Взгляд двуглавого орла сверху вниз и немного вкось

Надежда Секретарева
      Нельзя обойти молчанием исполинскую фигуру государя, возвышающуюся над событиями той страшной зимы.
      Возникает несколько вопросов.
      1. Как Государь наказал А.С.Пушкина за сатиру на министра Уварова? Приказал графу Бенкендорфу сделать ему выговор и принести извинения министру. Бенкендорф сурово и строго спросил Пушкина на кого он это написал, а Пушкин ответил, что на него... не верите, а почему тот другой верит... вот и всё царское наказание и выволочка от шефа тайной полиции не может быть наказанием, потому что они были соперниками - граф Бенкендорф и министр Уваров.
      2. Как отреагировал Император,когда Уваров пришел за разрешением на издательство журнала, примерно одинаковой направленности с Современником, имея цель, придушить пушкинский журнал в "конкурентной" борьбе, издавать который собирались приятели Пушкина - князь Одоевский и Краевский - Николай Павлович изволил наложить резолюцию - И так много.
      3. О чем говорили Император, граф Бенкендорф и Пушкин на ноябрьской аудиенции? Неизвестно, кроме данного царю слова не драться. Вполне возможно, что Пушкин рассказал относительно своего открытия занятий барона Геккерна, который коротал дипломатические досуги за сочинением подметного письма.Но самого письма Пушкин не показал Царю, если бы Царь ознакомился с содержанием тогда, то , возможно, что оскорбленный Николай Павлович выдворил бы Геккерна вместе с сыном, но Пушкин не показал письма... не хотел расстроить Катенькину свадьбу.
      4. Почему Император, получив около полуночи известие о дуэли и смертельной ране Пушкина, не ложился спать до трех часов? Ждал докладов от Бенкендорфа, поэт был под надзором, хорош надзор нечего сказать, ждал доклада от Нессельроде, от Чернышова, - но никаких докладов не последовало, а он ждал, до трех. Потом он потребует все дуэльные документы, потребует расследования степени прикосновенности к дуэли иностранцев и ознакомится с дипломом ордена рогоносцев, увидев в контексте и своего брата Александра, и себя... и состав ордена рогоносцев, начиная с Петра Первого.
      Император напишет "... истина с которой ты не будешь спорить, размышление весьма глубокое, то болтали много, а я слушал - занятие идущее впрок тому, кто умеет слушать." Император сделал вывод о неполном соответствии занимаемым должностям людей, которым он доверял и на которых надеялся, а они не владели ситуацией. Почему не предупредили, что Пушкин столь популярен,- на похороны пришли многие десятки тысяч, пришлось вывести армейские подразделения под видом учебных построений. Дипломаты справедливо задавали вопрос, почему их не поставили в известность, что Пушкин национальная гордость, а они и сами не знали..
      Геккерн под занавес объявил поэта вождем оппозиционной партии, состоявшей из его друзей, это оппозиционеры - граф Виельгорский - масон, музыкант и царедворец, добрейший Жуковский - поэт и воспитатель царских детей, князь Вяземский - острослов, поэт и волокита, Тургенев - проживающий на две страны человек, чувствующий свое неустойчивое положение - ну, положим, Геккерну-то можно, с него станется, но относится к его словам серьезно - это слишком. Хотя, как знать?
      В одном из писем Геккерна есть строки, "долг чести повелевает мне не скрыть от вас того, что общественное мнение высказалось при кончине г.Пушкина с большей силой, чем предполагали". Кто предполагал? Почему предполагал? Как можно было предполагать мнение общества? Когда поэт был жив, подобное предположение очень похоже на заказ, а когда умер, то предполагать поздно - люди скорбным, многочисленным потоком пошли к дому на Мойке, где умирал поэт, высказывая неудовольствие засильем немцев при Дворе. Темная лошадка,совсем черная,этот барон Геккерн.

      Император назначит пенсию вдове и детям, оплатит долги... Выдворит разжалованного Дантеса, спровадит Геккерна без аудиенции , но с табакеркой и прикажет предать забвению дело о дуэли...
Но как забыть, что Бенкендорф не доложил, Чернышев не доложил, а Нессельроде мало того, что не доложил, так ещё отправился к Геккернам, выражать радость по поводу спасения элегантного молодого человека.
       Одиночество на высоте трона, где как над скалами в административном поднебесье парят двуглавые орлы, смотрящие в противоположные стороны... Такой пролог к Крымской войне.