Храм

Фёдор Тиссен
Среди российских немцев были католики, лютеране, меннониты и православные. Православие приняли немецкие дворяне, военные начальники и высокие чиновники. По церковной линии католики всего мира подчинены Папе Римскому, российские православные люди - Патриарху Московскому и всея Руси, лютеране подчинялись своему пастору, над которым долгое время никто не стоял. Меннониты подчинялись только Богу, пастора они выбирали сами, льгот у него не было, одни лишь обязанности.

Из этого можно заключить, что у российского правительства меньше всего проблем было с меннонитами. Они не могли быть или стать чьей-то пятой колонной, немного сложней было с католиками. Отделить их от Ватикана – дело гиблое. С лютеранами всё обстояло не так уж и сложно. У западноевропейских лютеран единый начальник появился лишь после того как на карте Европы появилась такая страна – Германия. До 1871 года   такой страны не было. Генеральный синод лютеранских и реформаторских церквей был образован в 1873 году.

Теперь минуточку особого внимания! Российский император Александр Первый предвидел такие события и заранее, за полвека до того, своим Указом от 7 января 1818 года объединил всех российских протестантов в единую Евангелическую церковь с епископальным управлением. То есть самая первая в мире структура лютеранских церквей возникла не в Германии, а в России!!! Она объединила все лютеранские церкви России. Больше всего их было в Поволжье. К началу двадцатого века там насчитывалось более 300.000 прихожан.

В помощь евангелическому епископу 20 июля 1819 года была учреждена Государственная евангелическая генеральная консистория и был разработан единый устав Евангелическо-Лютеранской церкви в России, которая была включена в систему административного управления. Генеральная консистория подчинялась министру внутренних дел, а министр императору.

Новый закон обеспечивал лютеранской церкви государственную поддержку. В 1859 году была основана «Вспомогательная касса для Евангелическо-лютеранских общин в России». Всё стало просто и ясно, а то я всё себе голову ломал над тем, как могли на реке Медведице возникнуть такие шикарные храмы, да к тому же ещё и такие огромные? В Гуссенбахе на 2500 мест! А в селе Шефер на левом берегу Волги аж на 4000 мест!
Конечно, предки наши были очень набожными, но на строительство сельского лютеранского храма в ретро-романском стиле они бы никогда не отважились и без государственной помощи такие храмы воздвигнуть не смогли бы. Думаю, что этими капитальными вложениями российские цари преследовали несколько целей:
• утёрли нос европейским монархам, которым долго пришлось догонять Россию
• привлекли в Россию европейскую элиту лютеранского исповедования
• повысили и без того высокую набожность колонистов

Набожность ограждала от смуты и преступлений. Дешевле вложить деньги в храм с одним пастором, чем в тюрьму со ста охранниками. Это понятно. Непонятно зачем снесли все церкви, кирхи, костёлы, синагоги, мечети и дацаны. Заменили бы кресты на звёзды, и пусть бы люди дальше новым богам молились. Об этом позже поговорим.

Обратим сейчас внимание на красоту и величие тех храмов, которые были построены в 19 веке на берегу реки Медведицы. Всего одна из них сохранилась, да и то лишь частично, но даже по остаткам можно судить о том, как эта церковь выглядела, когда по воскресеньям жители села Вальтер собирались в ней всем селом. Лютеране этого села входили в лютеранский приход Франка.

Население Вальтера, когда выстроили эту церковь было около двух тысяч человек. Прихожан евангелической церкви нашего города Эркеленце больше двадцати тысяч, но церковь наша значительно меньше сельской «церквушки» Вальтера, дизайн тоже отстаёт. Правда, у нашей церкви есть ещё своё клубное здание, где могут собраться человек сто на какое-нибудь мероприятие. Ну а про сельскую церковь села Шефер и говорить не приходится. В ней собирались прихожане с окрестных сёл. Грандиозно! Руины этого храма сохранились до наших дней.

Что в этой теме меня ещё удивило. В России первая лютеранская церковь была построена в 1576 году, то есть, через пятьдесят лет после официального признания лютеранской конфессии. Сколько было за это время выстроено лютеранских церквей неизвестно. В Европе лютеране ведь пользовались зданиями католической церкви. Очень интересный вопрос. У 85 миллионов евангеликов всего мира глаза на лоб полезут, если вдруг обнаружится, что та московская кирха была самым первым, без католического запаха, чисто евангелическим храмом. Хотя это, конечно, маловероятно.

Я это не смог ни доказать, ни опровергнуть. Ясно одно. Церковь выстроили за 190 лет до прибытия моих предков в Россию. Через год после основания Гуссенбаха в Архангельске была выстроена каменная церковь Святой Екатерины. На Алтае самая первая лютеранская церковь была построена в Барнауле в 1857 году – Lutherische Sant-Paulus-Kirche.