Художник из деревни Глинищи

Евгений Золотов
Василий Петрович Вопилов, уроженец деревни Глинищи Сидоровской волости Костромской губернии, творил на рубеже 19-20 веков и оставил в истории изобразительного искусства России весьма яркий след.

Семья Вопиловых

В двух километрах от села Сидоровское на правом берегу реки Шачи прежде находилась деревня Глинищи - родина художника Василия Вопилова (1866-1936 г. г.). В начале 20 века в ней насчитывалось более 30 дворов. Деревня прекратила свое существование в 1954 г. в результате подъема уровня воды в Волге.

Предки Вопиловых были крепостными из сельца Нафонайлово Нерехтского уезда. В Глинищи семья переехала, купив большой двухэтажный дом. Отец Василия Вопилова - Петр Васильевич был, как многие мужики на Волге, «волгарем», работал на барже. В 1878 г., когда Васе минуло 12 лет, домой отец не вернулся. Односельчане говорили, что утонул.

У Василия были два брата – Александр, Виктор и сестра Мария. Вася учился грамоте у дьячка Никольского храма в Яблонной пустыни, потом окончил Сидоровскую школу. Дальнейшему обучению способствовала Надежда Молчанова, владелица села Покровского, что в четырех километрах от Щелыкова. Но прежде, когда матери будущего художника стало невмоготу содержать семью, старших детей, в том числе Василия, забрали к себе родственники в близлежащие деревни. Так Василий оказался у своей крёстной, бабушкиной сестры Екатерины Васильевны в Нафонайлове (сейчас это урочище, недалеко от Волгореченска). И этот факт сыграл определяющую роль в жизни Василия Вопилова.

Покровский след

Крёстная прежде служила горничной в доме Надежды Молчановой. Помещица была весьма набожна, в чем и сошлась с крестной Василия – они вместе ходили на богомолье. И та попросила барыню помочь сироте.
Вася рисовал с детства, причем неплохо. Барыня это заметила, стала приглашать к себе в Покровское, помогала одеждой и пропитанием, одобряла первые эскизы. Со временем она устроила его в Кинешемское уездное училище. А в 1881 году полностью собрала для поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы его работы дважды были удостоены Малыми серебряными медалями: одну за рисунок, другую за живопись.
Надежда Молчанова высылала ему деньги, следила за успехами. А Василий на каникулы приезжал в Покровское и даже познакомился там с великим драматургом Александром Островским. Но летом 1889 года, когда он окончил училище с Большой серебряной медалью за дипломную работу «В гостях у барыни», где, кстати, и была запечатлена Молчанова, его покровительница умерла. Она завещала Василию треть своего состояния.

В поисках жанра

«Наблюдательность, движение и тонкая экспрессия», - так отмечала художественная критика конца 80-х годов 19 века достоинства работ Василия Вопилова. Многие годы художник остается верен заповедям, которые получил в классах знаменитого рисовальщика Евграфа Сорокина, живописцев Василия Поленова, Владимира Маковского. Форма в его картинах и этюдах отличалась ясностью и верностью натуре.

Со временем Василий Петрович зимы проводил в Москве, а на лето приезжал в Глинищи, где ему лучше всего работалось. В 1890-е годы в творчестве художника ярко проявились народно-демократические тенденции, развивавшиеся в среде Московского товарищества художников, членом которого был и Вопилов. Проблемы, столь близкие и понятные художнику, отразились в портретах односельчан и крестьян близлежащих деревень, жанровых композициях на темы крестьянской жизни. Вопилов любил рисовать деревенских жителей, крестьянских ребятишек, сестру Марию, мать.
В Глинищах он написал картины «Крестный ход», «Дети бедняка», «Дети, играющие в прятки», «Крестьянские дети», «Наказанные», «Дедушка Денис» и другие. Художник продолжал искать свой самобытный жанр.

Вопилов неоднократно участвовал в Московских крупных выставках. В 1896 г. Императорская академия художеств пригласила его на международную выставку в Берлине с картиной «В мастерской художника».

Левитан подарил ягдташ

Известен такой факт: в 1889 г., когда в Плес приехал Исаак Левитан. Василий Вопилов пригласил его к себе в Глинищи, где работал сам. Гений приехал к нему вместе с большой компанией художников, в том числе с подругой Софьей Кувшинниковой.
На выгоне к Волге у Вопиловых стоял старый сарай, там, на сене, компания устраивалась на ночлег. Многие художники увлекались охотой. Левитан, Вопилов, Кувшинникова отправлялись охотиться в Жары (ныне сосновый лес за Волгореченским трубным заводом) или дальше - к Луневу. Приезжали с собаками. У Левитана - Веста, у Вопилова - Гром.

В 1890 г. Василий Вопилов написал из Москвы своим родным: «В Плес нынче снова приедут Левитан и Кувшинникова, я тоже буду рад поработать в Глинище».
О дружеских отношениях художников свидетельствуют надпись на фотографии: «Милому Вопилову на добрую память. Левитан 98 г.», а также подаренные Исааком Ильичем пороховница и ягдташ.

Излюбленным местом отдыха также была беседка около дома, с которой просматривались все дали Шачи и Волги. Эти пейзажи художник переносил на свои полотна.

К сожалению, у Василия Петровича уже в то время нередко случались депрессии. На свои расшатанные нервы он жаловался в письмах к родным. Но могла быть и другая причина, утверждают искусствоведы, – он строго относился к технике живописи. Однажды в таком состоянии художник изрезал 50 готовых картин.

Треть жизни - в Осетии

С 27 декабря 1897 г. художник работал преподавателем черчения и рисования в Костроме. Но уже в 1900 г. он неожиданно уехал во Владикавказ, где преподавал искусство в мужской и женской гимназиях. В столице Северной Осетии пейзажное творчество художника развилось в полную силу.
В то же время Василий Вопилов ежегодно приезжал в Глинищи к престарелой матери и сестре. В 1912 г. ему был присвоен чин коллежского советника, в 1913 г. - статского советника, что соответствовало чину генерала. За большую просветительскую работу в Осетии он награжден орденом Станислава 3 степени.
Неизвестно, как бы дальше складывалась судьба художника, если бы не Октябрьская 1917 года революция…

На родину

На Волгу Василий Петрович вернулся в 1922 г., а в 1923 г. художника пригласили в Красносельскую профтехшколу преподавателем рисования, живописи и лепки. Художник связал свою судьбу с красносельским ювелирным промыслом, во многом способствуя его возрождению. Он преподавал в Красносельской художественно-ремесленной учебной мастерской, сблизился с ювелирами. По его эскизам были изготовлены портсигары, декоративные панно и другие ювелирные изделия.

Авторитет художника был непререкаем среди кустарей-ювелиров. В то время, когда ювелиров заставляли делать откровенный ширпотреб, Василий Петрович с головой окунулся в восстановление традиций училища. В 1935 г. к выставке «Ивановская промышленность в ИЗО» им была написана картина «Уборка льна», отмеченная как одна из лучших.

Помним и преклоняемся

С художником был заключен договор на будущие картины, но в августе 1936 г. Василий Петрович заболел и неожиданно умер. В 1937 г. в Ярославле состоялась посмертная выставка, на которой было представлено всего 18 работ Вопилова. Многие картины после смерти художника были проданы коллекционерам сестрой Василия Петровича, бывшей на иждивении брата и оставшейся после его смерти без средств.

Многие полотна Вопилова безвозвратно утеряны (возможно, хранятся в частных коллекциях), немногие  хранятся в музеях Костромы, Ярославля, Красного-на-Волге.
14 июля 2013 года на старом кладбище в Сидоровском, где похоронен художник и где находится могила его брата Виктора, архитектора по профессии, установлен памятный знак. Точное место захоронения указал один из старейших жителей села.