Упакованный Рейхстаг

Михаил Погребинский
Людям свойственно любопытство. Тут ничего не поделаешь. Что есть - то есть. Хочется везде заглянуть и потрогать. Подняться на крышу небоскреба,  телевизионную вышку, совершить полет на воздушном шаре, чтобы увидеть город с необычного ракурса или взглянуть на обитателей глубин моря через стеклянное дно  судна. Подглядывать в окна через подзорную трубу, устанавливать скрытые камеры на тропах диких животных - любопытно и интересно.
Всемирно известный иллюзионист Дэвид Копперфильд на глазах изумленных зрителей заставил исчезнуть вагон скорого поезда и  даже Статую Свободы в Нью-Йорке. Американский художник болгарского происхождения Кристо создавал новое искусство - упаковывать предметы. Вначале это были малые формы: скрипки, велосипеды и стулья. Новая концепция требовала размаха. И Кристо в тандеме с супругой Жан Клод покрыл драпировкой мост в центре Парижа, музей и даже побережья островов. Однако дерзкой мечтой его было спрятать за драпировкой Рейхстаг. На проект такого масштаба ушло 25 лет. Он хотел продемонстрировать быстротечность вещей в мире.  С 1971 года Кристо вел переговоры с немецким правительством. Многие парламентарии были против, считая эту акцию кощунственной, оскорблением символа немецкой истории. Рейхстаг торжественно открывали в 1894 году, поджигали в 1933 и штурмовали в мае 1945. Тогда он был разрушен и укутан черным дымом. Кристо решил сделать имперское здание символом грации и радости.
90 профессиональных альпинистов поднялись на крышу и башни  парламента  и начали разматывать полотна серебристой ткани, общей площадью 100 тысяч квадратных метров.  Всего в работе участвовало 650 специалистов.  23 июня 1995 года здание предстало в новом обличьи и, как волшебный магнит стало притягивать  людей со всей Германии и туристов многих стран.
« Красота спасет мир» - сказал герой романа Ф.М. Достоевского. До сих пор не могут истолковать значение этих слов. Если понимать красоту, как произведение искусства, то понятно. Искусство - категория эстетическая. Трудно назвать произведение Кристо красивым, но в нем была особая притягательность. Издали Рейхстаг напоминал огромный приземлившийся дирижабль, а вблизи - солидных размеров торт, завернутый в блестящую упаковку, перевязанную синим бантиком.
Уличные музыканты, фокусники, эквилибристы и демонстранты живых скульптур, ранее рассредоточенные по всему городу, появились с утра у здания Рейхстага. Задорно ходили по кругу низкорослые индейцы со свирелями. Перуанцы и эквадорцы, украшенные перьями, издавали своими пан – флейтами мелодию, переносящую в долины Кордильер, где кондор, распростерши крылья, бесшумно парит в чистом небе. Мимов, изображающих живые скульптуры, мог отвлечь только ребенок, пристально глядящим им в лицо. Тогда они прерывали неподвижность и подмигивали малышам или обнимали их. Симпатичный темнокожий парень сооружал на голове блондинки  замысловатую прическу с множеством тонких косичек, с вплетенными в них цветными нитками.
Сотни серебристых полос, покрывающих здание, колыхались на ветру, придавая ему легкое движение, притягивали любопытных к стенам, чтобы отогнуть ткань и заглянуть внутрь на каменную кладку стен или глазницы окон. Все напоминало ярмарку со всеми ее атрибутами: разноцветными шарами, сахарной ватой, воздушной кукурузой, пряниками в форме сердечек и аппетитными жаренными колбасками, втиснутые в свежую булку и обильно политые горчицей.
Тысячи лет назад толпы людей рвались на кровавые зрелища, где гладиаторы погибали на арене Колизея. В средние века собирались на казни государственных преступников и сожжению ведьм.
Сегодня любопытство переросло в бесшабашный праздник, где веселье приходило само по себе. От чистого неба, пестрой толпы, ярких красок. Чувство, присущее ребенку, от радости того, что он просто существует на земле.
Упакованный Рейхстаг не вошел в экспозицию музеев. Он остался  только в памяти, фотографиях и чертежах. «Выставку» произведения Кристо и Жан-Клод посмотрели за две недели 5 миллионов зрителей. Этому успеху может позавидовать самый известный художник. Эстетикой быстротечности и воплощением свободы - так назвал свое творчество Кристо и с этим трудно не согласится.

Берлин. 2019