Мелиоративный кредит до 1917 года

Алекс Лофиченко
                МЕЛИОРАТИВНЫЙ  КРЕДИТ   



       Как известно, эта форма кредита нормируется законом 1900 г. о ссудах
на сельскохозяйственные улучшения. Сущность этого закона такова.
       Ссуда на сельскохозяйственные улучшения выдаются из особого,
составляющего специальные средства Министерства Земледелия и
Государственных Имуществ, капитала (ст.1).
        Рассмотрение всех вопросов и дел, относящихся к вышеуказанной ссуде,
Указанных Министерством Земледелия и Государственных Имуществ,
производится в Комитете по делам о ссудах на сельскохозяйственные улучшения при Отделе Сельской Экономии и Сельскохозяйственной
статистики (ст.4).
        Заведывание на местах делами по выдаче ссуд вверяется  губернским
комитетам о ссудах на сельскохозяйственные улучшения, которые  состоят,
под председательством местного управляющего государственными
имуществами, из представителей Министерства Финансов и земства (ст.6).
         Ссуды выдаются на следующие сельскохозяйственные улучшения:
1)  осушительные, обводнительные и оросительные работы, а также укрепления берегов рек, оврагом и сыпучих песков;
2) лесоразведение;
3) возведение хлебных амбаров, скотных дворов, конюшен, сушилен;
4) устройство маслобоен, сыроварен,  лесотехнических производств;
5) приобретение племенного скота;
     6) устройство виноделен и винодельческого инвентаря (ст.14).
         Введение операции выдачи ссуд на указанные в предыдущей (14)
статье улучшения по отдельным местностям и родам улучшений разрешается
Министром  Земледелия и Государственных Имуществ, по соглашению
с Министром финансов (ст.15).
        Ссуды выдаются: 1) земствам; 2) землевладельцам; 3) сельским обществам (ст.24).
        Ссуды земствам (п. 1 ст.24) выдаются на улучшения, имеющие значение
для целой губернии или уезда, в размере  и на условиях, определяемых в
размерах и на условиях, определяемых в каждом отдельном случае по
взаимному соглашению Министров Земледелия и Государственных
Имуществ, Финансов и Внутренних Дел.
         Ссуды, выдаваемые землевладельцам (п.2 ст.24) обеспечиваются имением, в коем вводится улучшение, а также другим имуществом, а равно
процентными бумагами, принимаемыми в обеспечение исправности казенных подрядов и поставок. Недвижимые имущества, не могущие
приносить дохода, в залог не принимаются (ст.26).
        Ссуды землевладельцам на сумму до одной тысячи рублей даются
 под заёмные обязательства  без представления залогового
свидетельства (п.1 ст.36).   Заемщиком должно быть представлено удостоверение, что он владеет таким числом десятин удобной земли,
стоимость коих по нормальной для каждой губернии  оценке Земельного
Банка  не менее, как в пять раз, превосходит сумму ссуды (ст. 30).
       Ссуды, выдаваемые сельским обществам (п.3 ст.24), обеспечиваются
или принадлежащею обществам землёю вне крестьянского надела, или мирским приговором о взаимном друг на друга ручательстве членов общества (ст. 31).
         По ссудам на осушительные, обводнительные и оросительные работы,
а также на укрепление берегов рек,  оврагов и сыпучих песков (п.1 ст.14)
недвижимое имущество принимается в обеспечение ссуды в полной его
стоимости на основании нормальной и специальной оценок Земельного Банка, а на все прочие улучшения в размере не свыше 75%  оной (ст.27).
        Ходатайства о ссудах на сумму более 5000 руб. предварительно
рассматриваются в Комитете по делам о ссудах на сельскохозяйственные
улучшения. Размер суд не должен превышать 75 % стоимости производимого
улучшения (ст. 19).
        Ссуды на лесоразведение выдаются на срок не свыше 30 лет, а на
Прочие улучшения  на сроки, наибольшая продолжительность которых
(не свыше, однако, двадцати лет) определяется для каждого рода улучшений
Министром Земледелия и Государственных Имуществ, по соглашению с
Министром Финансов, при чем, в настоящее время, наименьший срок 7 лет
установлен для ссуд на приобретение скота (ст. 18).
        По выданным ссудам заемщики уплачивают за истекшее время определенный процент роста и погашение, соразмерное сроку ссуды.
       По ссудам на укрепление берегов рек, оврагов и сыпучих песков рост
Взимается в размере 2%, а по ссудам на все прочие улучшения – в размере
4% годовых (ст. 20).
         Причины слабого развития мелиоративного кредита, по мнению одних
участников Комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности,
является, до известной степени, отсутствие самодеятельности самого общества, - «наша собственная косность».   
         По убеждению других, причины неуспехов коренятся в низком уровне
хозяйственного достатка населения, так как, вообще говоря, «мелиоративный кредит может оказать на сельское хозяйство благотворное влияние только
тогда, когда предварительно будет улучшено общее экономическое положение население».
         В «Комитет» поступило предложение о целесообразности разделения
Мелиорации на две категории, из коих к одной были бы отнесены работы
преимущественно государственного значения, к другой – такие работы, которые стоят в непосредственной, осязательной связи с повышением доходности  частного хозяйства.
        Первая категория должна бы пользоваться   покровительственным
отношением законодательства, ради государственного ее значения. Ссуды
названной категории должны бы выдаваться на особых льготных условиях,
особо пониженного % (1%) и особо удлиненного срока погашения (50 лет).
        Быть может, найдено было бы возможным выдавать такие ссуды безпроцентно.
        По ссудам на укрепление берегов рек, оврагов и сыпучих песков взимается 2%, по остальным же ссудам – 4% годовых (ст. 20).
        Было высказано соображение, что затрачиваемый на мелиорацию капитал дает от 15 до 30%. Ясно, что такие результаты позволяют заемщику
«с лихвой оплатить проценты по ссуде с погашением капитала в течение
известного числа лет»  (Воронежская губ.).
       Между тем, Положение 21 мая 1900 г. разрешает ссуды из 4% (т.е., почти на обычных теперь условиях долгосрочного кредита) на целый ряд
сельскохозяйственных улучшений, которые с таким же успехом при равенстве уплачиваемых процентов, могли бы быть произведены на счет
обыкновенного долгосрочного кредита. На путь же льготных кредитов
указанное Положение выступает очень нерешительно, устанавливая размер
роста в 2% только по ссудам на укрепление берегов рек, оврагов и сыпучих
песков, хотя признается полезным  понизить размер процента до 1% и даже
выдавать ссуды беспроцентно (Пермская, Херсонская губ.).
        Вопрос о выдаче ссуд на сельскохозяйственные улучшения мог бы  решаться на уровне местных органов а не центральным управлением, так как
«масса местных нужд может быть неизвестна в центре» (Киевская, Костромская  губ.).
         Одним из наиболее действительных способов приближения этой формы
кредита к населению является привлечение земства к более активному участию в распоряжении мелиоративных фондов. Мотивами для подобного
требования, которое в сущности есть пожелание о расширении того, практикуемого впрочем и ныне, порядка, в силу которого земства являются
посредниками по выдаче мелиоративных ссуд между сельскими хозяевами и
Министерством Земледелия, являются два соображения.
         Первое заключается в том, что земство лучше знает, где и какие мелиорации могут произведены (Костромская губ.). Второе - в том, что в
настоящее время, когда окончательное разрешение ссуд, выдаваемых через
посредство земства, зависит от Министерства Земледелия, а ответственность
за исправный возврат лежит на земстве, нельзя рассчитывать на значительное
участие земства в посредничестве по выдаче мелиоративных ссуд (Рязанская
губ.). Поэтому поступил проект правил выдачи ссуд при посредстве земства:
        Министерство Земледелия открывает губернскому земству из мелиоративного фонда определенный кредит, которым земство распоряжается самостоятельно, неся перед Министерством Земледелия
ответственность за неисправный платеж заемщиками процентов и погашения долга. Ссуды выдаются через посредство уездного земства отдельным землевладельцам, сельским обществам и товариществам крестьян на разнообразные сельскохозяйственные улучшения. Высший размер ссуды не
должен превышать ; стоимости улучшения, для частных же владельцев ссуды, вместе с лежащими уже на имении долгами, не должны превышать
75% нормальной оценки, установленной для залога в Крестьянском банке.
       Сроки ссуд определяются в 7 лет на приобретение племенного скота и
до 30 лет для лесных улучшений. Составление сметы работ возлагается на
уездных земских агрономов. Расходы по составлению плана и сметы работ
присоединяются к сумме выдаваемой ссуды.
        Ссуда выдается заемщику по частям, по мере исполнения работ по
улучшению. Надзор лежит на земских управах. Суммы просроченных
заемщиками платежей включаются в смету обязательных расходов губернского земства. Годовой отчет по операции представляется губернским
земством Министру Земледелия (Курская губ.).
        Дальнейшие пожелания относительно организации земством мелиоративного кредита сводятся к тому, чтобы при каждом губернском
Земстве на средства Правительства были учреждены и функционировали
особые мелиоративно-ипотечные банки с отделениями при уездных земствах. Директора таких банков должны быть избираемы соответствующими земскими собраниями, неся ответственность перед последними. Банкам этим должно быть предоставлено право производить займы (Харьковская , Новгородская , Черниговская губ.).
        Руководство всей операции выдачи мелиоративных ссуд следует передать в руки земств с организацией комплекта служащих и разрешением   
ссуд на местах (Самарская губ.). Только при том условии, если земству будут
предоставлены  широкие полномочия по организации мелиоративного
кредита, можно рассчитывать на массовое принятие на себя земствами
посредничеств по выдаче ссуд между заемщиками и Министерством Земледелия. В противном случае, наблюдается низкая активность земств –
нежелание их брать на себя ответственность за исправный возврат ссуд,
окончательное разрешение которых зависит не от них , а от Министерства
(Рязанская, Полтавская губ.).
        Кроме того, в целях содействия расширению мелиоративного кредита,      
необходимо принятие закона, по примеру Западной Европы, по которому
владельцы соседних участков земли признавались бы обязанными произвести улучшение, подобно тому, какое уже сделано его соседом. Без
такого закона многие улучшения невозможны, особенно при осушении заболоченных земель (Курская губ.).
        В связи с изложенным, необходимо будет признать в законодательном порядке за лицами, произведшими то или иное улучшение, права искать с
соседних землевладельцев, хотя и не участвовавших в производстве данного
улучшения, но получивших от него выгоду, возмещение соответствующей доли издержек.
        Было бы желательно поощрение к устройству таких частных мелиоративных обществ (по примеру Пруссии), которые  при содействии
Государственного Банка, могли бы устраивать, по поручению землевладельцев, различные мелиоративные работы. Для того, чтобы деятельность таких обществ получила развитие, необходимо предоставить
им преимущество при возмещении затрат, произведенных на устройство
мелиоративных работ, перед всеми долгами и право взимать срочные долги
вместе с податями (Могилевская губ.).
        В целях развития мелиоративного кредита, обращается внимание на необходимость введения ипотеки. Что касается  получения средств , то одни
находят необходимым образование особого мелиоративного капитала путем
ежегодных отчислений (в сметном порядке) из свободной наличности  нашего бюджета (Харьковская губ.), другие считают возможным употреблять      
 на эти цели страховой капитал, достигающий в отдельных земствах нередко
многих миллионов рублей. Высказывается соображение об отчислении для
надобностей мелиоративного кредита 10% из накопившихся по каждой губернии вкладов по сберегательным кассам (Минская губ.).  Указывается также на желательность получения средств  из Государственного Банка или из правительственных сумм. Некоторые высказывают пожелания о привлечении частных средств, в виде устройства акционерных и других обществ (Харьковская губ.)  или же  о необходимости открытия специального учреждения для выдачи этого рода ссуд, которому некоторые присваивают название государственного мелиоративного банка, с отделениями на местах (Бессарабская губ.).
         Иные полагают, что функции такого учреждения должны выполнять кассы мелиоративного мелкого кредита,; средства для этих касс могли бы быть заимствованы как из Государственного Банка, так и путем ежегодных подесятинных сборов (Вятская, Минская губ.), при чем некоторые считают полезным вызвать к жизни частные мелиоративные банки, основанные на акционерных началах (Ковенская губ.).
        Для наблюдения за производительным употреблением ссуд рекомендуется основать в губерниях  бюро сельскохозяйственных улучшений, на которых лежали бы техническая сторона дела и контроль за сельскими хозяевами, состоящими клиентами по мелиоративному кредиту (Костромская губ.).  Желательно образование особого мелиоративного фонда путем отчислений для его образования определенных средств в сметном порядке, или части поземельных налогов, или же части питейного и промыслового доходов.
         Мелиоративные банки могли бы быть частные, акционерные, с концессией на известный район, с правом выдачи долгосрочных ссуд под вторые закладные, на тех же, как и поземельные банки, правах. Агенты таких
банков определяли бы как цель, так и полезность предполагаемых работ и
назначали бы ссуды, которые должны быть выдаваемы, за исключением
известного аванса, сообразно исполненным работам.