Медведица

Фёдор Тиссен
 Земля нашим предкам досталась жирная. Жирное - так называлось русское село, расположенное ровно посередине между Франком и Гуссенбахом. Название Жирному дали из-за жирных рыб, которые водились в реке Медведице. Рыб колонисты всяких повидали, в Рейне лососи кишмя кишели, а вот осётра и белугу они увидели впервые.

Белуга занесена в Красную книгу России и её лов запрещён. Огромные штрафы браконьеров сегодня не останавливают; цена белужьей икры на чёрном рынке в России достигает до 600 долларов за килограмм, а за границей в она в десять раз дороже.
;
Берега Медведицы богаты смешанными лесами, на лесных полянах полно грибов: грузди, опята, лисички, сморчки, подберёзовики, маслята, боровики так и просятся в лукошко. На лугах полно всяких лекарственных трав. В крутом речном берегу залежи мела, глины и песка, строительный материал под рукой.

Эти места знамениты не только своей красотой и удобством для жизни. Здесь очень часто происходит много непонятного и необъяснимого. На Медведицкой гряде во время грозы очень часто возникают шаровые молнии. 11 ноября 1990 года при непонятных обстоятельствах сгорел местный пастух Юрий Мамаев. Сгорел изнутри. В местной волгоградской прессе была статья о необычном грунтовом провале в тех местах:

«Весной нынешнего года фермер чуть не провалился в странную яму, которая непонятным образом образовалась у него на поле. Она была чёткой цилиндрической формы диаметром в 1 м и глубиной 20 м. Посмотреть необычную яму на своём поле он пригласил администрацию села, полицию и односельчан. После этой экскурсии   к вечеру у всех началась головная боль, тошнота, резкие перепады давления и другие недомогания. Яму эту аккуратно загородили и решили обходить стороной.»

Возможно, это был вход в шахту. На Медведицкой гряде обнаружены подземные тоннели диаметром от 6 до 20 метров. Стены тоннелей гладкие и ровные. Возможно это был вход в одну из них. Просто так не может грунт обвалиться, да ещё трубой в двадцать метров. Другой вопрос. Кем, когда и с какой целью эти шахты выстроены?

Междуречье между Волгой и Медведицей с давних пор сильно притягивало разных исследователей. Там побывали английские, фламандские и голландские путешественники. Почему маршрут их путешествий пролёг через долину реки Медведицы они не объяснили.
В1990 году геологи обнаружили в Жирновском районе залежи высококачественной нефти. Запасы оцениваются в 80 миллионов тонн. Добыча нефти стала надёжным фактором социального развития города Жирновска, но в сёлах района, судя по репортажам российского телевидения, это пока не ощущается.
;
В общем, место для жизни предкам нашим досталось жирное и богатое разными аномалиями. Повезло нашим предкам и их потомкам с соседями. С ними никаких аномалий не было. На другом берегу Медведицы против Франка располагалось русское село Бахметьевка – родовое имение дворян Бахметьевых. В этом селе родился композитор Николай Бахметьев. После службы в российском посольстве он вернулся из Константинополя в Бахметьевку и основал там при местной церкви хор с оркестром.

Известно, что он с этим хором и с этим оркестром разъезжал по соседним селениям и ставил там оперы и концерты. Ближе всех к Бахметьевке были Франк и Вальтер. Концерт, это я понимаю, но опера для односельчан наших предков – это же, как сказала бы моя внучка, очень круто! Думаю, что акустика в солидных лютеранских церквях была не хуже, чем в Константинополе.

После отмены крепостного права Николай Бахметьев уехал в Питер и стал там директором Императорской певческой капеллы. Он известен также как автор более ста музыкальных произведений.

К сожалению, тема культурного обмена между русскими православными и немецкими лютеранами Поволжского междуречья в современной историографии проигнорирована. Сказывается столетняя политическая конъюнктура, которая всеми силами препятствует русско-немецкому сближению. Русские и немцы, поселившиеся на разных берегах Медведицы, жили дружно. После пожаров и других природных катастроф соседи выручали друг друга невзирая на различия в языке и в вере. Сближали соседей не только заповеди Христа, но ещё и любовь к земле. Она стала родной как русским, прибывшим из Симбирска, так и немцам, прибывшим из Изенбурга. Ту землю берегли и украшали.
 
К сожалению меркантилизм, проникший во все углы от Камчатки и до Лиссабона, вытеснил многие духовные ценности из души людей. Сельчане покидают свои усадьбы и перебираются в города. В рекламе риэлтерской компании Жирновского района я обнаружил фотоснимки вот этой старинной усадьбы. Её хотят продать за полмиллиона рублей. Никто не берёт. В Эркеленце столько стоит садовый домик для хранения тяпок, лопат. Столько стоит в Жирновске однокомнатная квартира. Столько стоит в центре Москвы один квадратный метр престижного жилья. Метр, где нельзя прилечь. Один метр жилплощади без гаража, без палисадника, без склада, без сада и без огорода.

Печально выглядит сегодня эта земля. В Бахметьевке осталось меньше ста человек. Руины православной церкви заросли сорняком. Рядом с изувеченным храмом одинокая могила одного из его священников заросла бурьяном. От величественных храмов Гуссенбаха и Франка вообще никаких следов не осталось. Известны лишь места на земле, где они стояли.

Лютеранский храм Вальтера почти уцелел. Купол снесли, витражи в окнах выбили и заложили досками, стоит он теперь тоже изувеченный высоко на холме и смотрит вокруг своими зияющими окнами на своего русского собрата в Бахметьевке, стоящего на другом берегу Медведицы. Когда-то они перезванивались меж собой. Звон их колоколов достигал до последних переулков Вальтера, Франка и Бахметьевки. Когда-то здесь, в этих храмах, знаменитый русский композитор Николай Бахметьев дирижировал своим сельским хором под звуки профессионального оркестра. В исполнении этого хора вся округа впервые услышала знаменитый «Вечерний звон» во всех вариациях: на музыку Алябьева, Бахметьева, Рахманинова, Золотарёва…

Ну, а природа? Не сказать, чтобы она осталась такой уж нетронутой, но у неё есть замечательная способность самовоспроизведения. Так же, как и у любви к родной земле, к родной природе. Она возрождается. Это можно судить по конкурсам детских рисунков. На фотомонтаже рядом с руинами Бахметьевского православного храма, картина ученицы Алины Полынцевой. Так она изобразила Золотую Осень на реке Медведице.


;