100 лет БДТ. Что дальше?

Виктор Кутуркин
    Торжественный вечер в честь 100-летия Академического Большого Драматического театра имени Г. А.  Товстоногова начался необычно.    Раскрылся занавес, и зрители увидели мальчика, читающего вслух выдержки из книги о воздухоплавании.  Казалось бы, какая связь между воздушными полетами и театром? Оказывается, театр построил граф Антон Апраксин,  меценат и конструктор дирижаблей.   Об этом мальчику рассказала появившаяся на сцене, ведущая актриса театра Алиса Бруновна Фрейндлих.  Человек, построивший театр,  хотел взлететь в небо и создать нечто необычное, оставив о себе добрую память.  Здание театра было построено в  1875 году, а  история театра началась в феврале 1919 года. 
            Основателем театра стал революционный поэт Александр Блок,  написавший в те годы поэму “Двенадцать”.  Она прозвучала в современном исполнении,  стилем рэп,  чем удивила некоторых зрителей.  Вызвала недоумение у автора очерка фанерная конструкция в виде клина, занявшая часть зрительного зала.  Висевший на ней артист, выкрикивал революционные лозунги типа “Мы назло буржуям мировой пожар раздуем!”   По замыслу сценаристов это должно было воссоздать обстановку 1919 года в Петрограде. 
             Продолжил тему основания театра Евгении Миронов,  поведавший зрителям, что Блок верил в энергию новой жизни  и все свое время уделял театру.  Собравшимся в зрительном зале красноармейцам, а именно они были первыми зрителями на спектакле Дон Карлос,  поэт  рассказывал как нужно вести себя в театре,  аплодировать, понимать происходящее на сцене.  Он был первым художественным руководителем театра.  Во  время  рассказа  Евгения Миронова на большом экране в глубине сцены демонстрировались  кадры зимнего Петрограда той поры.  Затем на сцену  вышел  директор Эрмитажа Пиотровский,  с рассказом о совместных проектах музея и театра на биеннале в Венеции.  Довольно сдержанно принял зрительный зал  исполнение хором театра оперы и балета классического произведения.  Выступление  народного артиста Мартона было напоминанием  о  том,  что главный враг театра,  который мешает шагать к сияющим вершинам,  это отсутствие  хорошей драматургии и пожелал театру замечательных пьес.  На экране можно было увидеть фотографии драматургов,  постановки которых видела сцена БДТ.  Перед глазами зрителей прошли фотографии артистов,   навсегда вошедших в историю театра. 
          Понравилось  яркое выступление Льва Абрамовича Додина, пожалуй, лучшего ученика Георгия Александровича Товстоногова,  с воспоминаниями о великих традициях  АБДТ.  Это был новаторский, авангардистский, новый театр.  Володинские  Пять вечеров  и  Грибоедовское  Горе от ума с эпиграфом Пушкина  “Черт догадал меня родиться в России с умом и талантом”,   не могли нравиться влаcть предержащим и вызывали ненависть ЦК партии.  Товстоногов снял этот эпиграф, но смотреть спектакль не любил.  Вспомнил режиссер о, так и не увидевшей свет,  Римской комедии Зорина, запрещенной к показу после генеральной репетиции.  Уж очень напоминала эта постановка  ту советскую действительность.  За год до своей смерти  Товстоногов написал  драматургу Зорину, что рана от запрета не заживает до сих пор.  БДТ, по словам Додина, жил вместе со своим временем, вопреки времени и впереди времени.
         Острое чувство ностальгии вызвал монолог  народного артиста СССР  Олега Басилашвили из спектакля  “Три сестры”.  А  затем он комментировал кадры кинофильма 1965 года  снятого  во время репетиции и подготовки спектакля. Зрители увидели молодых Зинаиду  Шарко,  Штиля,  Басилашвили,  Юрского.  Пройдет немного времени, и эти артисты  станут звездами  БДТ.   
         Затем будут выступления врио губернатора Петербурга Беглова,  полномочного представителя президента и председателя Законодательного собрания города,  награждение старейших ветеранов сцены Фрейндлих, Басилашвили.  Получит награду “За заслуги перед Петербургом”  народный артист России Георгий Антонович Штиль, которому в этом году исполняется 87 лет.
          Накануне я посмотрел в сети юбилейный вечер 1986 года, посвященный 30-летию  творческой деятельности Георгия Товстоногова на посту главного режиссера БДТ.   На сцене блистали Лавров, Стржельчик,  Макарова,  Лебедев, Трофимов,  Волков, Медведев, Кузнецов и другие.  Весь звездный состав на сцене и Георгий Александрович в зрительном зале.   Легко, весело, смешно!  Разыгрывались сценки из выдающихся спектаклей – Ревизор, На всякого мудреца …  и т.д.   Какая непринужденная и веселая атмосфера витала в зале и как разительно она отличалась от увиденного на 100 – летии театра.  Из звездного состава,  из той старой  когорты,  сегодня в строю Басилашвили,  Фрейндлих,  Ивченко,  Штиль,  которым уже за восемьдесят.  Билеты на спектакли с их участием распроданы на месяцы вперед.  В хорошей форме среднее поколение – Крючкова, Усатова,  Попова,  Дегтярь, Богачев,  которые  помнят великого мастера.  Но  не  дает покоя вопрос,  где талантливая молодежь?  Какие новые имена открыл за пять лет работы в БДТ режиссер Могучий?  Кого  пригласил в труппу? 
       Вспоминаю, какой безупречный вкус отличал  Георгия Александровича  в  выборе постановок.  Именно тогда, в далекие семидесятые,  благодаря увиденным спектаклям,  я полюбил  русскую классику  и  перечитал  Чехова, Горького,  Островского, к  которым был равнодушен в юности.   Такие спектакли как История лошади,  На всякого мудреца, Ревизор,  На дне -  прививали зрителю  хороший вкус,  восхищали игрой выдающихся артистов.  А кого из современных в те времена авторов предпочитал ставить Георгий Александрович!   Какие имена!  Шукшин, Вампилов,  Володин, Тендряков!
       А  каков репертуар  БДТ сегодня?
       Картина пестрая и хаотичная.  Невозможно представить,  чтобы  Товстоногов  взялся за постановку спектакля  “Пьяные”,  а  с  прославленной сцены зазвучало обилие  мерзких и бранных  слов.  Это не что иное, как попытка пошлость выдать за искусство.   Спектакль  “Губернатор”  - постановка среднего уровня.   Не  лучше обстоит с  классикой.  В  “Грозе”  присутствуют элементы комизма, не вызывающие эмоции у зрителей,  грохочущий не к месту барабан.  Спектакль “Что делать?”  иначе как убожеством не назовешь.  C  “Трех сестер”  зрители уходят в антракте.   Даже  “Война и мир”  с  неподражаемой  Алисой Фрейндлих  не впечатляет.
     Конечно,  не все спектакли так однозначны.   “Игрок”  собирает аншлаг благодаря  таланту Светланы Крючковой,  это ее бенефис,  однако трактовка?  Некоторые новации режиссера  поражают зрителей.  Выезд героини на коляске с джойстиком и  музыкальное сопровождение  группы Рамштайн  вызывает вопросы.  Чего только в этом спектакле не было!   Далида,  диджей, кадры из фильма с Раневской.   Только отсутствовал Достоевский.  Разве можно представить подобное во времена  Товстоногова? А  спектакль “ Алиса” не спасает  даже  талант  Алисы Бруновны.  После просмотра  остается  тяжелый осадок. 
       Зрителю не просто воспринимать новое сценическое воплощение известной классики.  Новаторство  режиссера  Андрея  Могучего,  его эксперименты вызывают удивление и не понятны  тем,  кого  десятилетиями  воспитывал  гениальный  Георгий Александрович Товстоногов. В театр ворвалась ненормативная лексика, низменные страсти и поступки. В традиционном академическом театре, которым был БДТ это было невозможно. Невозможно в силу наработанных традиций, которые не позволяли столь низко опускать планку, установленную великим режиссером.   Внедряется авангард,  а на спектаклях веет тоской и скукой!  Как будет строиться репертуарная политика театра?  Что возьмет за основу режиссер Могучий?   Появятся ли новые звезды?  Будут ли  приглашены известные артисты?
       
       Пока просвета не видно!  Да,  БДТ  звучит  как культурный бренд Петербурга,   зрители приезжают со всей страны,  билеты продаются.  Но что дальше?