469 Роковое ожидание 15 сентября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

469. Роковое ожидание. 15 сентября 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Суббота 15 сентября 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане у западной границы морского района "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap) недалеко от мифического острова Роколл (англ. Rockall, географические координаты: 57°35;48; с. ш. 13°41;19; з. д. (57.596667°, -13.688611°), принадлежность острова оспаривают между собой Великобритания, Ирландия, Дания (Фарерские острова) и Исландия. Ближайших метеостанций, в архиве которых есть климатические данные указанного морского района за сентябрь 1973 года, нет, поэтому автор указывает данные ближайшей метеостанции Рейкьявик (сев.) Исландия, географические координаты: 64.132,-21.933, которые максимально близки фактическим условиям погоды 15 сентября 1973 года вокруг БПК "Свирепый". Дневная температура: мин.: 9.2°C тепла; средняя: 10.7°C тепла; макс.: 12.0°C тепла. Эффективная температура (температура самоощущения человека) 7.8°C. Ветер умеренный (4 балла) дует со скоростью 6 м/с (21,6 км/ч). Волнение в океане умеренное (4 балла). Волны удлинённые, хорошо выраженные. пенные белые барашки на многих гребнях ветровых волн. Высота волн 1-1,5 м, длина - 15 м. Осадков нет. 15 сентября 1973 года солнце в точке острова Роколл взошло по местному времени в 08:34, а зашло в 21:26. День длился 12 часов 52 минуты.

В 00:00 в субботу 15 сентября 1973 года БПК "Свирепый", как было приказано, прибыл в назначенную точку Атлантического океана и мерно на самом малом ходу 3 узла (5,56 км/ч) то есть с оздоровительной скоростью резвого пешехода (до 7 км/ч), начал свою сторожевую службу боевого ожидания. Чего мы ждали? Честно скажу: "Не знаю". Вероятно, никто на корабле, даже сам командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров, не знал, чего же мы ждём и для чего прибыли сюда в район мифического острова-скалы Роколл. Об этой скале, одиноко торчавшей из Атлантического океана, по кораблю ходили самые невероятные слухи...

На корабле была постоянная "Боевая тревога", хотя корабельное противолодочное оружие и даже антенные посты станций наведения ЗРК "Оса-М" были зачехлены защитными брезентовыми кожухами и чехлами. Осадков не было, ветер был умеренный, волнение моря комфортно-океаническое, но "на улице" (так мы называли верхнюю открытую падубу корабля) было сыро, промозгло, очень прохладно. Особо напряжённо и старательно несли ходовую вахту только гидроакустики РТС и сигнальщики-наблюдатели, потому что приказ командира корабля об усиленном наблюдении за горизонтом и поощрении 10-дневным отпуском с выездом на родину за обнаружение подводной лодки (лодок) был в силе и не отменялся.

Сегодня была суббота, после обеда и после ужина я показывал из нашей "кинобудки" личному составу экипажа корабля кинофильмы: "Драма из старинной жизни" (1971) и "Одержимые" (1962). Эти фильмы были не комедийными, их нам передали с танкера СМТ "Олекма" и я сомневался, что наши моряки БПК "Свирепый" будут смотреть эти драмы, но фильмы были приняты с удовлетворением, со вниманием и ещё некоторое время мы все переживали события этих киноисторий. Правда реакция наших моряков была неадекватной: на экране герои переживают, а наши ребята комментируют и посмеиваются... Вечером я записал в своём дневнике-ежедневнике:
15 сентября 1973 сб
Смотрели фильмы: «Тупейный художник» и «Одержимые». Нет, такие фильмы надо на гражданке смотреть, а не здесь. На экране переживают, а мы смеёмся. Ничего замечательного, только вдруг Валя Архипова вспомнилась.

Не буду пересказывать содержание рассказа Николая Семёновича Лескова "Тупейный художник" (1883 г.), но тягучая киноистория драмы из жизни русских помещиков и крепостных меня потрясла. Некоторые "храбрые острословы" из моряков-годков отметили, что граф и хозяин орловского крепостного театра в фильме внешне "смахивает" на нашего командира корабля и по манерам - на старпома... В талантливом парикмахере Аркадии многие видели себя... А образ героини - красивой актрисы крепостного театра Любови Онисимовны - почти никого особо не тронул... Однако я глубоко проникся героями, особенно, героиней фильма и затаив дыхание смотрел его из окошка кинобудки, не слыша трескотню кинопередвижки "Украина" за спиной. Мне несчастная Люба почему-то напомнила мою первую школьную любовь - Валю Архипову...

После этого фильма на корабле некоторое время было модным петь самодельную флотскую песню, в которой были такие слова:
Буду лежать я на дне морском,
Грудой поблёкших костей,
Рядом твоя фотография,
С нежной улыбкой твоей…

Я категорически был против этой песни, хотя и переписал её куплеты, напетые мне одним из молодых матросов. Эти "упаднические" настроения нам были ни к чему и я корил себя за то, что в эту субботу показал драму старинной жизни крепостных, с которыми мы сейчас сравнивали себя, болтаясь неизвестно где и неизвестно зачем в открытом Атлантическом океане рядом с мифическим островом Рока (Роколл).

Второй фильм, который мы смотрели вечером, был о взаимоотношениях в одной из бригад строителей на комсомольской стройке. В фильме и в бригаде было почти тоже самое, что и у нас на корабле: одни проявляли искренний энтузиазм и самоотверженность, а другие - эгоизм и малодушие. Этот фильм тоже вызвал "брожение" в экипаже, потому что невольно моряки, в течение полутора месяцев ежедневно и напряжённо нёсшие ходовые вахты на заведованиях, живущие в режиме четырёхчасовых вахт, четырёхчасовых подвахт и четырёх часов беспробудного сна с автоматическим пробуждением по биологическим часам, невольно тупели, превращались в приложение к корабельным машинам и механизмам. Особенно тяжко этот нечеловеческий машинно-органический ритм жизни ощущался тогда, когда вокруг ничего не происходило. Опять же всех интересовала и в то же время заботила информация о каком-то там острове-скале Рока (Роколл).

Я ничего не знал об этой скале и острове и не мог ответить на вопросы ребят, но и наш штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Геннадий Фёдорович Печкуров, а также никто из офицеров и мичманов, включая командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова, ничего не мог сказать об этом острове... Словно какой-то рок скрывал этот остров в пучине Атлантического океана. Смутно кто-то помнил, что "есть такой необитаемый остров с таким названием и что возле него погибло несколько судов". Г.Ф. Печкуров только сообщил, что неподалёку находится архипелаг островов Сент-Килда или Санкт-Килд (в 40 милях к западу-северо-западу от острова Норт-Уист в северной части Атлантического океана). Однако БПК "Свирепый" был в морском районе гораздо западнее этих островов...

Пребывание БПК "Свирепый" без особого хода и без "боевой работы" затягивалось, пошли вторые сутки нашего ожидания и это "ничегонеделанье" угнетало всех, заставляло обращать внимание на ошибки и промахи друг друга, делать колкие замечания, опять проявлять элементы "годковщины", "шхериться" (прятаться, замыкаться в себе), забавляться "невинными" флотскими шутками и розыгрышами, вести "сонливый" образ жизни. Замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин был занят разборками с офицерами и мичманами, которые потихоньку начали заглядывать в свои "анкерки" с "аварийным запасом бодрящих напитков". Мне Дмитрий Васильевич поручил активизировать работу в кубриках, общение с моряками, комсомольскую работу, а также ускоренное изготовление плакатов, стендов, стенгазет и боевых листков по боевым частям. Кстати, Дмитрий Васильевич чуть ли не объявил мне выговор за то, что я "без спросу" показал личному составу корабля кинофильмы "Драма из старинной жизни" и "Одержимые"...

Увы... Я ничего не мог уже изменить, потому что "бытие определяет сознание", а наше "корабельное бытие" было очень простым, тупым и однообразным: вахты, подвахты, ожидание, сторожевая боевая служба в указанном морском районе... Вот почему я решил разузнать всё, что только возможно, о том районе Атлантики, в котором "топтался" БПК "Свирепый". В корабельной библиотеке была только одна специальная книга, которая могла бы что-то рассказать о том морском районе, где мы находились - Лоция северной части Атлантического океана Ч. 1:Фарерские, Шетландские и Оркнейские острова / Гидрогр. управление Военно-морских сил. - [Ленинград] : Изд-во Гидрогр. упр. ВМС, 1948 - . Ч. 1 : Фарерские, Шетландские и Оркнейские острова. - 1948. - 378 с. : м. карты, ил. - Алф. указ.: с. 344-378. Шифр хранения: E4 6/83. Эта книга в простом твёрдом сером переплёте была только для служебного пользования, не предназначалась для продажи, распространялась только по кораблям, имела нумерованный экземпляр, карты и описание бухт, заливов, островов и была уже старой - 1948 года выпуска.

Лоция Северной Атлантики начиналась с важных предупреждений о минной и навигационной опасностях, давала описание портов, гаваней, якорных стоянок, а также сведения о течениях и глубинах. Более современная лоция Атлантического океана была у штурмана Г.Ф. Печкурова, но он её никому не давал и только по запросу командира корабля и офицеров нехотя что-то сообщал, пересказывал, рассказывал. Об "острове рока" Геннадий Фёдорович говорил только, что "это одинокая скала - вершина подводной горы-вулкана, который потух миллионы лет тому назад". Тогда командир БПК "Свирепый" приказал штурману и другим старшим офицерам "с применением корабельных средств навигации собрать возможно полную реальную информацию о глубинах, дне и окружающей нас среде, в том числе путём составления метеосводки через каждые 4 часа вахт". У штурмана, рулевых БЧ-1, радиометристов и гидроакустиков РТС, сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4 и у меня появилось реальное дело, работа, занятие, исследование, которое я мог теперь использовать при оформлении фотолетописи БПК "Свирепый" и корабельных стенгазет. Кроме этого, особую заинтересованность в определении места, где мы находимся и где мы на БС (боевой службе) проявили годки из БЧ-5 призыва осень-зима 1970 года, потому что им надо было готовиться к ДМБ и рассказам "на гражданке" об из героических боевых походах в морях-океанах...

Глубины океана, над которыми дрейфовал и медленно перемещался БПК "Свирепый", были в пределах 2021-1625 и 1000-800 метров. Глубоко... В середине морского района, примерно в 75 милях к западу от Шотландии в так называемом "корыте Роколл" (the Rockall Trough) - глубоководной неровной подводной долине, протянувшейся с северо-востока на юго-запад, располагается подводная гора с плоской вершиной - Rosemary bank. Эту гору назвали в 1930 году по имени исследовательского HMS "Rosemary" команда которого в 1930 году обнаружила эту гору. Rosemary bank, как и сама долина Роколл (the Rockall Trough) образовалась около 70 миллионов лет назад из большого вулкана. Кальдера этого вулкана высотой около 200 метров над дном долины и в 300 метрах от современного уровня океана. Любопытно, что вокруг этого вулканического конуса располагается глубоководный желоб ("тонкий ров") с большей глубиной, чем дно окружающей долины - "корыта Роколл".

Левее или на запад от горы Rosemary bank располагается Джордж Блайт-банк (George Bligh Bank) - тоже подводная непризнанная "гора" с плоской вершиной в "корыте Роколл". Гора Джордж Блайт-банк имеет почти круглую форму, находится в Северо-Восточной Атлантике к западу от Шотландии, в точке с координатами около 59° N, 14° W. Диаметр её основания около 75 км, высота вершины около 450 м ниже уровня океана, а поднимается она с глубины более 1000 м. Гора Джордж Блайт Бэнк - это часть континентального плато Роколл-Хаттон, который отделился от северо-западной европейской континентальной окраины около 100 миллионов лет назад. Интересно, что вершина Джордж Блайт-банк (George Bligh Bank) не имеет осадочного покрова, потому что здесь сильное подводное течение. Название этой банке дали по имени рыболовного исследовательского судна RV "George Bligh", которое обнаружило это место богатое рыбой в апреле 1921 года. Вообще, вся обширная область "корыта Роколл" богата глубоководными популяциями промысловых рыб.

Точно к югу от Джордж Блайт-банк (George Bligh Bank) располагается обширное плато Rockall Bank или Банка Роколл - банка в Атлантическом океане к северо-западу от Ирландии. Здесь в точке с координатами: 57°35;48; с. ш. 13°41;19; з. д. располагается та самая мифическая необитаемая скала-остров Рока или "Rockall". Плато-банка Роколл (Rockall Bank) имеет вытянутое с севера на юг расположение и к вершине скалы-острова Роколл последовательно поднимается с глубин 2000-1000 метров до глубин 500, 327, 247, 2019, 143 метров (Empress of Britan bank), затем поднимается склонами непосредственно вулканической горы Роколл с глубин: 198, 177, 165, 154 метров. За 12 миль до вершины скалы-острова Роколл глубины на склонах подводного вулкана уменьшаются: 141, 134, 117, 100, 73, 64 и 49 метров.

На восток от острова-скалы Роколл в середине дистанции между ним и западными островами британской Шотландии в "корыте Роколл" располагается подводная вулканическая гора Антон-Дорн (The Anton Dohrn Seamount). Название горы пошло с 1950 года от названия немецкого исследовательского судна, которое было названо в честь биолога XIX века Антона Дорна. Этот вулканический конус возвышается с глубин около 2100 метров до глубины 600 метров ниже уровня моря. Обширная кольцевая структура вершины горы Антон Дорн (кальдера) имеет осадочный слой толщиной около 100 метров, возникший в результате эпизодической вулканической активности 70-40 миллионов лет назад. Глубина океана в центре кальдеры этого вулкана - 531 м.

Вот в этом морском районе Северо-Восточной Атлантики между указанными вершинами гороподобных банок, плоскогорий и подводных вершин древних вулканов ожидал чего-то и нёс сторожевую противолодочную боевую службу БПК "Свирепый". Пока мы смотрели кино, кушали субботний обед и ужин, занимались своими делами и вяло скучали по дому и окончанию БС, кому-то было не до скуки, потому что в 05:00 субботы 15 сентября 1973 года на далёком Краснознамённом Северном флоте снимались со швартовов и выходили в дальний поход советские противолодочные дизель-электрические подводные лодки пр.641: Б-409, Б-440, Б-130, Б-31, Б-105, Б-116, Б-413, многоцелевая ракетная подводная лодка пр.651 - К-318, противолодочный БПК пр.1134Б, танкер и другие суда. Они шли к нам, в район боевой службы БПК "Свирепый", к острову Рока (Роколл).

Фотоиллюстрация: 15.09.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Карта глубин морского района так называемого "корыта Роколл" (the Rockall Trough) - глубоководной неровной подводной долины, протянувшейся с северо-востока на юго-запад примерно в 75 милях к западу от Шотландии. (Сайт Мультимапс: https://multimaps.ru). Где-то здесь в центре этого района БПК "Свирепый" осуществлял противовоздушную, противокорабельную и противолодочную сторожевую службу, ожидая прибытия и прохождения советской эскадры Краснознамённого Северного флота в составе: противолодочных дизель-электрических подводных лодок пр.641: Б-409, Б-440, Б-130, Б-31, Б-105, Б-116, Б-413, многоцелевой ракетной подводной лодки пр.651 - К-318, противолодочного БПК пр.1134Б, танкера и других судов обеспечения. В этот день в 05:00 15 сентября 1973 года началась 13-ти месячная автономная БС указанных ПЛ и НК в Средиземном море, где на Ближнем Востоке назревал военный конфликт, который получит название "Война Судного дня". Кстати, в феврале 2000 года "британское океанографическое исследовательское судно "РРС Дискавери", плывущее в этом районе ("корыто Роколл"), столкнулось с крупнейшими волнами, когда-либо зафиксированными научными приборами в открытом океане, с SWH 18,5 метров (61 фут) и отдельными волнами до 29,1 метров (95 футов)". (Википедия).