Имажинизм в России. Представители течения

Сергей Сиротин
Имажинизм в России. Представители течения.
(Лекции для…)

Опять вино
И нескончаемая лента
Немеркнущих стихов…
А. Мариенгоф

Один из имажинистов В. Шершеневич писал: «Искусство, построенное на содержании … должно было погибнуть от истерики». Что же такое «имажинизм»? Произрастает от фр. Image – образ, литературное течение 20-х годов ХХ века, в Советской России утверждало примат и самоценность любого самоцельного образа и формотворчества над смыслом и идеей, выражало богемные настроения представителей этого немногочисленного литературного течения, выделившего их своей среды поэтов А. Мариенгофа, А. Кусикова, В. Шершеневича, Рюрика Ивнева, Сергея Есенина. Эти люди и сами по себе были очень интересны как личности и талантливы как поэты. Именно они помогли Сергею Есенину оттолкнуться от образа сельского пастушка – Леля. Именно они стали выразителями устремлений богемы, не желающей жить политическими лозунгами и названной «деклассированной», скорее у них была тоска по свободной богемной жизни, отзвуки которой они наблюдали после 1917 года среди старой преследуемой элиты, в условиях нарождающегося тоталитаризма, что выдавало в них неприятие происходящего. Имажинисты в своих манифестах заявляли: «Искусство – есть форма. Содержание всего лишь одна из частей формы» Для поэтов-имажинистов основными были вычурный стих, изысканно-изобретательный образ, их герои – люди неудачи в искусстве… Группа сформировалась в январе 1919 года, опубликовала программную декларацию. С. Есенин называл группу «сногсшибательным объединением».

Вадим Шершеневич (1893-1942гг.) окончил физико-математический факультет Московского университета, даже названия его сборников говорят об экстравагантности автора и его поэзии: «Романтическая пудра» и «Экстравагантные флаконы» (1913 год), «Быстрь» и «Вечный Жид» (1916 год), «Крематорий» (1919 год), «Одна сплошная нелепость» (1922 год). В стихах поэта чувствовалось влияние И. Северянина и раннего В. Маяковского. Лирический герой Шершеневича, мятущийся, пессимистически отрицающий всё сущее, представитель поэтической касты. Для поэта характерен гиперболизм образов, изощрённость формы, стремление к эпатажу и циничная откровенность. Позднее В. Шершеневич перевёл с французского на русский язык «Цветы зла» Шарля Бодлера.

Анатолий Мариенгоф (1897-1962гг.) – красивый, высокий человек, когда-то, жили с С. Есениным в одной комнате, когда учились в платном университете Шанявского, позднее дружили и сотрудничали. Эти двое вместе с Иваном Старцевым придумали игру в «имажи», которую их приятель Шершеневич превратил в серьёзное литературное дело. Позднее произведение «Заговор дураков» Мариенгофа был признан одним из достижений имажинизма. Ещё позже написал повесть «Циники» и воспоминания «Роман без вранья». А. Мариенгоф оставил поэтическую стенограмму типичного заседания с товарищами по направлению, которые исповедовали величие художественного образа.

Александр Кусиков (1896-1977гг.) Жизнь прошла от Армавира до Парижа, любил поэзию Бальмонта, в чём-то подражая ей, долго следовал её канонам, был музыкален, играл на гитаре и пел… М. Горький в очерке «Сергей Есенин» назвал его «развязным молодым человеком», наверное, именно отсюда пошло пренебрежение к имажинистам, друзьям С. Есенина в советском литературоведении.

Вадим, Сергей
И легкие приятельницы возле…

Опять вино
И нескончаемая лента
Немеркнущих стихов.
Есенин с навыком степного пастуха
Пасет столетья звонкой хворостиной.
Чуть опаляя кровь и мозг
Жонглирует словами Шершеневич
И чудится, что меркнут канделябровые свечи
Когда взвивается ракетой парадокс».

Стихи глаголет
Ивнев
Как псалмы,
Псалмы поёт как богохульства…

Под Мариенгофским чёрным вымпелом
На северный безгласный полюс
Флот образов
Сурово держит курс.
И чопорен, и строг словесный экипаж.


С. Серотян. Отпечатано 22.03.2019г.