Пабло Пикассо. Путь гения. Часть 6

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
ПИКАССО- СЮРРЕАЛИСТ.

Надежды на новый «Золотой  век», на который надеялись многие после I-ой Мировой войны, рассеялись, уступив место чувству тревоги. К тому же личная жизнь с аристократкой Ольгой у Пикассо не складывалась.

В 1925 г. перед изумленными глазами критиков появляются картины, будоражащие всех своей новизной. Так начался один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо – СЮРРЕАЛИЗМ, который во Франции как раз набрал силу, и Пикассо почувствовал его своим. После эпикурейского изящества 20–х годов мы попадаем в атмосферу конвульсий и истерии, в сюрреальный мир галлюцинаций.
Первой из таких картин был «ТАНЕЦ» (1925, гал. Тейт, Лондон). Танец выглядит как ритуальный с изображением распятия. Размещение фигур, кричащие краски, движение делают эту работу одновременно изображением сумасшедшего танца жизни и ритуального танца смерти. С тех пор человеческая фигура у Пикассо должна была быть расчленена не кубистическими мелкими секциями, а насилием, беспокойством, жестокостью, в принципе характерными для сюрреализма.

 «ЖЕНЩИНА ЗА ЧТЕНИЕМ», 1929, МПП; «ФИГУРЫ НА БЕРЕГУ МОРЯ», 1931, муз. Пикассо, П.; «НЮ», 1929, муз. Пикассо, Париж; «ЖЕНЩИНА В КРЕСЛЕ», 1932, муз. Пикассо, Париж.
На протяжении нескольких лет воображение Пикассо могло, казалось, создать только монстров, неких разорванных на части существ, агрессивно – эротические образы.
Перед нами примеры, демонстрирующие так называемый период «чудовищ», или «варварский» период. Это образцы «антикрасоты», созданные Пикассо на этом этапе. Женщины остаются в этот период главными жертвами его жестоких бессознательных причуд.
Вот «ФИГУРЫ НА БЕРЕГУ МОРЯ». Две фигуры с широко открытыми ртами на берегу моря, они не то целуются, не то ссорятся, их свившиеся тела напоминают скорее инопланетян в агрессивно - эротическом состоянии. Со своими неопределенными округлыми  формами они напоминают изображения, сделанные с бронзовых фигур.
Или вот «ЖЕНЩИНА ЗА ЧТЕНИЕМ». Фигура женщины является, подчеркнуто объемным изображением. Женщина кажется сделанной из цельного металлического куска. Условное изображение моря позволяет нам думать, что перед нами купальщица на берегу моря с книгой. Сама книга тоже изображена необычным способом: она вытесана из треугольной призмы, а текст напоминает дактилоскопический оттиск пальца. Критика сначала не поддержала художника, она видела в работах мастера лишь эстетические гримасы. Но нельзя забывать, что картины создавались, когда угроза варварства, античеловечности стали впервые реально угрожать Европе. Хотел этого или нет художник, картины воспринимаются еще и как саркастический символ обездушенного окружающего мира.

 «МАРИЯ-ТЕРЕЗА», 1937, муз. Пикассо, Париж; М.-Т. Вальтер в 17 лет. Фото.
В 1927 году появилась простая красота 17–летней девушки Марии-Терезы Вальтер, новой «музы» Пикассо. Пикассо долгие годы скрывал от всех свою связь с ней.
Она становится моделью нескольких картин и скульптур Пикассо. МАРИЯ-ТЕРЕЗА РОДИЛА ЕМУ В 1936Г. ДОЧЬ – МАРИЮ - КОНСЕНСЬОН (в честь умершей в детстве сестры Пикассо). В доме её звали Майей. Брак их так и не был никогда зарегистрирован.
Несмотря на живописную сложность портретов Марии-Терезы, она всегда легко узнаваема на них. Глядя на портрет Марии-Терезы (1937г.), на её как бы распухшее лицо под гротескной шляпкой, большинство людей сразу скажут, что это живопись Пикассо, настолько представленная манера живописи будет характерна для дальнейшего творчества художника, которая имеет название «Стиль Пикассо».