В академию!

Алексей Чугунов 2
          В АКАДЕМИЮ!

   Друзья- однополчане ждут возвращения. Известно, как повелось, ждут угощения – «Столичной» московского разлива. Как-то там мои разведчики, все ли в порядке, все ли здоровы? Думаю, что сержант Чемериский обеспечит порядок, дисциплину и выполнение учебного плана. Помню, уезжая в отпуск, я узнал, что в мое отсутствие будут новые учения со стрельбами. Командир батареи Гаврилец Г.С. меня успокоил, уверяя, что мой заместитель, сержант Чемериский, справится со взводом. Да, действительно, этот сержант знает свое дело и сможет обеспечить выполнение задачи взвода на учениях, как это было и ранее, когда Командующий артиллерией полковник Мацук остался доволен работой разведчиков.

   А с соседом в поезде мы разговорились об успехах советской науки в освоении космоса. Из нашего разговора я понял, что эта отрасль будет активно развиваться и далее. Да, конечно, дорога в космос открыта. Но эта область для меня была далека, и я мало что понимал в этом. Я, конечно, не мог себе представить того, что случится со мной буквально через месяц после этого разговора.

   Вернулись мы в «полуторку» своего барака.  Нас ждали. Была встреча за столом. Гаврилец Г.С. уехал в отпуск, а за командира остался ст.л-т Тимченко Д. Служба продолжается. Все идет своим чередом по плану и расписанию занятий. Мои разведчики в порядке. Однажды, когда я уже был дома, часов в 18.00, прибегает ко мне в барак посыльный из батареи и передает мне приказ командира батареи Тимченко Д.- прибыть немедленно в батарею, т.к. по телефону мне звонят из отдела кадров дивизии.
Я собрался, и мы быстрым шагом направились в казарму нашей батареи. От барака до казармы метров 300. Захожу к ст.л-ту Тимченко. Вижу лежит трубка телефона на столе. Беру трубку:
- Ало-ало, л-т Чугунов вас слушает.
- Здравствуйте л-т, у телефона начальник отдела кадров подполковник Саинсус.
- Здравия желаю, тов. подполковник!
- Хотите учиться дальше?
- Хочу,- отвечаю.
Мне было предложено писать рапорт на учебу в Киевском радиотехническом училище. На мое возражение, что я артиллерист и хотел бы учиться в академии им. Дзержинского, начальник отдела кадров что-то проворчал и распорядился немедленно прислать рапорт в штаб.

   Я остолбенел. Рапорт на учебу. И срок – до завтра. Спрашиваю ст.л-та Тимченко Д. что делать. "Нужно писать рапорт немедленно." Бегу домой к жене за советом. Писать рапорт и ехать в Москву или нет. Денег нет, уверенности в поступлении- тоже нет. Есть только желание учиться. Посоветовались с Галиной и решили, едем. Возвращаюсь в батарею, беру лист бумаги и ручку, и пишу рапорт с просьбой направить меня на учебу в артиллерийскую академию им. Ф. Э. Дзержинского. Рисковал получить по шапке за эту вольность. Но все сошло. Оказалось, что предстоит сдавать экзамены. Через неделю после подачи рапорта к нам в батарею пришло указание приехать и получить документы на командировку в Москву для сдачи экзаменов в Артиллерийскую академию. Срок прибытия в академию- 22 июля 1958 г. Сегодня 20 июля. На все- 2 суток.

   Вот так, мы только что из Москвы и, не раздумывая, собираемся обратно. Получаем денежное довольствие за июль месяц. И кроме того, офицер, направляемый в академию обязан иметь при себе:
- всю необходимую экипировку и обмундирование;
- командировочное предписание;
- подлинные документы об общем и военном образовании, медкнижку, служебную карточку;
- расчетную книжку.
Все эти документы были заготовлены отделом кадров и вручены командируемому офицеру. Кое-что собрали в чемодан, попросили соседей Тимченко Дмитрия и Яну в случае успешной сдачи экзаменов выслать в Москву наше барахлишко: шинели, сапоги и прочее. А самое главное – швейную машинку «Альтенбург», которую мы только что купили (январь - 58).
Спасибо командиру батареи: машину снарядил, на вокзал к поезду доставил, билеты достал, в поезд усадил,- и мы уже в пути.
Купе полупустое, без соседей так и оставалось до Бреста. Когда мы ехали- раздумывали, как можно добраться до академии к 9.00 22.07.58 г. Как оказалось, возможность такая есть, но очень сомнительная.
Но если учесть, что мы двинулись в путь по ж/д в 9.00 21.07.58, то через сутки можно добраться (если бы бюро пропусков Академии было бы на Белорусском вокзале). Значит, надо движение ускорить, но паровоз быстрее не идет. Надо, подумали мы, воспользоваться самолетом. В Бресте мы разузнали, что самолет ЛИ-2 летит из Бреста в Минск с посадкой на дозаправку в Пинске, а в Минске пересадка на Москву.  Это был самолет с откидными вдоль бортов деревянными скамейками. При взлете все сидящие вдоль борта пассажиры повалились со скамеек в хвост. В полёте нас немного трясло, дорога была негладкой, много было воздушных ям. В салоне были дети, женщины и даже женщина в положении. Всем было даже весело, кроме капитана с авиационными петлицами, которому было очень плохо, так что пришлось воспользоваться полиэтиленовым пакетом.
 
   Нам все удалось! От Бреста- до Пинска, дозаправились и через час были в Минске. В Минске, как и в Бресте, с пересадкой вопросов не было. Самолёт понес нас над столицей Советской Белоруссии, над Беловежской пущей, над зелеными просторами с голубыми глазами многочисленных озер. Мы обратили внимание, что в воздухе мы были всего 3,5 часа. В итоге мы добрались до "Софийки" часов на 5-6 быстрее, чем если бы двигались по железной дороге. Прилетели мы во Внуково, а потом такси. Дома были уже в полночь. Нас никто не ждал. Удалось немного поспать и уже в 8.30 я был в бюро пропусков академии на Китайгородском проезде, это совсем рядом. В бюро пропусков было несколько абитуриентов, некоторые прямо с вокзала. Разговорились. Обменялись информацией. Прямо сказать, для меня много нового пришлось услышать. Оказалось, объявлен дополнительный набор офицеров на учебу. А профиль специализации не артиллерия, а ракетная техника.
В бюро пропусков мы должны были сдать командировочные предписания и получить временные пропуска.
Проход через проходную разрешался с предъявления пропуска и удостоверения личности. Сбор абитуриентов был в конференцзале. Сбор был объявлен на 10 часов. Нам сообщили, что мы и есть дополнительный набор офицеров, что нам предстоит сдать экзамены по 6 дисциплинам с предварительными занятиями с опытными педагогами по математике.

   Был объявлен распорядок дня и место занятий (аудитории). Пока мы были массой абитуриентов. Занятия в виде лекций с нами проводились целую неделю, до конца июля. Затем две недели было дано на самостоятельную подготовку к экзаменам. В эти дни мы были обязаны прибывать в академию. Нас распределили по группам. Определили в каждой группе старшего, дали каждой группе помещение для занятий (для самоподготовки).

   Стало известно расписание экзаменов. И каждый из нас стал готовиться к очередному экзамену из следующих шести:
1. Сочинение – 4; 2. Математика – 5; 3. Физика – 3; 4. Химия – 4; 5. История КПСС – 5; 6. Иностранный язык (немецкий) – 3.
Последний экзамен, иностранный язык, оказался для меня самым сложным. По нему я едва-едва выпросил удовлетворительно. Именно просил не ставить плохо. Преподаватель задал дополнительные к билету вопросы, на которые я ответил успешно.
 
   На следующий день после шестого экзамена были вывешены списки учебных групп. Все не попавшие в списки групп могли забирать командировочные предписания и убывать к месту службы. Я поступил в академию. Почти чудом. Я- слушатель 4-го факультета Артиллерийской академии им.Ф.Э.Дзержинского.
 
   Это были те самые советские времена. Сегодня о них говорят: «как хорошо мы плохо жили». Да, именно так. Но чтобы это понять, надо быть свидетелем этой жизни. Автор- один из них, ставший только что слушателем 4 факультета академии. Эта академия являлась ведущим заведением высшего военного и технического образования. 4-ый факультет в то время возглавлял полковник Петренко, начальник курса- Мазурин.

   А вот основные кафедры академии:
1.  Устройство и проектирование ракет.
2.  Производство ракет.
3.  Эксплуатация ракет.
4.  Устройство и проектирование двигателей ракет.
5.  Баллистика.
6.  Аэрогазодинамика.
7.  Физика.
8.  Математика.
9.  Черчение.
10. Начертательная геометрия.
11. Физподготовка.
12. Материалы и пороха. Топливо.
13. Детали машин.
14. Теоретическая механика.

   Итак, сентябрь 1958 года. С сентября 1938 года прошло 20 лет, как Военная артиллерийская академия им.Ф.Э.Дзержинского была переведена из Ленинграда в Москву по решению правительства и размещена в одном из лучших зданий города, построенном архитектором Растрелли по замыслу архитектора К.И.Бланка в 1764-1770 годах. Это был ансамбль Императорского воспитательного дома недалеко от Кремля на берегу Москвы реки. Сегодня это здание с зеленой крышей, увенчанное шпилем, утопает в зелени и имеет выход КПП на Китайгородский проезд, а центральная проходная выходит на ул.Солянка. Фасадом здание обращено на набережную реки Москвы и на Устьинский мост.

   И в этом чудесном архитектурном ансамбле мне предстояло тогда в течение 5 лет (1958-1963гг) «учиться военному делу настоящим образом». И слух с Софийской набережной о моем поступлении в академию долетел до с.Коньково, кажется, раньше, чем я сам это осознал. И Коротковы, и Матвеевы, и Громовы, ну и конечно, Чугуновы, да и все мои Коньковские друзья узнали об этом. И среди них Женя Петров, Толя Матвеев, Володя Сидоров, Толя Горбачев, Коля Носов, Леня Носов, Петя Носов, Женя Леонов, Дубасовы Володя и Вася, ну и Леша Цыганов, Миша Куренев (Громов), Фатик и Рафик – братья- татары и др.
Я помню, как приехали на сдачу экзаменов из Германии и осели на Софийской набережной в доме 36, кв.2А, а не в Конькове. Тому, конечно, была причина и не одна. Во-первых- удобства (бани, магазины, отопление, водоснабжение, газ). Во-вторых- ежедневное прибытие в академию на лекции,  академия рядом. До неё в свое удовольствие можно дойти за 15 минут: 5 минут перейти Москворецкий мост через реку Москва с правого берега на левый и по набережной вдоль гостиницы «Россия»- до проходной на Китайском проезде.
В-третьих, Галина была в положении. В-четвертых, семья родителей и всех обитателей этой квартиры уже несколько лет стояли в очереди на улучшение жилищных условий.
В-пятых, наше с Галиной вхождение в состав живущих в этой квартире увеличивало шанс на улучшение жилищных условий. Но главное в том, что отец и мать Гали в этом случае решили, что так будет правильнее. Анатолий Иванович (отец Гали), не медля, сразу после нашего приезда пошел в домоуправление к тов. Чернову и на другой день оформил нашу прописку.