Кусок мыла

Варвара Можаровская
 На конкурс К-9 Евгения Говсиевича ВТ http://proza.ru/2020/05/09/486


Читая о войне, мы не часто встречаем упоминание о тех, кто сыграл незаметную, но немаловажную роль в победе нашей армии над захватчиками – о работниках тыла. В числе многих незаменимых профессий была очень важная и тяжёлая – работа прачек.
А между тем это они, прачки, в холод  и зной, огрубевшими от щелочей руками стирали тонны пропитанного кровью и потом белья.

Моя свекровь – Белла Борисовна Засновская относится к таким труженикам тыла, которые ковали победу далеко от передовой, но причислены к участникам боевых действий за неоценимую помощь фронту своим  самоотверженным трудом.
А её муж - Григорий Дмитриевич Зубко прошёл всю войну, бежал из плена,  воевал в партизанском отряде Чехословакии и вернулся домой.

До войны они счастливо жили в славном городе Киеве, у них был прекрасный, годовалый ребёнок и они не могли нарадоваться на свою доченьку Светлану…

Когда мы, будучи взрослой супружеской парой, приезжали к ним в Киев, родители очень радовались. Они гордились своим сыном-лётчиком и, насколько я знаю, были довольны своей невесткой. Свекровь готовила много всяких разносолов, носилась по дому как на крыльях, варила, жарила и запекала. Особенно вкусно у неё получался запечённый в духовке окорок, мясо с черносливом и любимые мною котлеты.

А как смешно она прыгала через две ступеньки на четвёртый этаж, когда возвращалась домой, забрав почту в ящике! Не хотела терять ни секунды, чтобы подольше побыть с дорогими гостями.

Накрывался стол, и начиналось весёлое застолье, песни, разговоры, все наперебой рассказывали свои истории – муж про авиацию, его старшая сестра Светлана работала в министерстве лёгкой промышленности и рассказывала о своей работе, и очень  любила вспоминать как она во время войны «помогала» маме стирать солдатское бельё.

Это было в Оренбургской области, в образовавшихся отрядах работали  вольнонаёмные  женщины, жили они  в лесу в землянках, многие были с детьми.
Старшие дети присматривали за младшими, в то время, когда женщины летом стирали бельё на речке.

В один из дней Светлана, улучив момент, когда никого не было рядом, затосковала по маме и решила пойти к ней. Зная направление, по которому уходили взрослые, маленькая трёхлетняя девочка  пошла по тропинке, через лес к женщинам. Расстояние было небольшое для взрослого,  примерно полкилометра, но для ребёнка  - это дальняя дорога, полна опасностей и приключений. Когда этот героический ребёнок предстал перед глазами матери, она так и села в воду, настолько это было неожиданно – видеть своего крохотного ребёнка, выходящего из леса без сопровождения.
И слёзы были и радость оттого, что со Светланой ничего не случилось.

А Белла Борисовна частенько вспоминала военные годы и истории, случавшиеся с ней на трудовом фронте под Оренбургом.  А случаев и приключений разных было предостаточно, так как она была человеком живым, подвижным, характер у неё был взрывной, с повышенным чувством справедливости. Всегда бросалась людям на помощь и на просьбу никогда не отвечала отказом.

Одна из историй особенно запомнилась мне, потому что, будучи совсем старенькой, (дожила до девяноста лет) она  рассказывала  «как трясла своего начальника за барки». Этот рассказ мы знали наизусть, так как слышали его каждый раз, когда с мужем приезжали в Киев.

Война застала молодую семью в Кишинёве, куда отправлялись военные в формирующиеся пограничные части  для укрепления границ после включения Бессарабии в 1940 году в состав СССР.
Григория Дмитриевича тоже отправили в Молдавию для охраны западных границ Советского Союза. Забрав жену и маленькую Светочку, они уехали в Кишинёв.

Белла Борисовна, будучи натурой деятельной, дома не сидела, а сразу же устроилась в часть мужа вольнонаёмной. Но недолго радовались они жизни, через год пришла беда и разрушила безоблачное счастье семьи - началась война.

Пришёл приказ эвакуировать семьи военных, и молодая жена, забрав ребёнка, отвезла его  на родину Григория Дмитриевича, на Полтавщину. Когда она отмечалась в Штабе Округа, начальник огорошил её известием, что часть в Кишинёве, к которой она была прикомандирована, отступает в Одессу, а ей предписано эвакуироваться  в Среднюю Азию.

Пришлось возвращаться в Полтаву, забирать  дочку и уезжать в назначенное место.

В первые месяцы войны началось крупномасштабное перемещение населения, предприятий, культурных и научных учреждений.  Объём эвакуации был настолько велик, что в июле 1941 года для её проведения была использована почти половина всего вагонного парка СССР. За первые четыре месяца войны на восток были эвакуированы 18 миллионов человек, 2,5 тысячи промышленных предприятий, 1,5 тысячи колхозов и совхозов.

Пассажирских поездов не хватало, поэтому Белле пришлось ехать с маленькой дочкой  не в пассажирском,  а в товарном вагоне, который  не был приспособлен для перевозки людей.   Спали на полу, потому что не было нар, по вагону гуляли сквозняки, нужду справляли через дыру в полу.

Дочка простудилась и заболела, поднялась высокая температура, лекарств не было, медицинского обслуживания тоже.  Мать в поисках кипятка вышла на станции Акбулак  Оренбургской области и неожиданным образом, подобно чуду, встретила свою двоюродную сестру. Многие жители Акбулака устремлялись к станции, когда прибывал очередной проезжающий эшелон, в надежде встретить своих близких, знакомых, чтобы помочь оставшимся без крова людям.

Сестра, узнав, что маленькая Светочка с температурой, тут же предложила им сойти с поезда и приютила их у себя. Прервав маршрут в Среднюю Азию, они обосновались у родственников. Отметившись в  военкомате, эта неугомонная женщина, не теряя ни одного дня, стала работать санитаркой в госпитале, там же лечила свою Светлану.
Трудилась с утра до вечера, отдавая все силы на помощь армии и помня, что она своим трудом также помогает и своему любимому мужу, с которым они расстались в Кишинёве.

Была она невысокого роста, худенькая, но в ней была сила, выносливость и решимость.  Об этом можно судить по тому, как она поступила со своим начальником, который обвинил её в краже куска мыла.
Один тяжелораненый солдат, за которым она ухаживала, подарил ей, на то время, очень ценную вещь – кусок хозяйственного мыла.

Она, будучи натурой открытой и доверчивой, поделилась радостью с подругой, не ожидая от неё подлости и коварства.  Та оказалась нечестным человеком  и донесла об этом начальнику хозяйственной части, который предложил Белле Борисовне уволиться, чтобы не возбуждать дело о хищении военного имущества. Он подозревал, что она догадывалась о его служебных нарушениях, и подумал, что Белла, испугавшись, уйдёт.
В военное время, за разбазаривание  имущества полагалось наказание в виде лишения свободы на срок не менее пяти лет.

С начальника летели и пуговицы с кителя, и погоны с плеч, когда оскорблённая женщина услышала несправедливую клевету в свой адрес.  Она тут же, не раздумывая, написала заявление в суд для разбирательства.
Суд восстановил доброе имя моей свекрови, раненый солдат подтвердил её невиновность,  начальник наоборот попался на злоупотреблении служебным положением.  Он устраивал всех своих родственников на хлебные места, попутно выявились и другие нарушения. И его с тёплого насиженного  местечка отправили на фронт.

Свекровь, рассказывая про этот случай, всегда радовалась как ребёнок, тому что ей удалось поставить на место зарвавшегося начальника, и невероятно гордилась собой.

В 1942 году повсюду начали формироваться  сотни полевых прачечных отрядов, из-за санитарно-эпидемиологической обстановке в Армии, она была катастрофической. Виной явилась царившая повсеместно жуткая антисанитария. Надо было спасать положение. В отряды, в основном, набирали женщин из числа вольнонаёмных.

Моя свекровь – всегда в первых рядах, она поступает прачкой в 59-й запасной стрелковый полк, задачей которого было формирование воинских частей из солдат прошедших реабилитацию после ранения и отправки их фронт.

И до конца войны эти самоотверженные  женщины, зимой и летом, в дождь и снег, в жару и холод, перестирывали  горы гимнастёрок, телогреек, белья, стирая руки в кровь и зарабатывая хронический артрит.
Зимой приходилось жить в землянках, таскать дрова для печек, чтобы нагревать воду, золу тщательно сохраняли, чтобы использовать вместо мыла, когда оно кончалось.
Летом горы белья стирали на речке. Это для них было обычным делом, они знали и верили, что своим трудом вносят вклад в приближение победы и не жалели для этого здоровья и сил.

Война закончилась, наступил долгожданный мир. После победы мать с дочкой, которой было уже пять лет, возвращаются в свой родной Киев. А через некоторое время возвратился Григорий Дмитриевич, получивший несколько ранений на фронтах, попавший в плен, из которого ему удалось невероятным образом сбежать. Он попал в партизанский отряд в Чехословакии и там закончил войну.

Семья воссоединилась после многих лет разлуки, ожиданий и надежд. Началась новая послевоенная жизнь и вместе с ней новые трудности, новые испытания - нужно было восстанавливать разрушенную страну…

21.03.19

(фото из интернета)