2. Предварительные пояснения

Сергей Михальчук 8
Власть как экзистенция.

Введение.

Экзистенциальные черты Власти.

1. Предварительные пояснения.

В чём проявляются экзистенциальные черты Власти человека? - Человека - «как такового» и Власти - «как таковой»!
Человек «как таковой» предстаёт перед нами образчиком «уникальной обыденности». Он, одновременно, «так похож и так непохож» сам на себя! Его сущность расплывается, двоится. И человеческое существование, то приобретает чёткость конкретики образа человека, то опять размывается, размазывается по полотну абстрактной неопределённости попыток познания его сущности - «Что же такое человек?»
Касаясь Власти «как таковой», мы сталкиваемся с подобной же неопределённостью. - Чёткий и понятный образ Власти человека над «окружающими миром», сменяется совсем расплывшейся картинкой Власти человека над «самим собой».
Говоря о экзистенциальности «Власти», мы, как раз и вступаем в эту, чем-то размытую область существования человека - его экзистенциальность! Его неопределённость по отношении к самому себе, которая не может не сказываться на его отношении к миру и его поведения в нём. - И как индивидуума, и как Всечеловека.
Существование человека видится как духовно-нравственный экзистенциальный дар «выбора» между Совестью и Свободой, в совершении которого и состоит суть Власти, касающейся человека! С помощью этого «выбора» человеку предстоит обрести «путь познание себя» и испытать, на практике, правильность сделанного им «выбора».
Эта проверка и испытание происходит в отношениях между людьми, выставляя на суд его нравственность, нрав и мораль. Он, этот «выбор», исследуется социумом как подлежащая оценке этическая система, которая отбрасывается или принимается самым строгим судьёй - жизнью человека в обществе …
Итак, экзистенциальность Власти проявляется в устремлённости человека к Совести или Свободе, и опознаётся как устремление к любви или отказа от неё. Следовательно, Власть как экзистенция, является Свободой Совести или Свободой от Совести, то есть человек, как фрагмент Власти - совершенно экзистенциален! - Он властен сам быть - Совестью своей Свободы!! Его Власть «над собой» наиболее полная и совершенная потенция Власти!!! - Власть истекает «во вне» из внутренней экзистенциальности человека, и, поэтому, Власть - «экзистенциальна и социальна», также, как «экзистенциален и социален» сам человек.
***
Сущностный или эссенциалистский подход к поведению человека заключается в том, что человек в своих поступках «несвободен»! Над ним, во всех сторонах жизни его тела и души довлеет его индивидуальная «природа». - «Несвобода» человека заключает в свои узы его чувства, мышление и этические установки.
Экзистенциалисты подвергали критике именно эту полноту «несвободы» человека! Они считали, что человек способен освобождаться от уз своей «природности»!! И, по крайней мере, в моменты такого освобождения, его поведение преимущественно «определяется» его собственной «свободной» волей. То есть Свобода предписывает человеку его поступок и «определяет», в чём-то - берёт в какие-то рамки, его «природу». Каждый свой «выбор» - как ему поступить, человек может осуществить как «свободный»! И именно поэтому, человек несёт за свой «выбор» полноту ответственности. Проблемы «свободы» и «ответственности» составили центр философских построений экзистенциализма.
Что же ставилось разными экзистенциальными мыслителями в основание тех моментов и причин, которые могли руководить «волей» человека в его освобождении от уз своей «природности»?
Необходимо сразу отметить, что экзистенциализм, с самого начала своего появления, занялся переоценкой классических этико-религиозных ценностей. Его рождение, всё-таки, было обусловлено сложными социо-историческими событиями XVIII и XIX веков.
Отбросив теологический подход к созерцанию окружающего мира, экзистенциализм стал рассматривать человеческое существования только с точки зрения самого человека и его собственного мистического и метафизического опыта. Например, Ж. Маритен говорит, что: - «Бог, в принципе абсолютно отброшен в силу метафизического догматизма... и во имя социального коллективизма, коллективного или коллективизированного человека ... Социальный идеал коммунистов представляется выводом из первоначального атеизма, возведённого в принцип», - пишет Габриэль Марсель в «Опытах конкретной философии», стр. 103. Устремления экзистенциального мышления объять все области жизни человека было настолько активным, что экзистенциализм проник и в области религиозного познания, став, в том числе, религиозным экзистенциализмом богословия.
В психологии экзистенциализм имеет центром своего интереса то, как люди переживают, каждый по-своему, в различные возрастные и эмоциональные периоды своей жизни, те противоречия, которые абсолютно и принципиально, онтологически и бытийно неразрешимы, заложены в самую основу или ткань человеческого «существования»: жизнь и смерть, счастье и страдания, проблему свободы и несвободы, которая всегда связана со стыдом и страхом.
Мы хотим близости и единения с теми, кто нам дорог и кого мы любим! - а в действительности, мы, практически постоянно, сокрушительно одиноки; и все близкие отношения всегда прерываются и заканчиваются, обидами или смертью, кроме тех редких случаев, про которые пишут: - «Они жили долго и счастливо и умерли в один день».
Мы стремимся ощущать реальное присутствие смысла жизни, а можем себе, объективно, предложить только чувственные и умозрительные модели этого смысла. Этакие милые, психологические и морально-этические построения, объясняющие взаимодействия души и тела, но не могущие предложить ничего совершенного нравственности, совести и духу. Наша пневмология остаётся пустой и «неопределённой», превращая экзистенциализм, плотно сидящий на этих «проклятых и вечных вопросах», в некое огородное пугало, которого уже давно не боятся «птицы страдания человеческой души».
Философия экзистенциализма, посути дела, превратилась в «дизайн человеческой психологии и интеллекта, в суемудрие и «словесный понос» - «моделирования жизни вместо самой жизни»! Поэтому, у многих последователей экзистенциального мировоззрения в их отношении к жизни рождается «искушение онтологизацией страданий и отказа от борьбы с самим собой за возрождение своей пневмологии»! В иллюстрацию этой мысли можно привести высказывание американского психолога Г. Олпорта: - «Центральная тема экзистенциализма: жить - значит страдать; чтобы выжить, нужно найти какой-то смысл в страдании».
Если рассматривать экзистенциализм как новое возвращение к библейско-христианскому откровению, то можно считать «свободу выбора» бытийным свойством жизни каждого человека. Никакое воздействовали, извне ли или изнутри, не может лишить никого из нас свободного нравственного выбора между «добром и злом»! Мы всегда можем сделать выбор в пользу «добра»!! - Крайний случай Свободы - покончить с собой или остаться, помня о тех, кто тебя любит.
Виктор Франкл примерно так описывал своё понимание человеческого экзистенциала, - Люди массово бегут от своей Свободы делать осознанные решения, скрываются от неё за повседневным автоматизмом и конформизмом.
Много дополнительной информации на темы экзистенциальности можно «подчерпнуть» в книге Д.А. Леонтьева «Что такое экзистенциальная психология?»