Молчать, видя такое - себя не уважать ДОП 24. 3

Полковник Чечель
                ПРОЛОГ

    Мой правый лётчик Юрий Лончаков в испытатели пробовал пробиться три раза. Первый раз в 26 лет он приехал в Ахтубу просто на разведку, посмотреть, что, да как? Второй раз в 28 лет, серьёзно подготовившись и с твёрдым желанием поступить. В тот год брали (там рекомендовали в кадрах) 8 лётчиков из истребительной авиации, трёх бомбёров и двух вертолётчиков. Юра все экзамены сдал на пятёрки, включая технику пилотирования, и это после 11-ти месячного перерыва полётах. Все, в том числе и он, были уверены, что он железно будет учиться в Школе лётчиков-испытателей (ГЛИЦ им. В.П.Чкалова). Но, увы, сработал армейский принцип: "Заходишь в кабинет начальника со своим мнением - выходишь с мнением начальника".

   "Тов. капитан, Вы ещё молоды, Вам всего 28, а майору Сидорову, который идёт четвёртым по набранным баллам за Вами, уже под 30", - сказал генерал Пупкин на мандатной комиссии, - поэтому ждём Вас снова через год на конкурсные экзамены, а сейчас вместо Вас мы берём Сидорова". (Правда, генерал "скромно" промолчал, что у Сидорова дядя - крупная "шишка" в КГБ в Москве). В общем, когда Лончаков вышел с мандатной комиссии, его все начали поздравлять, и для всех, как гром среди ясного неба, прозвучало: "Мужики, я не поступил, вместо меня взяли Сидорова, хотя общий балл у него ниже моего". После чего мой правый лётчик, который у меня в экипаже почти не пил, а только как самый молодой бегал в магазин, когда у народа находился повод что-то отметить, прямо тут в Ахтубе с экипажем АН-12 "вошёл в штопор" и неделю из него не выходил, и всё из-за того, что так "бесславно оборвали его голубую мечту розового детства - не просто летать, но и испытывать самолёты".

    Через два года Лончаков, которому к тому времени исполнилось уже 30 лет, приехал снова поступать в испытатели. Он готовился к экзаменам, но мысль и волнение, а вдруг всё будет как в прошлый раз, подвели. Аэродинамику он сдал на "четыре, и в этот раз чисто не прошёл по конкурсу. Но "госпожа Удача" улыбнулась достойным. В тот год, в порядке эксперимента в Инженерную академию им. Жуковского решили взять лётчиков, кто окончил училище с "красным дипломом". Так Юра сначала оказался в академии, а потом и в отряде космонавтов, выполнил три полёта в космос, и за 19 лет пребывания в отряде космонавтов прошёл все должности от космонавта-испытателя до командира отряда Российских космонавтов и начальника ЦПК им. Ю.А.Гагарна. Причём, как его бывший командир, подтверждаю, что у него были веские основания, когда он отказался от четвёртого полёта в космос. Вынужден вновь поднять этот вопрос, потому что тогда Юру заклеймили "позором, всякими нехорошими словами", и обвинили чуть ли не в дезертирстве.

    Поймите меня правильно - я ничего лично не имею против лётчика "Сидорова" - (ФИО, сами понимаете, я взял произвольно). Он наверняка хороший лётчик и достойный мужик, к тому же не в тыл с фронта бежит, благодаря родственным связям, а наоборот, стремится на самое остриё атаки. Но всё же за Державу обидно, иначе зачем тогда все эти экзамены, называемые конкурсными, если этот самый конкурс существует, оказывается, лишь на бумаге?

    А теперь изложим СУТЬ, ради чего я затеял весь этот разговор? Но сначала озвучим "лирическое отступление" - письмо полковника Чечеля Заслуженному лётчику-испытателю РФ, Герою России А.Ю.Гарнаеву:

    Василий Чечельницкий: "От такой информации нельзя стоять в стороне. Вы разрешили мне напечатать ещё один рассказ из Вашей уже опубликованной прозы. Я бы хотел от Вашего имени озвучить именно эту историю, которая по своей сути является безпрецендентной, но она же говорит - раз такое было возможно один раз, то это может повториться со следующими парахиндеями от авиации. О таких вещах надо бить во все колокола, и не допускать, чтобы ради денег отдельные начальники или просто должностные лица забывали о чести Отчизны...

    Александр Гарнаев: Василий Чечельницкий ®;ПОВТОРЯЮ: Вам лично даю разрешение за собственноручной подписью НЕОГРАНИЧЕННО перепечатывать ЛЮБЫЕ мои публикации (и из i-net, и газетные, журнальные, книжные и пр… бумажные и др…)!

   Александр Гарнаев сейчас здесь: ЛИИ им. Громова.
18 марта в 08:48 · Город Zhukovskiy, Россия ·
ОДНА ИЗ ГЛАВ СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГИ ; 1-я официальная публикация: журнал “Законность” № 12 (782) - 1999 ©; досл.цит. ревизии / цензурированию не подлежит [лишь незначительные сокращения, прим.ред.]
(C): http://old.redstar.ru/2005/09/21_09/4_03.html

                ”Афера пышного"

     Председатель совета ветеранов ЛИИ им. М.М. Громова заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза А.А. ЩЕРБАКОВ, лётчик-испытатель ЛИИ им. М.М. Громова командир отряда лётчиков-испытателей № 1 Герой России А.Ю. ГАРНАЕВ.
В журнале «Крылья родины» № 12 за 1998 год помещена статья В. Филимонова «Тернистый путь к рекордам, или Рассказ о том, как Иван Пышный, Владимир Кондратенко и Урал Султанов установили 12 мировых рекордов». А на обложке – фото, на котором два человека в лётном обмундировании стоят на фоне самолёта. Тот, который на фото слева, – не лётчик-испытатель, не рекордсмен, а мошенник-мистификатор, продолжатель дел Ващука и Пургина, о которых «Красная звезда» рассказала 16 сентября 2005 года в материале «Придуманные герои».

     Рекордов он устанавливать не мог, так как летать не умел и не умеет. Его участие в полётах на двухместном самолёте сводилось к функции центровочного груза. Однако в статье Филимонова он фигурирует в качестве командира экипажа. Как такое могло произойти в Лётно-исследовательском институте, где принципы правдивости и объективности профессиональных оценок лётчиков-испытателей культивировались десятилетиями, а их нарушения многократно были оплачены кровью?

     Биографию Пышного восстановить трудно, ибо трудно разграничить факты и фантастические версии. Развал Советского Союза и нынешняя взаимная изолированность официальных органов России и Украины не позволяют быстро, оперативно и достоверно проверять все детали. И потому установление истинного пути героя этого репортажа заняло немало времени.

     Летом 1994 года в Лётно-исследовательском институте появился импозантный, напористый молодой человек, искренне тронувший многих должностных лиц своими рассказами, а также деловыми предложениями. Рассказами о героических полётах в ВВС, о службе в Афганистане, где он якобы был сбит и катапультировался, о невероятных превратностях своей непростой судьбы. Он подал заявление с предложением зачислить его в Школу лётчиков-испытателей [“ШЛИ” - прим.ред.] и дать ему возможность совершенствоваться в полётах дальше, причем в духе времени – на коммерческой основе. Чего греха таить, для задыхающихся от безденежья института и ШЛИ это предложение было как манна небесная! К тому же легитимность подобных сделок внешне несомненна не только в нашей разваливаемой авиастроительной отрасли, но и во вполне благополучных аналогичных учреждениях капиталистического Запада.

     Первые сомнения родились с началом его учебных полётов. Человек летать не умел. И, очевидно, никогда и нигде этому не учился – в принципе! Более того, стало совершенно ясным и отсутствие у него вообще какого бы то ни было образования. Но многие должностные лица в тот момент, ничтоже сумняшеся, закрыли на это глаза. В ЛИИ исправно выполнял грузовые авиаперевозки «приведенный» им транспортный Ил-76, давая работу многим авиационным специалистам и зарабатывая деньги на бессмысленные полёты «лётчика» Вани Пышного. На одном только учебном самолёте Л-39 он выполнил около сотни вывозных и контрольных полётов, но самостоятельно так и не вылетел! И кончилась бы эта чехарда ничем, если бы не…
Именно в тот период, в 1995 году, сменилось руководство Лётно-исследовательского института.

     Пришли «к власти» люди, очень быстро сориентировавшиеся – в духе того времени – на циничное разворовывание государственных средств, ресурсов основных производственных фондов предприятия. Многие из них сейчас находятся под следствием по различным уголовным делам, но закончатся ли они чем-либо логичным, пока неизвестно. А тогда для них такие Вани были просто находкой. И история возымела бурное продолжение.

    По окончании Школы лётчиков-испытателей Пышным… ему было выдано свидетельство лётчика-испытателя установленного образца, и он был распределен в отряд лётчиков-испытателей ЛИИ им. М.М. Громова. Первая же проверка командиром отряда [А.Ю.Гарнаевым - прим.ред.] обнаружила его полную профессиональную несостоятельность. Позже начали происходить и намного более странные явления:
Из докладной записки от 18 ноября 1996 года начальнику ГНЦ ЛИИ им. М.М. Громова Ф.Д. Золотареву от командира отряда лётчиков-испытателей маневренных самолётов А.Ю. Гарнаева (с приложениями ксерокопий на 5 стр.):

    «…Во вверенном мне подразделении числится лётчик-испытатель Пышный И.А. Данный лётчик-испытатель вовлечен в деятельность, представляющуюся мне наносящей ущерб интересам возглавляемого вами Государственного научного центра и не подконтрольную мне как непосредственному начальнику. В этой связи докладываю вам, что:

     1. В январе с.г. Пышный И.А. убыл в служебную командировку в Великобританию, доложив мне устно о соответствующей вашей санкции и планируемом сроке – 3 месяца. По прошествии данного срока непоявление его на регулярной службе побудило меня к выяснению деталей данного командирования. При этом выявилось, что:
– данная командировка вами официально не санкционировалась, командировочное удостоверение за № 04-4340 от 21.12.1995 г. было подписано сроком на один год вашим заместителем Ахрамеевым В.И. (приложение № 1);
– основанием для данного командирования была фиктивная ссылка на ваш приказ № 455 (приложение № 2), к которому ни Пышный И.А., ни Ахрамеев В.И. не имеют никакого отношения.

    2. Вышеприведенные факты побудили меня к инициативной проверке данных Пышного И.А. по лётной документации, личному делу и выборочной их сверке с иными данными. При этом выяснилось, что официальные служебные данные Пышного И.А., содержащиеся в его документации, имеют противоречия. Например, данные по прохождению им службы и полученном образовании до поступления в ШЛИ, отраженные в лётной книжке (приложение № 3) и хранящейся в личном деле автобиографии (приложение № 4). Многие обязательные подтверждающие документы, к примеру дипломы об окончании учебных заведений и старые лётные книжки, отсутствуют в принципе. В связи с этим, в свою очередь, появились веские основания предполагать об имеющих место подложных сведениях…»

     Подобных докладов потом было немало, касались они в том числе и грубых нарушений при организации так называемых «рекордных» полётов.
Из докладной записки командира отряда лётчиков-испытателей от 27 июня 1997 года начальнику Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова:
«26 июня с.г. на нашем предприятии была произведена попытка т.н. «установления мирового рекорда» на самолёте МиГ-25РУ № 4401.

     Об этом плане я узнал из случайного разговора в коридоре ЛИЦ и был удивлён тем, что мне, как командиру истребительного отряда, ничего об этом неизвестно – подобные полёты не могут выполняться без тщательной предварительной технической и методической подготовки, обсуждения не ниже, чем на методсовете предприятия в соответствии со ст. 2.8.4., 2.8.5 РПИП-88.

    … На ваш запрет до выяснения всех обстоятельств я тут же официально передал данную команду в диспетчерскую, руководителям полётов и лётчику-испытателю Султанову. Несмотря ни на что, данный полёт продолжал готовиться…

   … Лишь на моё требование с воздуха по радио не разрешать РП выполнение данного полёта до выяснения всех обстоятельств со всеми компетентными лицами и лично начальником института был дан окончательный отбой.

     Считаю всё происшедшее грубым нарушением требований документов, регламентирующих организацию и проведение испытательных полётов, попранием норм профессиональной этики. Прошу проведения служебного расследования…»
Но все эти факты, последующие многочисленные устные и письменные обращения «наверх» долгое время не были услышаны. А затем начали следовать и иные санкции: угрозы командиру отряда, попытки увольнения его начальником Лётно-испытательного центра И.П. Волком с занимаемой должности, оказание давления на многих других «сомневающихся».

      Продолжаться этот рассказ мог бы еще долго…
Весной 1998 года наконец-таки компетентные органы прервали «славный полёт» и «блистательную» карьеру лжелётчика. Гражданин Пышный, он же Байков, он же Лиепиньш и пр., был арестован. Ему было предъявлено обвинение по пяти (!) статьям УК РФ [в т.ч. использование для проникновения на режимный объект документов ранее убитого офицера и мн.др… прим.ред.] и в качестве меры пресечения он был взят под стражу.

    Сейчас мучительное следствие длиной более девяти месяцев окончено, материалы переданы в суд. Впрочем, при помощи разнообразных приёмов (как адвокатских, так и пропагандистских, – и пример тому – вышеописанные статьи в прессе) дело на глазах разваливается. Из пяти официально предъявлявшихся обвинений осталось только два. Чем всё закончится, пока не ясно.

     Но спасибо нашему уважаемому правоохранению хотя бы за то, что в процессе следствия была достоверно и точно установлена биография нашего «героя». А вкратце она такова:

     Самое светлое пятно в ней – срочная служба в Советской Армии в начале восьмидесятых рядовым солдатиком в одной из подсобных воинских частей. Всё остальное – непрерывный криминальный бред. Поступления и отчисления с первых же курсов самых разных учебных заведений – от артистической «бурсы» до учебно-авиационного центра. Многолетняя карьера профессионального «альфонса»: от имён и фамилий обманутых и затем обворованных им возлюбленных гражданок рябит в глазах… Затем «увезенные» из некоего совхоза якобы по телеграмме некоего лётного отряда неизвестно куда фуры с яблоками… И т.д., и т.п.

     В 1986 году – арест по многочисленным обвинениям, суд, приговор, лишение свободы… В 1991 году – развал Советского Союза, а с ним – и всех связей правоохранительных и иных официальных органов бывшего СССР.
Далее – читайте выше…

     Из представленной для приобщения к материалам судебного дела официальной служебной характеристики от 17 февраля 1999 года на Пышного Ивана Анатольевича, бывшего лётчика-испытателя Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова:
«В период 1996–1998 гг. И.А. Пышный во время нерегулярных появлений по основному месту работы выполнял отдельные виды полётов на самолётах с двойным управлением в экипаже с опытными лётчиками. Данная лётная деятельность носила несистемный и зачастую противоречивый характер.

    На службе и в быту И.А. Пышный лжив, ненадежен, абсолютно безнравственен. Постоянно лжёт с целью искажения информации, не останавливаясь при этом перед спекуляциями на самых святых людских чувствах и понятиях. Обладает хорошими психологическими способностями и чётко ведёт просчёты во взаимоотношениях с людьми, однако направленность его действий исключительно корыстная и мошенническая. Не скрывал своей приверженности к получению любых требуемых решений путём подкупа должностных лиц…»

    В аферу Пышного вольно или невольно, оказались втянуты много людей. Должностные лица прекрасно понимали, что находящийся в самолёте Пышный является не более, чем ГВМ (габаритно-весовой манекен). Однако они стали соучастниками мошенничеств, подтверждая командирские полномочия Пышного.

     Бывший инженер по лётным испытаниям Филимонов, несмотря на свой ниже среднего профессиональный авторитет, да и многие другие понимали, что повторять рекорды, установленные на самолёте МиГ-25 Федотовым и Орловым 20 и 30 лет назад, бессмысленно. В 1997 году к ним даже не приблизились. Несмотря на некоторые манипуляции с весовым классом конкретного самолёта МиГ-25РУ, установленные рекорды не имеют ни технического, ни спортивного интереса, указанные в статье рекорды не выходят за нормативы ординарных полётов строевых лётчиков по курсу учебно-боевой подготовки на самолётах МиГ-25…

      И что же, понёс ли кто-то из должностных лиц наказание? Увы…
Сейчас законы и нравы нашего общества стали значительно мягче, особенно для жуликов. Соучастники пышновских афер сами, может быть, оказались жертвами мистификации… Но всё же объяснения дать они должны, хотя бы потому что за всю историю ЛИИ эти факты беспрецедентны!

     Иван Пышный-Байков-Лиепиньш хотел пожить жизнью уважаемого человека, представителя престижной героической профессии. И он этого, хотя и ненадолго, добился. Но при этом низвел до положения мошенников лётчиков-испытателей, инженеров и некоторых руководителей ЛИИ.

     Это последнее обстоятельство возмущает и оскорбляет ветеранов Лётно-исследовательского института. Оно же подрывает и все титанические усилия того ныне активно действующего лётно-испытательного состава, который искренне озабочен сохранением ещё пока недорушенных остатков российского авиастроения.”
(конец досл.цит… с прим.ред. и незначительными сокращениями)

                ЭПИЛОГ

     Мне нечего добавить к этому "крику души" Заслуженных лётчиков-испытателей. Хочется лишь напомнить слова Верещагина из фильма "Белое солнце пустыни": "Абдула, ты же знаешь, я мзду не беру. МНЕ ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО"!!! И второе - у меня родной брат живёт в Иркутске. Так он недавно сообщил, что строительства завода на Байкале, который должен будет поставлять из озера питьевую воду в бутылках для друзей - китайцев приостановлено. Потому что число подписей россиян, не равнодушных к судьбе этого уникального заповедника природы, перевалило за миллион. Это я к тому, что граждане Авиаторы, когда вам доводят такие факты чиновничьего беспредела, нельзя стоять в стороне - надо бороться, иначе не сможем нашим детям и внукам в глаза смотреть от стыда, что мы позволили сделать с нашей Родиной - Россией-матушкой, а также её сёстрами: Украиной и Белоруссией...

  П.С. Фантастика какая-то....... Но сомневаться не приходится, такие времена. Мне одно время страшно хотелось в ЛИИ. Но, я отдавал себе отчет, что моя летная подготовка, по моему мнению, была не достаточной. И я отверг даже мысль о поступлении в ШЛИ. Такие были времена. Ни приписывать себе налет, ни ползать на брюхе перед чиновниками я не хотел, а просто тянул лямку. Интересно, этот гражданин сейчас не в думе ли? По моему самое место для него.
                Виктор Баравков

                ВОТ ЭТО ДА.......
сегодня, 19:031 файл

     Здравствуйте, Василий Васильевич. Прочитал ваше письмо и сначала отмахнулся. Ну, подумаешь, летчик не умеющий летать...... Отписал пару строк и было успокоился. А под вечер вдруг задумался. О авиации нашей, о человеке том. Простите меня, может, я лишнее сейчас ляпну, но ему памятник надо у ворот ЛИИ поставить..... И золотыми буквами " Испытателю не умеющему летать". Старики летчики из ЛИИ может и зашумят., только мне кажется нет. Авиация строилась на честности, утаил, что-то и небо накажет. Поэтому скрывать такой факт не порядочно по отношению к будущим поколениям. Летчик проходя мимо ухмыльнется, рукой махнет, да и пойдет летать, а вот чиновник, мне кажется, покраснеет, глаза спрячет и бежать скорее, вдруг ему припомнят.

    Как известно на воре шапка горит. На постаменте описание сего "подвига", как этот гражданин ШЛИ закончил не научившись летать. Отрицательные памятники тоже нужны. А если глубже задуматься, то вообще-то надо же так извернуться. Мотивы не понятны, но смелость впечатляет и риск. А вообще летчиками становятся с детства.... Банально это, но факт. Многих небо манит, но возможности у многих ограничены. Раньше вздохнет грустно и идет в инженерное, в техническое, а то и в авиамоделизм, и покатилась жизнь по другим рельсам. А тут случай особый, ни одному прокурору не разобраться.

      Почувствовал человек слабину системы и рванул может, куда душа звала. Не думая о последствиях, жертвуя всем. Любой ценой, обманом, нахрапом, подкупом, но в авиацию приду. Пришел однако, а она оказалась совсем не тем, о чем думал. Знаний, да и просто сил не хватило. Нельзя не пройдя путь с аэроклуба и училища влезть в эту лямку, не сдюжищь..... Все вскрылось, небо самоучек любит, а самозванцев жестко отсеивает. Ну это так, размышления под вечер. А я готовлю смену, не нам, а тем, кто летает сейчас.
                Виктор Баравков