Глава третья. БУДНИ МЕДРЕСЕ. Мастер Ибрахим не пожалел денег на дальнейшее обучение сына и отдал его в медресе города Хорасан в надежде получить из способного мальчика законоведа или богослова. Отец выбрал именно это учебное заведение по двум причинам. Первая, в Хорасан из города Балха переехал новый учитель, шейх Назир Мохаммед Мансур, известный языковед, историк, правовед и астроном. Вторая причина заключалась в том, что хорасанцы издавна прославились на весь Подлунный мир своей чрезмерной бережливостью, больше похожей на скупость. В своей книге «Китаб ал-бухала» араб из города Басры по имени Амр ал-Джахиз записал об этом следующую историю. Три хорасанца поселились жить вместе в одной комнате. Они рассчитали расходы на масло для светильника и договорились нести их в складчину. Но вдруг один из жильцов отказался вносить свою долю за масло. Тогда, зажигая лампу, два других читателя стали завязывать сотоварищу глаза платком. И не снимали повязки до тех пор, пока не ложились спать, погасив светильник. В учебной келье медресе тоже поселились трое сверстников: Омар ибн Ибрахим из Нишапура, Абу Али ибн Хасан из Туса и Хасан ибн Саббах из города Рея. Несмотря на весьма разное положение своих отцов, - ремесленник, дехканин и государственный чиновник, - юноши жили дружно, учились охотно и успешно, каждый исправно вносил свою долю за масло для лампы, за письменные принадлежности и жильё, поэтому никому из них на надо было завязывать платком глаза или выставлять ночью за дверь. Более того, ученики медресе поклялись друг другу сохранить свою дружбу на всю жизнь. А тот из них, кого удача накроет своим крылом, обязан будет помочь и остальным двум в деле достижения богатства и должности. Шейх Назир благоволил ко всем трём способным ученикам, но всё же выделял из них сына палаточника за его знания по астрономии, за его умение с первого взгляда на небесный купол находить любую планету или звезду. - Ты среди небесных светил – как огородник среди арбузов и дынь на своей бахче! –одобрительно хвалил Омара наставник. Удивительный инструмент – астролябия! Безотказный и точный. Даже не верится, что он изобретён гречанкой Ипатией. Оказалось, что учитель не очень-то охоч до мусульманского права и готов ночи напролёт глазеть не на книжные страницы, а на звёздное небо. Он научил Омара обращаться с астролябией и квадрантом, определять высоту стояния солнца над горизонтом, высчитывать градусы и разбираться в астрономических таблицах. И хотя считалось, что они занимаются священной историей, богословием и астрологией, чудак-учитель и чудак – ученик забывали о еде и питье, занимаясь естественными науками. Да, немало дорожной пыли ушло на посыпку дощечек, где производились математические расчёты. - Хочу спросить, о учитель! - сказал как-то Омар, когда они вдвоём с шейхом закончили наблюдения за созвездием Близнецов. - Спрашивай. - В Коране сказано: Аллах, велик он и могуч, сотворил семь небес, одно над другим, а нижнее небо снабдил светилами, поставив их для отражения Иблисов. Так? - Сура шестьдесят седьмая, аят пятый. – подтвердил дотошный шейх. - И ещё говорится: Аллах, создавший небо, может его остановить и низвергнуть на Землю. Но Аристотель пишет, что небо никем не создано и не может погибнуть. Оно вечно, без начала и конца, и нет силы, способной заставить его двигаться не в ту сторону. -Трактат «О небе». - Выходит, - о помилуй меня Аллах! – Он… тут ни при чём? Кому верить? Ведь Аристотель жил почти за тысячу лет до Пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и да приветствует. - Как правоверный мусульманин, ты должен верить Книге Книг. Ибо она ниспослана людям в объяснение всех вещей. Но здравый смысл… - Вот именно! Здравый смысл не приемлет – прости, о достопочтимый шейх, - и вечность с бесконечностью. Это разуму непостижимо. Горько пытливому ученику. Отого, что этот сверкающий мир, хоть и кажется близким, но остаётся всё же недосягаемым. Что толку, что знаешь название той или иной планеты, звезды? Побывать бы на ней, потрогать рукой. В Коране сказано: Творец всего сущего опустил с горных небес на землю длинную лестницу, по которой дух и ангелы восходят к Аллаху. Найти бы её! Но лестница – для небожителей. Людей и шайтанов, задумавших влезть на небо, встретит яркий зубчато-мелькающий пламень, как это говорится в Коране. Так-то. В Священном Писании люди приравнены к нечистой силе. - Зайдём ко мне в келью, - преложил как-то ученику наставник. Я дам тебе «Алмагест» Абу-ль Вафы Бузджани. Ош был и этих мест. Гордись тем, что он твой земляк. В этой книге он излагает учение румийца Птолемея о планетах. И ещё я тебе дам «Звёздный канон» Абу-Рейхана Беруни. Его книга – посерьёзнее. Беруни намекает на вращение Земли. Почитай на досуге, может найдёшь в них ответ на те вопросы, что тебя тревожат. Впрочем, вряд ли. Составителей книг многое сбивало с толку. С одной стороны Коран, с другой – истинное знание. И бейся, и мечись между ними, как можешь. Видел пьянчуг? Пить вино грех, а не пить – уже не могут… Потому и разлад в душе. После этих слов у Омара ещё горше стало на душе. Он тяжко вздохнул и произнёс печально: Ученью не один мы посвятили год, Затем других учить придёт и наш черёд. - Э-э! Да ты поэт! – изумился шейх. – Метко сказано. Погоди-ка, погоди-ка… Я попробую подсказать тебе третью строку: Какие ж выводы из этой всей науки? Омар ответил грустно: В прах превратимся мы, нас ветер унесёт… Это были его первые стихи, если не считать его рубаи про муравья и про человеческую душу слуги Ахмета, взятую им в икту. - Не горюй, сын мой! – утешил шейх ученика.- Не пропадём, ибо Аллах милостив и милосерден. Не смейся над стариком, но я тоже… Я тоже пишу стихи… Правда, жгу их, чтобы никому не читать. И ты не читай. В наш век стихотворство – очень опасное занятие. Вон бери пример со своих сотоварищей: выходец из дехкан Абу Али взахлёб читает книги об управлении государствами, а потомка чиновника Хасана интересуют отношения между людьми, а в первую голову -между мужчиной и женщиной! Это было правдой. Абу Али на самом деле донимал сокурсников медресе вопросами о налогах. Так когда-то в Нишапуре, помнится, сам Омар донимал учеников мектебе при квартальной мечети вопросами о номере одного из 99-ти «прекрасных имён Аллаха». - Скажите, о дармоеды, с чего полагается подать на бедных? – приставал Абу Али к соседям по келье. - С золота, с серебра, с верблюдов, коров, овец, пшеницы, ячменя, проса, дурры, бобов, гороха, риса, изюма и фиников. – опрометчиво отвечал на вопрос памятливый сын палаточника. - Хорошо! – радовался сын дехканина завязке умной беседы. –Раскажи мне, с какого количества золота берётся подать на бедных? - Нет подати с того, что меньше двадцати мискалей! – отвечал Омар. - А если количество золота дойдёт до двадцати, то с них полагается половина этой монеты да с того, что больше- по такому же расчёту. - Расскажи мне, о знаток, с какой стоимости серебра полагается подать? – словно малярийный комар не унимался Абу Али. - Нет подати с того, что меньше двухсот дирхемов. – начинал злиться Омар. – А если стоимость серебра дойдёт до двухсот, то с них полагается пять дирхемов, а с того, что больше – по такому же расчёту. - Хорошо! Расскажи мне, со скольких верблюдов полагается подать? - Нет подати с того стада, что меньше двадцати пяти голов, с двадцати пяти же – одна годовалая верблюдица. - Расскажи мне, со скольких овец полагается подать на бедных? - С каждых сорока голов – одна овца… - Хорошо! Расскажи мне, о купец, о правилах торговли и установлениях о ней.- переменил тему самозванный мугалим. - Правила торговли включают в себя, о справедливый смотритель базара. – предложение продать и согласие купить товар, и чтобы продаваемое было во власти продающего, а покупатель мог бы получить товар. Правила предусматривают и отказ от лихвы… - без запинки отвечал сын мастера палаток. - А каковы установления о торговле? - Право выбора товара и право отказа от сделки. Торгующиеся могут выбирать, пока они не разошлись… - Хорошо! Расскажи мне о вещах, которые нельзя обменивать друг на друга. - Ну это лёгкий вопрос, Абу Али. -засмеялся книгочей - Каждый мусульманин может прочесть об этом в правдивом предании со слов Нафи, ссылавшегося на Пророка Мухаммеда, - да благословит его Аллах и да приветствует! - который запретил обменивать сухие финики на свежие и свежие фиги на сухие, и вяленое мясо на свежее, и сливочное масло на топлённое, и всё что принадлежит одному роду и съедобно, нельзя обменивать одно на другое. - Да хватит вам, о самочинные визиры и казначеи, говорить о купеческих заботах! – вступил в беседу заскучавший от их умствований Хасан. – Абу Али лучше поспрашивай Омара о совокуплениях между мужчиной и женщиной. Он недавно прочитал медицинский трактат Абу Али ибн Сина.. Правовед Абу Али, тёзка великого табиба, обычно не принимал таких предложений, а сразу уходил в свой угол кельи, открывал очередной толстый фолиант с законами и впивался глазами в поучения об искусстве управлять государствами. Действительно ли он полностью погружался в любимую науку, или скрыто всё-таки подслушивал беседу двух словоблудов, трудно сказать (а Аллах знает лучше!). Омар же охотно переключился на беседу с развратным Хасаном потому, что к разговорам на запретные темы его побуждала плоть. Так захотел Аллах, творец всего сущего, что будь ты трижды умён и учён, но от животной сути своей никуда не денешься, если ты конечно не евнух или худосочный калека. К четырнадцати годам сына палаточника как будто подменили: раздался в плесах, огрубел, вытянулся в нескладную дылду. Это был уже не прежний искатель чудес в золе кострищ или в кроне поваленных ураганом деревьев, а наглый, вздорный, до жестокости драчливый и даже – глупый юнец. Не спускал глаз со спарившихся собак под заборами, с лошадей на базаре. С оседлавших самок баранов, быков, ослов… Омар всё чаще заглядывался на улице на девушек, но особенно – на взрослых женщин на их груди, животы и бёдра. Он ночами не спал от возбуждения. По его лицу пошла красная сыпь. Любознатец много читал о совокуплениях людей в доступных ему книгах для табибов. «Канон врачебной науки» ибн Сины был в их числе. Конечно же мимо ищущего взора юноши не прошла незамеченной в книжной лавке старинная рукопись под названием «Благоухающий сад для прогулок мысли». Заглавную часть её книгочей без труда выучил наизусть. и декламировал её на пьяных пирушках с одноклассниками: - «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! - читал он по памяти, бывало, одноклассникам по медресе на тайных от наставников хмельных пирушках. – Сказал шейх, ученейший муж, Сейид Мухаммад ан-Нафзави, да помилует его Аллах и да будет им доволен: - Хвала Аллаху, коий сотворил величайшее наслаждение для мужей в фарджах женщин и для женщин – в айрах мужей . Поистине, не успокоится и не умиротворится фардж, если не войдёт в него айр, равным образом как и айр удовольствуется только фарджем. И если одно соединится с другим, то случится между ними борьба, бодание и тяжёлая битва. Тогда, при соединении лобков, возбудятся страсти, и мужчина примется колотить пестом, а женщина – трясти сладостной ступой. И от этого произойдёт излияние. Так захотел Аллах, жизнедавец, чтобы поцелуи в губы, щёки и шею были величайшим наслаждением, равным образом как и тесные объятия и сосание губ. От этого айр немедленно укрепляется...» О-о, Омар ибн Ибрахима Хайяма! – вскрикивали часто слушатели чтеца. – Прерви свои искусительные речи для возлияния в горло вина, ибо кровь наша спекётся в жилах, если её не разбавить. -«Аллах – тот мудрец, который украсил женскую грудь сосцами, шею – нежной кожей, а щёки - желанием и жеманством.- продолжал пересказ шейха ан-Нафзави книгочей после хмельной чаши. - Аллах даровал женщинам притягательные глаза и фарджи опасные, словно отточенные мечи. Устроил Аллах женщинам пленительные животы, которым предал прекрасный вид, снабдил их талиями и тяжёлыми бёдрами, а внизу водрузил ноги. Между ногами Он сотворил нечто удивительное, подобное львиной гриве, если смотреть на неё спереди. И это называется фарджем. Сколько же доблестных воинов скончалось от сокрушения и печали по нему! Творец дал фарджу горло, язык и губы. Уподобил его следу газели на песке. Затем Аллах мудростью своей и могуществом укрепил всё это на двух великолепных мачтах, не слишком длинных и не слишком коротких, украсив их коленом, сухожилиями, Каабой и браслетами. Всё это Аллах погрузил в море великолепия, наслаждения и радости, облачив в роскошные одежды. А если красавица ещё носит и чудесные украшения, да к тому же приветливо улыбается, то нет от неё спасения. Слава же Аллаху Всевышнему, который покорил мужчин любовью к женщинам, к коим они влекутся и которым подчиняются, соединяются с ними и расстаются, из-за коих пребывают в покое и странствиях. Поистине, Аллах Унижающий, ибо унижает Он сердца влюблённых разлукой и печёт печень их огнём тоски, пренебрежения, бедности и покорности, в то время как любящие стремятся к совокуплению. И восхваляю я Господина Всех Миров так, как следует восхвалять его рабу, коему нет спасения от любви к нежным красавицам и который не в силах отказаться от соединения с ними, удалиться от них и разлучиться с прекрасными пери. Свидетельствую я, что нет Бога, кроме Аллаха, единственного, у которого не имеется соучастника, и это свидетельство я берегу для Дня Рсставания. Свидетельствую я также, что Господин и Пророк наш Мухаммед – Его раб и Посланец, глава прочих посланцев. Да пребудет с Мухаммедом молитва и благословение Аллаха, равным образом как и с его родичами и сподвижниками Его, и с их потомками. И пусть и то, и другое сохранится у Него до Дня Вопрошения, когда состоится встреча с ужасным. О-омин!» -О-омин… Омин! – вразнобой повторяли слушатели за рассказчиком и оглаживали свои подбородки своими ладонями. Пирушка заканчивалась неумеренным питьём вина. Вот почему Омар ибн Ибрахим Хайям не в пример смущённому Абу Али миролюбиво сказал своему соседу по келье Хасану ибн Саббаху: - Что ты хотел знать о сношениях мужчины с женщиной? Спрашивай… - Расскажи мне, о табиб, о совокуплениях. - Поистине, в совокуплении – великие достоинства и похвальные следствия: оно облегчает тело, наполненное чёрной желчью, успокаивает жар страсти, привлекает любовь между людьми, веселит сердце и прекращает душевную тоску. Умножать число совокуплений в дни лета и осени вреднее, чем зимой и весной. От совокуплений люди имеют много пользы, ибо оно прекращает заботы и беспокойство души, успокаивает страсть и гнев, целебно при язвах. Всё это так, когда в природе человека преобладает холодность и сухость, а иначе частые совокупления ослабляют зрение, и от них рождаюся боль ногах, спине и голове. Берегись, о Хасан, берегись сношений со старухой: это – одно из убийственных дел; и говорил имам Али( да почтит Аллах лик его!): «Четыре вещи убивают тело и делают его дряхлым: ходить в баню, когда сыт, кушать солёное мясо, иметь сношение, наполнившись пищей, и совокупляться с больной – это ославляет твои силы и делает твоё тело хворым. Старуха – это убийственный яд, и кто-то из мудрецов сказал: «Берегись женитьбы на старухе, даже если у неё больше сокровищ , чем у легендарного богача Гаруна». - А какое совокупление самое приятное, о Омар? - Когда женщина молода годами, прекрасна станом, с выдающимися грудями, с красивыми щеками и благородными предками. Такая женщина прибавит силы здоровью твоего тела. -Расскажи мне, в какое время хорошо совокупляться? -Если ночью, - пересказывал однокласснику книгочей вычитанные советы знаменитых табибов. – то после того как переварится пища, а если днём, то после обеда. - Расскажи мне, где пребывает животворящее семя человека? - Расскажу, ты только слушай внимательно, Хасан. У каждого из нас, мужчин, есть жила от головы и до седалища, которая поит все другие жилы. Так вот в неё-то и собирается влага из трёхсот шестидесяти жил, а потом она входит в левое яичко красной кровью и варится от жара составов в человеке и превращается в мужское семя, густое и белое с запахом пальмового цвета. - Хорошо! – восхитился слушатель книгочея. – Скажи мне теперь, правда ли, что в Подлунном мире самец какой-то птицы испускает семя, а самка выделяет из своего фарджа месячную кровь? - Нет, неправда. Это не птица, а летучая мышь, нетопырь. - Ну и дурак же ты, Хасан! – вдруг подал Абу Али торжествующий голос из своего угла. – Я разве не говорил тебе, что у птицы не может быть месячных, ибо в их телах нет материнской утробы! – подал торжествующий. - Ах ты, лицемер подлый!Ты же сел изучать сереты управления государствами, а сам подслушивал нашу беседу. Получай же, слухач и соглядатай, по заслугам! - и радосадованный Хасан метнул в тихоню свою подушку для седалища. Тот не остался без ответа. Он тут же метнул в сторону двух друзей уже две подушки со словами оправдания: - Сношения и совокупления между людьми, о невежды, являются главной причиной для увеличения народонаселения, а значит и процветания стран… - Зачем же ты рожу свою отворотил от нас, когда я задал Омару вопросы про это, бесчестный притворщик? Через минуту в келье образовалась куча мала из молодых и сильных тел, обладатели которых в притворной ярости волтузили друг друга. Неуемная бодрость их была неизбежным следствием разговоров на темы, возбуждающих страсть. А ночью, в кругу развесёлых учеников медресе - будущих визирей, казиев, хакимов, мугалимов и богословов, - друзья упились жидким белым вином, Оно требует мало пищи, устраняет чёрную желчь и полезно для людей пылкого нрава.
Вопросов полон мир, - кто даст на них ответ? Оставь их, если ты во цвете лет! Рай на земле вином создай, - в небесный Не то ты попадёшь, не то, любезный, нет. Через четыре года спустя шейх Назир Мохамед Мансур и три его любимых ученика, прижавшись к стене медресе, в ужасе, точно путники застигнутые селевым потоком, глядели как туркмены волокут из келий истерзанных учёных, жалкий их скарб и связки книг, Такого ещё не бывало в Хорасане! Даже жестокие слуги султана Махмуда Газнийского, - который когда-то повелел соорудить повсюду множество виселиц и под ногами повешенных еретиков жечь костры из книг, направленных против «истинной веры», - даже они не устраивали казней прямо в медресе. Всё-таки оно под защитой Аллаха, милостивого и милосердного. Сегодня же, недавние язычники, сельджуки в излишней ретивости во имя Аллаха оплевали учение Пророка его, Мухаммеда, да благословит его Аллах и да приветствует. - Нет верующих более неистовых, чем новообращённые язычники! – тихо изрёк испуганный наставник испуганным ученикам, не ведая о том, что один из них доносчик, по вине которого и вершится сегодня жестокая расправа.