Русалки - кто они? О занимательных противоречиях

Наталья Наумова Дель Ветти
Таинственные существа пленяют воображение и загадывают немало загадок. Удивляться не приходится – очень любят эти существа пошутить над обитателями мира людей, и часто их розыгрыши оказываются роковыми.

Читатели сопереживают романтической Русалочке из сказания, которое поведал миру Андерсен. Но не все задумываются о том, что такого слова, как «русалка», в датском языке нет. Оно появилось в переводе на русской язык и не совсем понятно, почему.

Славянские русалки очень непохожи на самоотверженную Русалочку и не торопятся страдать ради любви и бессмертной души. У них стройны ноги и нет рыбьего хвоста.


Вечные невесты

Согласно поверьям, в русалок превращаются утопленницы. Гоголь использовал этот мотив, когда повествовал об обездоленной девушке, которую преследовала злая мачеха-ведьма («Майская ночь»). Драма Пушкина «Русалка» также основана на предании об утопленницах.

Вода стала последним пристанищем русалок, в ней им отныне предстояло жить. Но эти существа вольготно чувствуют себя и на земле. Они любят резвиться не берегу и в поле. В лесах находят деревья с гибкими длинными ветвями и качаются на них. Такая русалка сидела на ветвях в знаменитых строках Пушкина.

Водные девушки очень красивы, однако их привлекательность может быть обманчивой. Они любят сбивать людей с пути, а особенно мстительные русалки подкарауливают одиноких путников и могут защекотать до смерти. Единственное, что может спасти – трава полыни, которой очень боятся колдовские девы.

В русальную неделю, которая следовала за праздником Троицы, купаться в реке считалось опасным. В эти дни русалки своевольничали и могли утащить на дно. Особенно остерегаться следовало молодым мужчинам: утопленницы не могли успокоиться и продолжали искать себе мужей.


Крылатые вещуньи

Иногда в фольклоре русалка предстаёт в образе девы-птицы, похожей на Сирин и Алконост. Эти существа тоже могут сидеть на ветвях – для них деревья и лес являются привычной средой обитания.

Алконост олицетворяла печаль, а Сирин – радость. Прилетали они к людям, чтобы предвозвестить радость или горе. Девы-птицы были посредниками между миром людей и более высокими сферами.

Пение крылатых существ настолько прекрасно, что люди, заслышав его, могут забыть обо всём. Здесь прослеживается ассоциация с героиней Андерсена, названной в России Русалочкой, хотя правильнее было бы назвать её Сиреночкой. В сказке много говорится о её чарующем голосе, а именно этим славились сирены в греческих мифах. Волшебная дева-птица Сирин получила своё имя как раз в наследство от них.

Вот такое интересное переплетение традиций. Дева-рыба оказывается похожей на деву-птицу. Вот только на ветвях существу с рыбьим хвостом делать нечего – об этом иллюстраторам пушкинских строк следует помнить.