Владимир Леви о виктимном опыте

Ник Пичугин
    – Помните ли?
    – Тьмы, откуда явился, не помню…Но потом убедился, поверил: это мир - мой, для меня. В нем есть все, что нужно, и многое сверх того. В нем можно жить весело. Безмерной значимости события происходили там, за порогом… За этой глухой стеною внутри меня - там хранится главное, там сокровища… Но попытки проникнуть - увы… Стена, мрак… глухой гул неизвестности…
    …Как долго считал я Вас самыми главными существами на свете! Но Вы так упорно толкали меня в чужое, отдавали ему - и чужого становилось все больше, а вас все меньше. Если мне только так кажется, думал я, то я изверг и недостоин жизни. Если не вы, давшие мне жизнь, лучше всех, то кто же? Если не верить вам, то кому же?..
Значит, полусвои и вы?..
    У очень многих детей - у меня тоже - безумный ужас первооставленности становится главной закладкой, основой всех последующих невротических страхов, зависимостей и депрессий, всего недоверия к жизни и самому себе. Бездна, однажды разверзшаяся, не сомкнется - только прикроется придорожными кустиками…
    Удар, сравнимый с ядерной бомбежкой, наносится по древнейшей психогенетической программе ребенка, почти со стопроцентной вероятностью предусматривающей возможность его выживания в первые годы жизни только в среде СВОИХ - в родительской семье или в разновозрастной стае родственников, достаточно малочисленных и постоянных, чтобы всех их, еще не отрываясь от матери, запомнить в лицо.

    Не говорим о пьяницах и хулиганах, о родителях-кукушках, о вымогателях и эксплуататорах собственного потомства…
    Две девочки. Одна - младшая дочка финансового воротилы. Отказа ни в чем, сверхопека и сверхзагруженность (два языка, музыка, танцы, гимнастика, рисование, школа хороших манер…) С 13 лет все опротивело стала воровать деньги из дома и исчезать, прибилась к компании наркоманов, где под балдой практикуется и групповой секс…
    Другая - дочь родителей-наркоманов, делающих деньги, большие, но непрерывно "летящие", на наркобизнесе. Росла в полном небрежении. Была постоянной свидетельницей жутких оргий и диких ссор родителей.
     Отчуждение между родителями и ребенком в одном случае погубило, в другом спасло. Если "киндервунд", перевести с немецкого, буквально получается "детская рана". Хлеб психоаналитика – травмы детства.

    - Что такое КВД?
    - Коэффициент вредного действия. Не говоря об алкоголиках, домашних тиранах и психопатах повышенного типа…
    Ужасен Родитель Преследующе-давящий: сочетание сверхопеки с постоянными обвинениями - залог либо шизоидности, либо глубокой неискренности у Сопротивляющегося Ребенка и паралича воли у Сдавшегося. Страшна и Уходящая Мать, и Забронированный Отец.
    Буквально в течение минуты Раздерганный может перейти из одной сдвинутости в другую, третью, четвертую и т. д. Например, такая последовательность: чувство вины перед Ребенком, тревога - неумеренная заботливость, сверхопека и сверхконтроль - давление, чрезмерная требовательность - обвинения, наказания (неблагодарный, не принимает заботы) - опять чувство вины и тревога (бедное дитя, затравили) - потакание и вседозволенность - снова обвинения и наказания (совсем распустили, сел на голову окончательно) - опять чувство вины…
    Если оба Сдвинутых Родителя живут с Ребенком под одной крышей, то вместо положительной взаимодополняемости работает отрицательная: один сдвинут в одну сторону, другой - в другую или оба в одну и ту же, а Ребенок совсем в иную… Если у одной или обеих сторон, как часто бывает при энергичном характере, повышена и агрессивность - уже страшно: конфликты, жизнь в атмосфере обвинений и наказаний…
     Из пяти детей, растущих у Обвиняющих Родителей, двое выработают защитную толстокожесть и станут такими же родителями для своих детей.    Из трех остальных один имеет большие шансы стать озлобленной, всеотвергающей личностью - негативистом или непрерывно самоутверждающимся психопатом; другой - бесхребетным небокоптителем или безответственным прожигателем жизни; третий - либо подвижником, либо депрессивным невротиком с повышенным риском самоубийства. Для этого последнего любая доза обвинения была противопоказана с самого начала - полнейшая беззащитность. (Как раз беззащитность порой и провоцирует…)

    Во всех этих и многих неперечисленных случаях даже гармоничный и сильный по природе Ребенок имеет большие шансы вырасти тоже Сдвинутым в свою сторону или по меньшей мере Раздерганным - неуравновешенным, невротичным. Возникают дефекты характера, деформации личности, болезненные зависимости, различные бзики… Весь этот груз обращают в духовное благо лишь мощные творческие натуры…
    Изначальный язык любви для ребенка - набор знаков, поощряющих жить - вовсе не похвала, не пятерки вшивые, тем паче не деньги. А что?…
    А вот: солнечные лучи, вживленные в душу. Живая плоть радости, сердечная музыка. Взгляд добрый, ласковое прикосновение, да! - и объятие, и взятие на руки, тисканье и возня - и игра, игра всяческая!…
    Жизнь в полноте - общение и игра, вот и все - игра без конца и края!
    Игра для ребенка и есть самая настоящая жизнь и любовь. А вся остальная фигня, которую жизнью считают взрослые, - только приложение, вернее, сырье, необработанный материал, а еще вернее, абракадабра, подлежащая, если удастся, переводу на человеческий, переигрыванию - превращению в жизнь…

    И вот в этом простом и главном нуждается каждый день ребенок. Этого простого и главного ждет от нас каждый день, как от Бога. И посему, несмотря ни на что, примем заповедь: Каждый день с ребенком начинай радостью, заканчивай миром! Похвали своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее!
И на ночь - не отпускай во тьму без живого знака живой любви…
- Пожалуйста, не вцепляйтесь, как клещ, в его (ее): страхи, неуспеваемость, плохое поведение, привычку, болезнь, проблему… Я прошу вас относиться спокойно только к (болезни, проблеме), а не к ребенку. Понимаете разницу?…В любом случае важно увидеть происходящее не только и не столько своими глазами (чувствами и оценками), сколько глазами-чувствами ребенка.

    Щедро награждая ребенка отрицательными определениями, черными характеристиками, всячески внушают ему, что он плох, ни к чему стоящему не способен, что не достоин любви и жизни, что зря родился… Вот одна из самых обычных, самых нелепых и трагичных ошибок. Ругая ребенка (и взрослого!), то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, идиот, подлец, - мы это внушаем.
    Ребенок верит этому. Ведь говорят затем, чтобы поверил, разве не так?… Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра "Понимай наоборот" усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается.
    Оценивая - внушаем самооценку. Если говорить: ничего из тебя никогда не выйдет! Ты совершенно неисправим! Самый настоящий предатель! Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), - то так оно и окажется…
    Ведь это внушение, самое что ни на есть настоящее внушение. Оно создает образ будущего, оно действует и спустя годы, даже напрочь забытое: ты меня не любишь, ты нарочно меня изводишь, ты хочешь, чтобы я сошла с ума, ты хочешь моей смерти.
    Если такое повторить раз, другой, третий - то… Ребенок такому не хочет верить, но может поверить!… Душа его легка и упруго подвижна, душа жизнерадостна!… Но уже посеяны семена внутреннего разлада. Уже надломленность в самой хрупкой основе - в ощущении своего достоинства, своего права жить, права быть самим собой… Так видит ребенка тупое псевдовоспитательское остервенение. Так толкает его в отчуждение, озлобление, разврат, воровство, наркоту, криминал, во тьму… Если ребенок не воспринимает твои слова, если и угрозы твои, и ругань пропускает мимо ушей, если не действуют и наказания значит, что ребенок из последних сил защищает свою самооценку. Грубит в ответ, делает назло, издевается? защищает самооценку. Обещает исправиться, а продолжает?… защищается и беззащитен.
    А для защиты лишь две возможности. Либо поверить, принять навязанный образ, войти в него и жить в нем… Либо - не принять, не поверить. Бороться!…
    Как?…
    Как угодно, только не так, как этого хочется нам. Пойдет на все, чтобы доказать не нам, что все-таки стоит жизни на этом свете. В лучшем случае при внешней благополучности сохранит на всю жизнь неуверенность, внутреннюю ущербность. А в худшем…
    Вот еще почему иногда провоцируется наказание: ребенку нужно доказательство, что он уже прощен, что грех ему отпущен. Совершившееся наказание и есть это доказательство. Некоторые дети ищут поводов быть наказанными, ведут себя откровенно вызывающе - к этому толкает их чувство вины.

    И вот почему многие, и дети и взрослые, безотчетно пользуются методом Герострата: "Ты ко мне равнодушен, я тебе не интересен? Добро же, я заставлю тебя хотя бы ненавидеть меня!" При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.
    Так чаще всего и бывает: дети грубят самым близким, самым надежно-своим, помыкают самыми любящими и заботливыми, самыми нежными - мамами, бабушками, добрыми нянями… (Список потом может расшириться.)
    "Меры воздействия" сводятся в основном к настояниям и приказаниям, попрекам, ругани и угрозам, то есть наказаниям психическим, а при большой злобности и физическим. Сама жизнь ребенка таких родителей становится сплошным наказанием и бегством от наказания… Сколько драгоценных минут и часов, сколько жизней отравляются стерегущей угрозой! Когда-нибудь это подсчитается… Огромное количество физических и духовных сил детства уходит на сопротивление убийству этих сил.

Ценные указания в области наказания
    а. Не вреди здоровью
Ни физическому, ни психическому. Более того, по идее наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако забывают подумать…
Лучше недожать, чем пережать. Если колеблешься, сомневаешься, наказывать или не наказывать - не наказывай! Даже если уже знаешь, что слишком мягок, доверчив и нерешителен. Попробуй иначе…
    б. За один раз - одно
Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый.
    в. Не за счет любви
Что бы ни случилось, не лишай ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимай подаренного тобой или кем бы то ни было - никогда! - подарки и награды священны.
Чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год. Напомни со словами прощения - или лучше совсем оставь!…Не мешай ребенку быть разным!!! Не казни вдогонку
    г. Наказан - прощен
Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешай начинать жизнь сначала!
    д. Без унижения
Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество твоей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что наказание несправедливо, оно подействует только в обратную сторону!
    е. Соблюдай неприкосновенность личности
Выражая неодобрение, не определяй человека, не прикасайся к личности. Не изрекай диагноз. Определяй только поступки, конкретные действия. Не "ты плохой", а "ты сделал плохо". Не "ты жестокий", а "ты поступил жестоко". Не предатель и не подлец, а лишь поступил, повел себя…
    ж. Наказывать и ругать ребенка НЕЛЬЗЯ:
- когда болен, недомогает или еще не оправился после болезни
- когда ест
- после и перед сном
- во время игры
- во время учебы, работы
- сразу после физической и/или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам)
- когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительностью, с любым недостатком; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость - короче, во всех случаях, когда что-либо не получается
- когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны
- когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам…
    То и дело слышим, что нам надлежит быть для детей примером, давать образец… ничего не имеем против. Но советуем думать не столько о безупречности образца, сколько о духе взаимоотношений. Если только они доверительны, отношения, если искренни с обеих сторон, то и особой безупречности не потребуется.  Ребенок возьмет лучшее. Самые скромные наши достоинства смогут вырасти у него в совершенства, а самые тяжкие ошибки, пороки – отринутся или нейтрализуются, растворятся. Родитель бывает и убийственно хорош, и спасительно плох; в его недостатках ребенок может найти оправдание своего существования, а в достоинствах – доказательства своего ничтожества.

Второй (7-13 лет) Возраст.

    Вековечная народная практика знает для подобных случаев только один рецепт: как можно раньше и как можно больнее. Отвадить. Суровая и бесхитростная патриархальная мудрость. Рецепт этот всегда действовал довольно надежно… В некотором проценте. Кто подпадает под этот процент, потом с горькой благодарностью вспоминает ту давнюю острастку, повернувшую с края пропасти. Кто не подпадает…
    Мы не знаем, каков этот процент и как получаются неисправимые. И неисправимые ли или только зачисленные в эту категорию неисправимостью исправляющих. Что здесь врожденного, а что от привнесенного - не всегда понятно, но своевременная диагностика крайне важна.
    Есть дети, против природы которых бессильно и самое искусное воспитание, и самое правильное лечение. Болезнь ли это, результат ли каких-то ошибок или отрыжка генетического прошлого, атавизм - в большинстве случаев непонятно. В любом случае вопрос не закрыт. Остается надежда. Он человек.
Только равнодушие не дает никаких шансов. Только из скуки нет дороги к любви.

Симпузиум по скукологии
- Чтооо?!?!?!… Чепуха! Ерунда! - Д. С. вдруг взрывно очнулся. - Какая чушь! Ахинея! Абракадабра! Скука не имеет ровным счетом никакой объективной основы! В природе скуки вовсе нет! В природе скука просто бред! А скучен, как на месте бег, один лишь Скучный Человек!
Гомо Скукиенс!
- А откуда же происходят скучные гомоскукиенсы?

     - Устраним прежде всего односторонность подхода, - начал ВПС в мягко-парадоксальном стиле Бертрана Рассела. -  А мой подход предельно прост. Вам скучно? Скука -диагност! - перебил Д. С., внезапно войдя в рифмотранс. - Безмыслие, занудство, пьянь и всякая другая дрянь, безлюбие, бездарный секс, невкусный, как вот этот кекс, и добродетельная ложь, тупая, как вот этот нож, -все, все эти мутные речки, поштучно, вливаются в тупиковое "скучно"! Скука - боль Духа!
    Хорошо известно, что наряду с другими состояниями внутренней неудовлетворенности, такими, как, например, хандра, - о чем вы, коллега, в свое время упомянули, - скука является мощным стимулятором жизнедеятельности и творчества. Эйнштейн мечтал о должности смотрителя маяка… Болдинская осень… Евгений Онегин, бежа от скуки…
    Выйдя из транса, Д. С. скучным голосом обратил внимание на юридический аспект. Скука, отметил он, не преследуется законом. Есть вещи, которые запрещено отрицать, осуждать, хвалить, вспоминать, делать-не-делать, но нет таких, от которых запрещено скучать.
    В то же время, - продолжал он, - скука есть самое жестокое наказание и для скукогенератора (источника скуки), и для скукоперцепиента (объекта скуковоздействия). Разумеется, не всегда можно показывать, что тебе скучно, но всегда можно показать скукиш в кармане. Скука - приговор окончательный и обжалованию не подлежит. У детей, во всяком случае, дело обстоит именно так.
    Скука нас очаровывает, только с обратным знаком: сперва насилует, вынуждает смириться, принять как судьбу, как неизбежность, как смерть, затем усыпляет, парализует… Вспомнив классические описания скуки корабельной, скуки больничной, скуки домашней и скуки тюремной, почерпнутые из упомянутой книги, ВПС сонно подчеркнул, что в основе скуки лежат объективные условия скукозадающего бытия.

    - Так вот, - Д.С. уселся поудобнее, -Александр Дюма сказал после ужина в каком-то салончике: "Если бы там не было меня, я бы сдох со скуки". У него неплохо работали лобные доли мозга, как вы считаете?
    Это я к тому, что один из признаков нарушения лобной функции - утрата способности испытывать скуку. Есть гении, веселящие целый мир и умирающие от скуки. А лобный больной - патологически скучный человек, скуки не чувствующий. Счастливец!…
    - Позвольте, позвольте. Не могу согласиться. Огромный процент человечества…
    - Минутку, я не закончил. Лобные доли, говорю я, являются главным центром ощущения скуки, а также и главным органом борьбы с нею. Неощущение скуки достигается двумя противоположными способами. Либо самоотключение лобных центров - всякого рода балдеж. Либо, наоборот, их повышенная активность - всякого рода творчество.
    - Балдеж творческий?
    - Можно и так. Теперь представим себя в положении человеческого детеныша, природная психогенетическая программа которого состоит в скорейшем и интенсивнейшем развитии этих самых лобных долей.
    - Но…
- Подождите, я только начал. Я говорю: должна состоять, убежден, что так и задумано. Именно потому, что такая программа в детенышей вложена, они так невыносливы к скуке и так яростно с нею борются.
    Лобные доли жаждут работы, чтобы развиваться. А когда работы не получают или с ней не справляются - тотчас рождают эту вот боль, называемую скукой, производят судорожные всплески, а далее тем или иным способом отключаются. Вот откуда эти внезапные приступы нелепого буйства или тупой ступор…
    - Без-лобное поведение?
    - Все поведение учащихся, вся история педагогики, -хотел я сказать, - это история борьбы лобных долей за свое существование. По моим подсчетам, девяносто процентов бодрственного времени ребенка уходит на сопротивление скуке. Разумеется, с вариациями…
    - А у взрослых?
    - Еще не подсчитал. Но уже сделал вывод, что скучные взрослые - это дети, отравившиеся взрослятиной.
    - Симптоматика?…
    - Широчайший спектр отупения. Тоска, ищущая себе причины. Создание искусственных напряжений, от выяснения отношений на пустом месте до построения бредовых систем. Азартные игры и наркотики всяческие. Расцвет пошлости до извращений включительно. Вандализм, жестокость, садизм, самоубийства…
    - Все это описывали старинные исследователи скуки ученической, экспедиционной, корабельной, армейской, тюремной… В семейной примерно то же.
    - Взрослые - это половозрелые дети, которые, когда их не лупит кнут какой-нибудь необходимости - когда в безопасности, когда сыты, согреты и выспались, когда удовлетворены основные инстинкты - только и делают, что придумывают себе желания. Чтобы снова и снова сгущаться вокруг какого-нибудь стерженька, чтобы не распадаться. А мой пациент, наркоман, выдавил как-то на ломке: душа - болящая пустота, на х… она нужна!…
    Попробуем теперь уяснить общие знаменатели. Скука всех видов предполагает некое замкнутое сообщество…
    - Знаменитая провинциальная скука?…
    - …Да, или замкнутое пространство и время.
    - Коварнейшая скука путешественников, описанная еще Плинием Старшим…
    - …Да, и скука туристов, засоряющих планету. Короче говоря, замкнутость жизни. Не обязательно внешняя, но обязательно внутренняя. В любых условиях, хоть в раю, такая вот обреченность, такая обязанность - жить, такая кошмарная необходимость - жить, когда нет настоящей борьбы за жизнь. Когда нет истинного познания. Когда нет творчества. Когда нет веры…
    - Нет, короче, полноты жизни.
    - И нет осмысленности, придающей полноту жизни даже самой суровой, скудной и стиснутой… Когда нет любви, соединяющей жизнь отдельную с Жизнью Всеобщей, хотя бы через посредство еще только одной другой жизни, совсем маленькой, хотя бы через собачку… Вот на этот отрыв, на отторжение души от духовного тела мира она и ответствует болью…
    - Похоже, мы с вами рисуем довольно заурядную картинку из жизни ребенка.
    - Слава богу, сами они стараются рисовать картинки другие. Благодарение природе, дети еще играют.
    - А мы им помогаем…
    - Вот-вот. С раннего возраста, с помощью дяденьки Телевизора торопимся сделать детей пассивными потребителями интересненького, одновременно заставляя есть кашу под названием "надо". А потом удивляемся, почему же не развиваются интересы, и откуда такая избыточность эгоизма. "Надо - пил, надо - ел, сам себе я надоел", - как сказал один мой знакомый старичок.
    - Сколько ему лет?
    - Семь с половиной.
    - Солидный возраст. А чем болеет?
    - Чем надо, тем и болеет. Мечтает заболеть чем не надо. И знаете, что еще мне сказал? "Я живу очень разнообразно. Это очень скучно". У него много занятий - музыкой, языками, спортом, ручным трудом… Много всяческих игр и игрушек, книжек, одежек - в общем, целый "Детский мир".
    - От разнообразия, помнится, скучали владельцы восточных гаремов и китайские императоры…
    - После встречи с этим страдальцем я еще раз сказал себе, что развлекать детей - дело вредное.
    - Однако же сплошь и рядом мы видим, что дети, предоставленные себе, маются от скуки и организуют такую энтропию, что только держись… Созидательных игр, как правило, не получается. А получается…
    - Тарарам и бедлам, совершенно верно. Взбешенная пустота. Но ведь это и неестественно, когда дети предоставлены только себе. Детство творчески питается Большим Миром, а Большой Мир - детством. Скука со всеми ужасами рождается, когда между детьми и Большим Миром возводятся искусственные перегородки. Так называемая учеба. Так называемые учебники. Так называемые уроки. Так называемые детские площадки…
    - Но ведь все это как раз для того, чтобы дети не скучали и учились быть взрослыми.
    - А получается насильственное удержание в роли детей. Вот и приходится учиться взрослеть по-своему. Посмотрите на компашки нынешних пуберов. Уже лет с тринадцати что они делают, собираясь?… Балдеют, подавляя в себе детство со страшной взрослой силой. Отчего и остаются духовными недоразвитками, инфантилами.
    - В компашках таких обычно лидирует какой-нибудь протестант, остальные - жертвы безумной скуки семей, помешанных на идее "хорошо воспитать ребенка"…
    - Цель "хорошо воспитать" нельзя ставить, тогда она достижима. Тайна воспитания есть тайна поэзии.
    - Что же нам с детьми, с собой то есть, делать?…
    - Что требовать от сегодняшнего родителя, учителя, воспитателя, от себя самих, понимая, что в каждом из нас томится ребенок, покалеченный скукой? Зная, что ребенок этот находится на службе у скуки?…
    - Вдруг взять да и запрыгать на одной ножке?…
    - А почему бы и нет? Кто призвал взрослых учиться у детей - "будьте как дети", помните?
    - Если не ошибаюсь, Иисус Христос, но ведь это еще как понимать…

    Хочешь не хочешь, а в каждом классе и каждом дворе образуется при одном явном еще и по два тайных мирка, отделенных друг от друга незримыми, а часто и вполне видимыми перегородками.
    Вон к той крепости за пустырем, сделанной из обгорелых ящиков и железяк, ни одна из окрестных красавиц и близко не подойдет, зато вот на эту скамеечку, что поближе к дому, ни один уважающий себя мальчишка не сядет. В мирках этих возникают свои устремления, свои жаргоны и микрокультуры…
    Если вспомнить, как это было у нас… Если снова погрузиться туда, в наши глупые трудные времена… Вдруг оказываешься, как во сне, в какой-то темной пещере, несущей тебя то ли вверх, то ли вниз… Не понимаешь, что с тобой делается, - то как струна натянут, то неуклюж, как мешок с кирпичами…
    Мы не сознавали, что это времена трудные и глупые - все времена такие. Мы не знали, чего хотели от старших, кроме безнадежного: чтобы не лезли…
    Сейчас ясно - вот если бы объяснили вовремя, спокойно предупредили… Не только об этом, но и вообще… О любви, о себе, о жизни… Только без навязываний и поучений! Только не считая за маленького!…

    Ребенок, пока душа его не придушена горе-учителями, самообучается с космической скоростью.
    Учение-мучение и учение-увлечение, "надо" и "хочется" могут найти в будущем компромисс, но если начать с мучения, если с мучением перебрать, пережать - все, пиши пропало: увлечений не будет или будут не те, учеба загнется на корню, от скуки подохнет!…

Третий (13-20 лет) Возраст.

    Свинья ты, свинья! Что-о-о?!. Поговори еще у меня, поговори, лгун несчастный, никакой веры твоим обещаниям, развел грязь, тараканы из-за тебя наползли опять! Все стулья переломали!. Ее тараканы, а ваша милость с дружками! Бездельники чертовы! Восьмой класс! О будущем пора уже думать, головой думать, а не…
     Так вот, Николай, заруби на носу: у тебя теперь режим повышенной нагрузки, да-да! Олух царя небесного!

    Теперь ты должен не просто жить, но доказывать свое право на жизнь: должен чем-то обладать, кем-то быть - иначе тебя не примут, не выберут, не войдешь в круг, не найдешь ту (того), без кого одинок, не познаешь то, без чего не продолжишься…
    Раньше тебя любили ни за что, и ты это втайне знал, даже когда внушали обратное. А теперь то ли будут любить, то ли нет - за что-то конкретное, лотерейное… Самый прочный бастион прежней уверенности может рухнуть в секунду.
    Раньше знание этого - знание бессознательное - прочно жило внутри, питало и охраняло душу. А теперь новый зов властно гонит в зависимость от внешних оценок, от рынка жизни.

    После 8-го класса поступил в техникум. Учебу не потянул. Появились компании, интерес к "красивой жизни" и "легким" деньгам. Пьет, возможно, пробует и колоться… Когда слова произносятся искренне, он их не слышит. У него аллергия к словам. Надежда лишь на поступки. Еще в четырнадцать ему стало неинтересно жить. "Когда понял, что всем им нужен не я, а что-то от меня, самолюбие кончилось". Сопротивлялся как мог…Последняя пустота – от нее уходишь, к ней и приходишь.

    – Я уже не знаю, люблю я их или нет. После того как понял, что они меня обманывают, я перестал им верить. А как любить, если не веришь? Если бы объяснили, что у каждого своя жизненная стезя, своя тайная мудрость, своя норма, свой путь!…Что счастье не в следовании заповедям и не в кайфе их нарушения - а в следовании Себе в самом полном смысле - Себе Вместе Взятому!…

    Да. чтобы объяснять, нужно знать; но еще важней - осознать собственное недо-знание - то. чего не постиг и что теперь наблюдаешь как ядерное испытание. Только взрыв этот уже не в тебе, а в том, кто получился из твоего… Длящегося, может быть, и по сей день…
    Как глуп человек!… Неужели не поумнеем?…

(Из книги «Нестандартный ребенок»)