Вспомним ушедших

Сергей Каратов
Однажды весной, в 1980 году, мне из города Миасс пришла телеграмма о том, что умер Михаил Лаптев. Я вылетел в Челябинск, доехал до Миасса и стал свидетелем соборования и отпевания моего учителя и старшего товарища. Был март месяц, снег ещё лежал почти нетронутым на Урале, на кладбище собралось много народа, особенно из числа местной интеллигенции, которая знала стихи и рассказы Лаптева, которые печатались в местных и областных газетах. Печально было расставаться с таким дорогим человеком. На месте я узнал, что Михаил Петрович покончил с собой, не выдержав черствости и бездушия литературных чиновников в Челябинске и в столице тех лет.Он был талантлив и в своих романах, повестях, рассказах и стихах. Работал он в газете «Миасский рабочий» ответственным секретарем и ежедневно эмоционально выгорал на службе, которая буквально высасывала из него все соки, которые так нужны были ему для творчества. Когда-то я писал статью об учителе и друге, которую назвал по одноименному стихотворению «Неразгаданное братство». Минувшей осенью мы, литераторы, его ученики, собравшись в одной из библиотек города Миасс, отметили 90-летие поэта. Много теплых слов и интересных воспоминаний прозвучало на том мероприятии. Ниже я привожу биографию М.П. Лаптева, из городского энциклопедического словаря. А завершает мой материал подборка стихов Михаила Лаптева.

Лаптев Михаил Петрович
Энциклопедии и словари | Новейшая энциклопедия Миасса | Лаптев Михаил Петрович
Лаптев Михаил Петрович (21.11.1928, с. Лаптево, Кировской обл. - 09.04.1980, г. Миасс)
Родился в деревне Лаптево, Кировской области в семье колхозника. Закончил семилетку и поступил в Стерлитамакский техникум. Десять лет после окончания техникума работал фельдшером в деревнях Кировской области и Башкирии. Приходилось делать многое, не связанное прямо с обязанностями фельдшера: работать на сплаве леса, на току во время уборки зерновых. Не было акушерок, и Михаил Петрович сам принимал роды.
В 1950 году я послал первые свои стихи в газету "Красная Башкирия". В обзоре редакционной почты была приведена одна строфа из моего стихотворения с подписью "М. Латыпов. Это очень рассердило меня, и я перестал посылать стихи в эту газету».
В 1956 году приехал с женой в Нижний Тагил. Стал посещать занятия городского литературного объединения при газете "Тагильский рабочий". Успешно сдал экзамены в Литературный институт имени А. М. Горького. Его стихи, переводы и рассказы начинают регулярно печатать в газетах Среднего, а затем Южного Урала, Кузбасса, Дагестана.
С 1964 года работал в Миассе редактором газеты "Уральский автомобиль". Через два года стал литсотрудником в газете "Миасский рабочий", а с 1972 года - ответственным секретарем редакции. Михаил Петрович был наставником молодых литераторов, участвовал в работе литературного объединения "Ильменит".
Лаптев - автор изданных Южно-Уральским книжным издательством книг: "Пластинка на винчестере" (рассказы, 1966), "Костер рябины красной" (повесть, 1975), "Изморозь" (стихи, 1977). В 1974 году в Миассе самостоятельно издал небольшим тиражом на правах рукописи стихотворный сборник "Светлынь". В 2004 году вышел сборник "Синий ковш". В 2008 году вышла книга "Когда плакал чибис", в которую вошли ранние рассказы Михаила Петровича, сценарий "Круг - фигура незамкнутая", высказывания из записных книжек писателя, а так же статьи о творчестве Лаптева.
художественно-выразительные средства - все это указывает на мастерство писателя, его индивидуальный стиль.
Д. В. Шатохина

МОЯ ЗВЕЗДА

Был шаг мой весьма неуверен,
Пугал меня всякий пустяк.
Но стала светить мне Венера -
Звезда пастухов и бродяг.

Я жил небогато и шумно,
Любой презирая багаж.
Порой - точно старая шхуна,
Теряющая такелаж.

Степные снега заметали
Дороги и тропки мои.
Какие цветы расцветали,
Какие гремели ручьи!

И ночью, высокой, как вера,
Мой каждый твердеющий шаг,
С небес одобряла Венера -
Звезда пастухов и бродяг...

* * *
Бывает в жизни – дашь промашку,
Потом не сходится итог…
Давно я знал одну монашку,
С утра чернел её платок.

Она по верующим с кружкой
Пойдет с утра поклоны бить…
Моя ровесница. Подружка,
За ней повадилась ходить.

И вот божественные книжки,
Всё про святых и благодать,
Таскала даже часто слишком,
И мне давала их читать.

И мог бы я поверить слепо
В святых безгрешное житьё,
Но груди крепкие, как репа,
В то время были у неё.

НЕРАЗГАДАННОЕ БРАТСТВО

Художник кисть бросает – хватит!
Не в силах выплеснуть души.
А на мансарде юбка чья-то
Нетерпеливая шуршит.

Он в пятнах краски.
Он голодный.
Давно не брит.
Опустошен.
Зачем ему тот зонтик модный,
Неверность чьих-то юных жён?

Ему известен, не монаху,
Судьбы неписанный закон.
Он знает: к Рубенсу и Баху
Ходили женщины тайком.

Их звало вовсе не богатство,
И не какой-то зуд в крови,
А неразгаданное братство
Таланта, воли и любви.

…Она идёт, отбросив сплетни.
Звучат насмешкой каблуки.
И смотрит весь этаж последний
Ей долго вслед из-под руки.