучшей кандидатурой на Мать Господа. Потому думаю, что Мария не могла сказать «нет» и история не могла пойти иным путем, если история не пущена на самотек, но творится Богом.
Очевидно, что Мария является лучшей из женщин, лучшей кандидатурой на то чтобы стать земной Матерью Господа по мнению Бога, и я понимаю, что так как Бог знает не только что есть, но и то, что могло бы быть, то отсюда следует вывод, что Мария лучшая не только из всех живших, но и вообще из всех женщин, которые только могли появиться на земле во все времена.
И если это так, то отсюда легко вывести и то, что вся наша история, если Бог принимает деятельное участие в ее созидании, всегда является лучшим выбором из всех возможных вариантов.  А то, что в ней   много зла и несправедливости, так это вина соучастников Бога по творческому акту – людей и ангелов, делающих ежесекундно свой вклад в создание истории.
 
Мы даже не можем представить себе сложность и красоту партии, которую ведет Бог. И самое интересное, что мы участвуем в этой партии и участвуем в созидании человеческой истории сейчас в настоящем. Мы становимся либо друзьями и помощниками Бога или препятствием на Его пути. Понятно, что первым будет оказано всякое содействие и почет, а вторым грозит участь сорняков, которые Садовник   вырывает и выкинет из Своего сада. И всегда это  свободный выбор разумного существа (человека или ангела).
Да, в нашем мире существует зло. Но это зло создано людьми и падшими ангелами. Бог максимально эффективно минимизирует и купирует творимое нами зло. Как я уже сказал выше, по-моему, без протекции Бога история закончилась бы за считанные месяцы (некоторые говорят, что мир без Бога не простоял бы и секунды). А у нас есть периоды мира. У нас есть праздники, театры и увеселительные заведения, куда можно ходить с детьми не опасаясь быть ограбленными и убитыми. Мы вообще можем ходить по улицами не вооруженными. Мы не прячемся под землей от животных-убийц. Мы наслаждаемся музыкой и произведениями искусств, а не упражняемся в убийстве себе подобных. Да, можно было бы сказать, что всё это достижение человеческой цивилизации, если бы не двадцатый век и с его крематориями созданными европейцами для европейцев. Нет, друзья, цивилизация у нас   без Божиего участия закончилась бы очень и очень быстро. А достижения прогресса позволили бы справиться со взаимным истреблением максимально быстро.
Итак,   мы живем в мире, который созидается Богом и существами свободной воли. И благодаря тому, что в этом участвует Бог – наш мир является лучшим из возможных. И если он нам кажется плохим, то только потому, что кроме Бога в этом процессе участвуют ещё люди и ангелы.
Осознание этого факта делает многое проще и понятнее. Так, я понимаю, что если я сейчас чего-то не имею, или не получаю, то значит, получение этого повредило бы мне или помещало в осуществлении какого-то глобального Божиего замысла. Например, у тебя нет детей, и ты печалишься по этому поводу. Но почему ты не думаешь о том, что Бог, возможно, уберег тебя от рождения больного ребенка, или, если бы ребенок родился на год или два года раньше, его сбила бы машина, и тебе пришлось бы пережить еще большее горе. Мы не знаем и не видим всех сплетений событий в которые Богу надо встроить просимое нами. Поэтому становятся понятными слова святых, которое говорят, что нужно всё принимать от Бога с благодарностью.
Есть – слава Богу. Нет – слава Богу. Подарок – слава Богу. Наказание – слава Богу. Всё ко благу!
И поэтому, наверное апостол говорит: 
« Всегда радуйтесь.   Непрестанно молитесь.   За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1Фессал. 5:16-18)
  Мы не знаем, как одно событие связано с другим. Бог же знает и делает все самым лучшим образом, соединяет нити событий в причудливый, и самый лучший узор.
Доверься Ему и ты не будешь разочарован «верующий в Него не постыдится» (1 Петра 2:6)
Слава Богу за всё!

Александр Смирнов
21.03.2019
Источники.
1. О Боге, смысле и времени #2 http://www.proza.ru/2017/11/30/499 /  http://www.golden-ship.ru/ publ/o_boge_smysle_i_vremeni_2/1-1-0-196 /
2. «Земная жизнь Богородицы». https://www.youtube.com/watch?v=b-DajBrEYlg&t
3. «О Богоизбранности еврейского народа» http://www.golden-ship.ru /publ/o_bogoizbrannosti_evrejskogo_naroda/1-1-0-177 (убрать пробел)