Акмеизм в России. Представители течения

Сергей Сиротин
Акмеизм в России. Представители течения.
(Лекции для...)

Созданье тем прекрасней,
Чем взятый матерьял
Бесстрастней! –
Стих, мрамор и металл…
Теофиль Готье

Если переводить перевод зачинателя литературного течения в Европе французского поэта Теофиля Готье, то можно сказать так: «Живая жизнь всегда прекрасней, чем её омертвлённое воплощение в чём бы то ни было…».
Акмеизм как направление дал о себе знать в 1912 году появлением журнала «Гиперборей» и несколькими изданиями «Цеха поэтов», статьями-манифестами Н. Гумилёва, С. Городецкого, М. Кузьмина, напечатанными в журнале «Аполлон» в 1913 году.
Итак, Акмеизм – течение в русской поэзии начала ХХ века, от слова (акме), обозначающего высшую степень, цветущую пору, иногда называли (адамизм), обозначавший мужественный, твёрдый и честный взгляд на жизнь. В целом акмеизм провозглашал в пику символике символизма материальность, предметность, тематики и художественной образности, хотя большинство акмеистов считали себя наследниками символизма.
Для акмеистов любое проявление жизни во всей её высшей красоте прекрасней любого искусственного воплощения.
В России к акмеистам относили себя Н. Гумилёв, М. Кузьмин, В. Нарбут, в годы раннего творчества А. Ахматова, И. Мандельштам, такие поэты и теоретики, как В. Ходасевич, Б. Садовский, М. Волошин поддерживали течение, хотя Максимилиан Волошин больше других тяготел к реальному изображению действительности, да и был старше остальных (стихотворение - «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет»).
Осип Мандельштам писал: «Акмеизм возник из отталкивания: прочь от символизма … акмеизм мировоззрением не занимался; он принёс с собой ряд новых вкусовых ощущений… Говорят вера движет горы, а я скажу, в применении к поэзии: горы движет вкус…»
Акмеизм принимал мир таким, каков он есть, выискивая в каждом миге жизни радость бытия.

Николай Гумилёв (1886-1921гг.) Исследователи советского периода писали о нём, по сути критикуя, но на самом деле правдиво: «Певец эстецкой экзотики и «сильной личности», ницшеанского типа» … По сути ничего в этом сегодня плохого нет, я много лет люблю слушать песню на слова его стихотворения «Попугай». В 1921 году арестован и по приговору трибунала расстрелян «как участник контрреволюционного белогвардейского заговора».
Первая книга Гумилёва «Путь конквистадоров» вышла в 1905 году. Его излюбленные герои и в самом деле сильные личности: конквистадоры, воины разных времён, императоры, рыцари, Люцифер, Вечный Жид, Фея Меб. Одним из любимейших стихов людей его поколения, по сути трагически сгинувшего и развеянного по миру в годы Первой мировой и Гражданской войн стало стихотворение «Капитаны». Гумилёв, сам являясь путешественником, исследователем, стал поэтом странствий и открытий, поисков и побед, изучал древнюю историю, этносы, миграцию народов, воевал и по сути выполнил свой нравственный долг, к которому призывал своим творчеством.

Михаил Кузьмин (1875-1936гг.) Поэт весёлой лёгкости и бездумного житья, исповедовал евангелие земных утех и чувственной любви. После его смерти дневники поэта арестованы ГПУ. (Стихотворение «Мои предки»). В стихах более позднего Кузьмина из сборника «Форель разбивается о лёд» (1929 год) появляется сложная гротескно-символическая структура, противоречащая пряно-томному настрою его раннего сборника «Куранты любви» …

Поэты М. Зенькевич (1886-1973гг.) и В. Нарбут (1888-1938гг.) начинали как авторы эстетизированного физиологизма и натурализма, кроме того у Зенькевича в стихах изложены философские размышления о тайнах рождения жизни, всего живого, о тёмной биологической стихии земных недр (стихотворение «Махайродусы»), Нарбут (стихотворение «Россия»).

Сергей Городецкий (1884-1967гг.) в своём творчестве опоэтизировал древнеславянский языческий мир, его мифологию, первобытность и первозданную стихийность души славянина. После революции в своей поэзии утверждает принципы революционного интернационализма, переводит поэтов славянских народов. Кроме того, Городецкий проявил себя как мастер пейзажной городской лирики (стихотворения «Зной» и «Городские дети»).
Второе и третье десятилетия ХХ века развели акмеистов по разным сторонам политических границ, но их работа со стихом, мастерство живописания словом, глубина и разнообразие тематики остались примером поэтической работы, а их поэзия драгоценна как алмаз, найденный в отвалах пустой породы. Кроме всего, именно это направление литературного поиска стало школой для таких больших поэтов, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам.

В советскую эпоху в некотором роде подражателями и продолжателями поэзии подобного типа стали поэты, назвавшие себя в 70-е - 80-е годы «Куртуазные маньеристы».







С. Серотян. Отпечатано 22.03.2019г.