Пабло Пикассо. Путь гения. Часть 7

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

«СКУЛЬПТОР И ЕГО МОДЕЛЬ», 1933, офорт; «ОТДЫХАЮЩИЙ СКУЛЬПТОР», 1933, офорт.
В 1930 году новый поворот в творчестве Пикассо. По заказу Воллара он создает знаменитую серию из 100 офортов. Они были изданы отдельным альбомом -  «СЮИТА ВОЛЛАРА». Перед нами две работы Пикассо из серии «Художник и его модель».
В «СЮИТУ ВОЛЛАРА», входят гравюры к «Метаморфозам» Овидия, к «Лисистрате» Аристофана и серия «Художник и его модель». Это длинная серия, где Пикассо разрабатывает представление о художнике – творце, о его отношении к природе–объекту его творчества. Прекрасная девушка, возлюбленная художника – это символ жизни. Художник с мудрым лицом Зевса, внимательно, как бы со стороны, осматривает все вокруг себя.
Разные по содержанию, восходящие к античности и продолжающие традиции Рембрандта и Гойи, эти офорты свидетельствуют о постоянстве классического вдохновения Пикассо, о его тяге к эстетике живого человеческого тела, прославленного античными мастерами, и не утратившего для Пикассо своего вечного значения. В графике особенно заметно мастерство Пикассо, виртуозная техника его рисунка, умение улавливать тонкости и нюансы живой природы. Это позволяет говорить об «абсолютном зрении» у Пикассо, по аналогии с «абсолютным слухом» у музыканта.
Счастье, связанное с отношениями с Марией - Терезой, хотя и тайными, вдохновило мастера на создание этой выдающейся графической серии.

 «ДОРА МААР», 1937, МПП; «ДОРА МААР», 1937, част. собр.; «Дора Маар», 1936. Фото. Осенью 1935 г., благодаря Полю Элюару, Пикассо знакомится с Дорой Маар (Маркович), дочерью хорвата и француженки, женщины свободных взглядов, профессионального фотографа. Она, как считается, была самой умной и образованной из всех женщин Пикассо. Многочисленные ее портреты как бы предсказывают будущую драму её безумия, когда в 1945г. она станет пациенткой лечебницы для душевнобольных. Связь Пикассо с Дорой длилась до 1946г. Дора представлена на своих портретах в ярких жизнеутверждающих цветах. Пластика тела передана остроконечными формами. Её можно узнать по круглому решительному подбородку, по длинным красным ногтям, по искрящимся, живым, умным глазам. Позднее, в период войны, лицо Доры Маар превратится у Пикассо в лицо человеческих страданий.

„КРИК», 1937, тушь. Обращаясь к рассмотрению творчества Пикассо 30-40-х годов, мы вступаем в область трагического. Деформация и разложение формы приобретают у художника повышенно экспрессивное звучание. Предметы, раздираемые, изломанные, производят впечатление какого-то кошмарного распада мира.
Пикассо подчас обвиняли и обвиняют поныне в умышленном преувеличении ужасов, в стремлении запугать мрачными порождениями собственной фантазии, а в искаженных образах видят надругательство над человеком.
Неподготовленному взгляду бывает трудно сориентироваться. Многие работы Пикассо несли в себе дух времени, который он воплощает не в сюжетах, а в самом содержании его работ, в том ощущении трагического, жестокого, кошмарного, которое складывается у зрителя под воздействием художественной формы произведения.

 «ПЛАЧУЩАЯ ЖЕНЩИНА», 1937, гал. Тейт, Лондон. Своё неприятие фашизма и войны художник выражает  во многих своих полотнах. Делает это Пикассо не прямо, а придавая своим картинам тревожную и мрачную тональность. И опять это коснулось, прежде всего, женских портретов (Тут ещё наслоились моменты личной жизни художника).
Так, картина «ПЛАЧУЩАЯ ЖЕНЩИНА», в которой проглядываются черты Доры Маар, стала обобщающим выражением человеческих бедствий.
Полотно не радует глаз ни красотой, ни гармонией. Изобразительные средства картины Пикассо подчинил выражению человеческого горя и страдания: он поворачивает голову женщины в профиль, чтобы наиболее характерно показать оскал рта и жест рук, теребящих зажатый в зубах платочек – великолепно найденный, потрясающе достоверный жест отчаяния; на профиле художник изображает оба глаза с их невидящим взором своих разорванных слезами зрачков; мы видим на лице глубокие морщины плача, как бы выжженные слезами и как контраст, аккуратно вырисованы волосы, шляпка и трогательно нелепый цветочек на ней.

Перед нами человеческое горе в самом не индивидуальном смысле. Это «некрасивое» лицо плача, боли, лишенное эстетических покровов и поэтических метафор, это искусство такой высоты, которое уже не боится не эстетических форм.

“ГЕРНИКА“ 1937, Прадо, Мадрид.  Ответ на многие вопросы, связанные с пониманием произведений Пикассо, и понимания проблемы связи художника с миром, в котором он живет, мы попытаемся найти в анализе одного из наиболее значительных по социальному звучанию произведений ХХ века в пикассовской «Герники».
Поводом к созданию этого произведения послужила жестокая бомбардировка 26 апреля 1937г. фашистской авиацией небольшого испанского города Герника (древняя столица басков). За три с половиной часа город был сравнен с землей, погибло более 2000 женщин, стариков и детей. Это ужасное событие потрясло художника. Незадолго до этого испанское правительство поручило Пикассо выполнить роспись для испанского павильона на международной выставке в Париже. За короткий срок Пикассо создает одно из центральных своих произведений – «Гернику», и она стала главным событием всей международной выставки.


“ГЕРНИКА“, 1937, Прадо, Мадрид.  Пикассо создал гигантское полотно площадью в 28 кв. метров, длиною более 8 м и высотой 3,5 м.. Вместо фашистских самолетов, бомб, рушащихся зданий мы сталкиваемся здесь с миром фантастических, непонятных на первый взгляд образов: запрокинутая голова погибающего железного коня, ощерившаяся морда быка, античная маска с рукой со светильником, искаженные подобия человеческих тел, мрачная голая  лампа. Ощущения трагедии, смерти создает сама агония формы, которая разрывает предметы на сотни острых осколков, серые, серовато-фиолетовые, серо-голубые тона делают картину почти монохромной: ибо расширенные глаза ужаса не воспринимают богатство цвета и многообразие форм мира. Так должны были воспринимать мир люди в последние мгновения перед смертью.

 В картине много символичного. Вот хотя бы античная маска с рукой, держащей светильник, она воспринимается как символ трагической музы художника, несущей свет в это царство гибели, но бессильной воскресить мертвых и помочь кричащим криком боли и протеста. С картины «Герники» было сделано огромное количество репродукций, в том числе открыток (почтовых) и «Герника» распространилась почти мгновенно по всему миру. Когда генерал Франко пришел к власти, Пикассо поклялся, что его нога не вступит на испанскую землю, пока жив диктатор. Генерал Франко пережил художника на 2 года.

В годы немецкой оккупации Франции Пикассо оставался во Франции, в Париже. При желании он вполне мог уехать в США, Бразилию, Мексику. Денег у него было достаточно, случаев подходящих хватало, да и в приглашениях недостатка не было. Уже в оккупированном Париже консул США не раз умолял его уехать из Франции, однако он остался. Это был мужественный шаг и огромная моральная поддержка не только для его друзей, но и для тех поклонников таланта Пикассо, кто был лично с ним не знаком. А ведь этот человек не герой, ему было ведомо чувство страха, как любому. К тому же он мог потерять всё. Его могли интернировать, депортировать, а картины, которые нацисты назвали «дегенеративно - упадническим искусством» могли быть сожжены на костре. Пикассо пошел на риск и остался.
Однажды во время фашистской оккупации Парижа в мастерскую Пикассо пришло несколько гитлеровских офицеров. Один из них взял со стола репродукцию с «Герники» и небрежно спросил художника: «Это Вы сделали?», - «Нет, это вы сделали», - ответил Пикассо.
Рассуждая о месте художника в общественно-политической жизни, Пикассо писал во  французской газете «Летр Франсез» (март 1945г.): «Не глуп ли художник, если он имеет только глаза, или музыкант, если он имеет только уши? Художник – это одновременно и политическое существо, постоянно живущее потрясениями, страшными или радостными, на которые всякий раз должен давать ответ. Живопись не делается только для украшения жилища».
Если продолжить тему политических событий в жизни Пабло Пикассо, надо вспомнить о том, что вместе с целой когортой французской левой интеллигенции (Элюар, Арагон и др.) он вступил в Коммунистическую партию Франции и в первую очередь, как признание заслуг Компартии Франции в организации Сопротивления нацистам и коллаборационистам.