Волчьи стаи Дёница

Александр Щербаков 5
Я уже  писал, что как доктор подводной лодки не очень был обременен обязанностями во время выходов в море. Я не нес вахты, как остальные офицеры, кроме замполита, у меня был всего один подчиненный, который был всегда на виду, и заниматься его воспитанием, как другие офицеры, мне не требовалось много времени. Утренний обход всех отсеков субмарины, прием заболевших и травмированных в кают-компании, снятие пробы пищи на камбузе занимали не очень много времени. Конечно, я вел еще политзанятия,  и к ним надо было готовиться, но все равно, времени, чтобы почитать, у меня хватало.  Было и где брать книги. Для этого существовала библиотека на береговой базе. Вот там я и стал постоянным посетителем. А так как всегда был ответственным и обязательным, то скоро получил возможность пользоваться книгами из закрытого отдела библиотеки.  Там и были многие мемуары немецких и американских генералов и адмиралов.  К этому времени они уже были написаны и переведены на русский язык. Мемуары наших военноначальников появились намного позже.

Именно тогда я познакомился с мемуарами немецкого флотоводца, гросс-адмирала Карла Дёница. Как человек, который сам попросился на подводную лодку, я знал этого знаменитого адмирала времен Второй мировой войны еще до своей службы.  Чем же он был знаменит? 

Вначале немного биографии и официальных сведений.
Карл Дёниц — немецкий военный и государственный деятель, гросс-адмирал (1943). Командующий подводным флотом (1939—1943), главнокомандующий военно-морским флотом нацистской Германии (1943—1945), глава государства и главнокомандующий вооружёнными силами нацистской Германии с 30 апреля по 23 мая 1945 года.
С 1 октября 1939 года — контр-адмирал. Карл Дёниц лично осуществлял планирование операции против британской военно-морской базы Скапа-Флоу на Оркнейских островах.  13—14 октября 1939 года немецкая подводная лодка U-47 под командованием Гюнтера Прина, специально отобранного для атаки на Скапа-Флоу Дёницем, проникла в гавань Скапа-Флоу через пролив Кирк-Саунд, перегороженный тремя блокшивами. В результате трёх торпедных залпов с подлодки был потоплен британский линкор «Ройял Оук». U-47 благополучно вернулась в Вильгельмсхафен 17 октября.
В апреле 1940 года награждён Рыцарским крестом. С 1 сентября 1940 года — вице-адмирал. В марте 1942 года присвоено звание адмирала. С 30 января 1943 года — главнокомандующий военно-морскими силами Германии, гроссадмирал. В апреле 1943 года награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту.

Во время Первой мировой войны Дёниц служил на крейсере, а потом на подводных лодках. В качестве командира U-25  в октябре 1918 года попал в плен после того, как лодка из-за технических проблем была вынуждена всплыть.

После освобождения из плена, Карл Дёниц продолжает служить в ВМС Германии. В марте 1942 года Дёниц стал адмиралом, и требовал, что бы каждый месяц со стапелей сходило 20 новых подлодок. Из-за набегов его «волчьих стай» Союзникам пришлось разработать противолодочную тактику и принять современную технику на вооружение. На 1 января 1943 года подводные силы рейха насчитывали: в Атлантике – 164 подлодки, в Средиземном море – 24, в Северном море – 21, и в Черном море – 3 субмарины. В январе 1943 Карлу Дёницу присвоили высшее военно-морское звание - гросс-адмирал. Подводная война, да и вообще война,  была проиграна. Из 126 подлодок XXI серии, на которые рассчитывал Дёниц. только две вышли в море. Карл Денниц потерял двоих сыновей офицеров-подводников и племянника. Война, принесшая неисчислимые жертвы, закончилась полным крахом Германии.

Немецкие подлодки Второй мировой стали настоящим кошмаром для англичан и американцев. Действуя группами, они потопили несколько тысяч военных и транспортных судов союзников, до поры до времени оставаясь неуязвимыми. Роль подводных лодок была высоко оценена немцами еще в годы Первой мировой войны. Несмотря на несовершенство технической базы, конструкторские решения того времени были положены в основу новейших разработок. Главным пропагандистом субмарин в Третьем рейхе выступал адмирал Карл Дёниц, опытный подводник, отличившийся в сражениях Первой мировой. С 1935 году при его непосредственном участии подводный флот Германии начал свое перерождение, вскоре превратившись в ударный кулак Кригсмарине. К началу Второй мировой войны подводный флот рейха насчитывал всего 57 единиц, которые подразделялись на три класса водоизмещения – большие, средние и челночные.

Впрочем, Дёница количество не смущало: он прекрасно знал возможности германских верфей, способных в любой момент нарастить производительность. После того, как перед Германией капитулировала Европа, Англия, по сути, осталась единственной силой, противостоящей рейху. Однако ее возможности во многом зависели от поставок продовольствия, сырья и вооружения из Нового Света. В Берлине прекрасно понимали, что заблокируй морские пути, и Англия окажется не только без материально-технических ресурсов, но и без подкрепления, которое было мобилизовано в британских колониях. Однако успехи надводного флота рейха по блокаде Британии оказались временными. Кроме превосходящих сил Королевского флота,  немецким кораблям противостояла также британская авиация, перед которой они были бессильны. Отныне германское военное руководство будет полагаться на подводные лодки, менее уязвимые перед авиацией и способные незамеченными подойти к противнику. Но главное, что постройка субмарин обходилась бюджету рейха на порядок дешевле, чем выпуск большинства надводных судов, при этом для обслуживания подлодки требовалось меньшее количество человек.
 
Дёниц стал родоначальником новой тактической схемы, по которой действовал германский подводный флот Второй мировой. Это так называемая концепция групповых нападений (Rudeltaktik), прозванная англичанами «волчьей стаей» (Wolfpack), при которой субмарины совершали серию координированных ударов по ранее намеченной цели. По замыслу Дёница,  группы из 6-10 подлодок должны были выстроиться широким фронтом в линию на пути предполагаемого следования конвоя противника. Как только одна из лодок обнаруживала вражеские суда, она начинала преследование, при этом отправляя координаты и курс своего движения в штаб подводных сил. Атака объединенными силами «стаи» осуществлялась ночью из надводного положения, когда силуэт субмарин был практически неразличим. Учитывая, что скорость подлодок (15 узлов) была замено выше темпа, с которым двигался конвой (7-9 узлов) возможностей для тактического маневра у них было предостаточно.

За весь период войны было сформировано около 250 «волчьих стай», причем состав и количество судов в них постоянно менялись. К примеру, в марте 1943 года британские конвои HX-229 и SC-122 были атакованы «стаей» из 43 подлодок. Большие преимущества германскому подводному флоту давало использование «дойных коров» – субмарин снабжения XIV серии, благодаря которым в разы увеличивалась автономность ударной группы во время похода.

Но вернемся к началу войны.  Из 57 германских подводных лодок для действий в Атлантике пригодны были лишь 26, однако и этого числа было достаточно, чтобы уже в сентябре 1939 года пустить ко дну 41 корабль противника общим весом 153 879 тонн. Первыми жертвами «волчьей стаи» оказались британские суда – лайнер «Атения» и авианосец «Корейджес». Еще один авианосец – «Арк-Ройяль» – избежал печальной участи, так как торпеды с магнитными взрывателями, пущенные немецкой подлодкой U-39, сдетонировали раньше времени. Позднее U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина проникла на рейд британской военной базы Скапа-Флоу и потопила линейный корабль «Ройял Оук».

Эти события заставили правительство Британии убрать из Атлантики авианосцы и ограничить передвижение других крупных военных судов. Успехи подводного флота Германии заставили Гитлера, до этого времени скептически относившегося к подводной войне, изменить свое мнение. Фюрер дал добро на массовое строительство субмарин. В течение последующих 5 лет в состав Кригсмарине вошло еще 1108 подводных лодок.

1943 год стал апогеем германского подводного флота. В этот период морские глубины единовременно бороздили 116 «волчих стай». Величайшая «конвойная битва» пришлась на март 1943 года, когда немецкие подлодки нанесли тяжелейший урон четырем конвоям союзников: потопленными оказались 38 судов общим тоннажем 226 432 брт

 На берегу немецкие подводники заслужили репутацию хронических пьяниц. Действительно, возвращаясь из рейда раз в два-три месяца, они напивались вдрызг. Однако это была, наверное, единственная мера, позволявшая снять тот чудовищный стресс, который накапливался во время пребывания под водой. Это хорошо показано в художественном фильма «Подводная лодка», вышедшем на экраны в 1981 году.  Фильм снят немецкими кинематографистами  по воспоминаниям одного военного корреспондента, которого отправили в боевой поход на подводной лодке.

 Среди этих пьяниц были настоящие асы. Например, упоминаемый выше Гюнтер Прин, на счету которого 30 кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны. Он стал первым немецким офицером, удостоившимся звания кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями. Однако герою рейха не суждено было стать самым результативным немецким подводником: 7 марта 1941 года его лодка затонула при атаке союзного конвоя. В итоге список германских асов-подводников возглавил Отто Кречмер, который уничтожил 44 корабля общим водоизмещением 266 629 тонн. За ним следовали Вольфганг Лют с 43 судами водоизмещением 225 712 тонн и Эрих Топп, потопивший 34 корабля водоизмещением 193 684 тонны. Особняком в этом ряду стоит имя капитана Макса-Мартина Тайхерта, который на своей лодке U-456 в апреле 1942 года устроил настоящую охоту на британский крейсер «Эдинбург», перевозивший из Мурманска 10 тонн советского золота в качестве оплаты поставок по ленд-лизу. Погибший год спустя Тайхерт так и не узнал, какой груз он пустил ко дну.

За весь период войны немецкие подводники потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В том числе 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и более 70 военных кораблей других классов. Жертвами этих атак стали свыше 100 тысяч военных и торговых моряков союзного флота. Самой результативной следует признать группу подлодок West. Ее субмарины атаковали 10 конвоев, потопив при этом 33 корабля общим тоннажем 191 414 брт. Эта «волчья стая» потеряла только одну субмарину – U-110. Правда потеря оказалась весьма болезненной: именно здесь англичане нашли шифровальные материалы для военно-морского кода «Энигмы». Даже в конце войны, осознавая неизбежность поражения, германские верфи продолжали штамповать субмарины. Однако все больше подлодок не возвращались с заданий. Для сравнения. Если за 1940–1941 годы было потеряно 59 субмарин, то в 1943–1944 годах их число уже достигло 513! За все годы войны союзными войсками было потоплено 789 немецких подлодок, в которых погибло 32 000 моряков. Ни один вид вооруженных сил не имел такие потери. При общей численности моряков-подводников в 40 тысяч свыше 75% из них погибли в пучинах мирового океана.

С мая 1943 года эффективность ПЛО союзников заметно возросла,  в связи с чем Карл Дёниц был вынужден увести подлодки из Северной Атлантики. Попытки вернуть «волчьи стаи» на исходные рубежи успеха не имели. Дёниц решил дождаться ввода в строй новых подлодок XXI серии, однако их выпуск затянулся. К этому времени союзники сосредоточили в Атлантике порядка 3000  боевых и вспомогательных кораблей и около 1400 самолетов. Еще до высадки десанта в Нормандии они нанесли подводному флоту Германии сокрушительный удар, от которого он уже не оправился.

Самым опасным противником подводных лодок Дёница на заключительном этапе «битвы за Атлантику» оказалась  авиация.  Если в начале войны с Британией авиация могла контролировать прохождение конвоев лишь недалеко от береговой линии, то затем, с появлением конвойных авианосцев США и гидросамолетов «Каталина», вся Северная Атлантика была под контролем палубной авиации.  После оккупации Франции немцы построили специальные бетонные укрытия для своих подводных лодок в нескольких портах.  Но для выхода в океан лодкам приходилось пересекать Бискайский залив, где их часто преследовала авиация противника. Чтобы иметь возможность идти в подводном положении под дизелями, для которых требовался кислород и отвод выхлопных газов,  немцы придумали шнорхель, устройство, выходящее на поверхность из подводной лодки.  Но плавание со шнорхелем в штормовую погоду было весьма опасным. Хорошо, что авиация в шторм значительно снижала свою активность.

Тактика «волчьих стай» применялась и в послевоенные годы, по крайней мере, на учениях.  Так, весной 1972 года три подводные лодки 19-й бригады 6-й эскадры подводных лодок КТОФ устроили завесу на пути крейсера «Александр Суворов», по очереди выходя не него в торпедную атаку. Правда, в отличии от немцев, которые предпочитали атаковать  ночью и в надводном положении, наши лодки атаковали из глубины. При этом одна выпущенная торпеда не была поднята на борт торпедолова (прим. – специальное судно для подъема из воды торпед), поэтому лодки всплыли и искали потерянную торпеду. К счастью, она бала обнаружена коком нашей лодки, который вышел подышать воздухом в рубку, и увидел торпеду, за что получил 10 суток отпуска от комбрига, капитана 1 ранга Бекетова.  Об этом случае у меня есть отдельный рассказ. http://www.proza.ru/2017/08/12/26

С тех пор тактика использования подводных лодок значительно изменилась.  Стратегические субмарины выходят на боевую службу, имея в качестве объектов нападения стратегически важные узлы и предприятия потенциального противника. За ними охотятся многоцелевые подводные лодки  противника, чтобы помешать выпустить все ракеты. Но и наши ракетоносцы находятся под охраной уже наших многоцелевых субмарин. Но не только защитой своих ракетных подводных лодок занимаются многоцелевые лодки. Они несут на борту и торпеды, и крылатые ракеты «Калибр», а в скором времени на их вооружении будут и гиперзвуковые ракеты «Циркон», от которых нет защиты.  Так что тактика «волчьих стай» осталась в прошлом.