Борис Леонов. Чапай Памяти Л. С. Самборской, 1974

Сергей Сизов Омск
Первая публикация: Леонов Б.Ф. Чапай (Памяти Л.С. Самборской) [Подготовка текста - С.Г. Сизов] // Омская муза. 2007. №3. С. 14;17.

Чапай!..
Узнав, что так её зовут некоторые из актёров, Самборская спросила меня:
- Это вы придумали?
- Нет, Лина Семёновна, - сказал я, - это всё Ячницкий.
Актёр Ячницкий работал в Омском театре в годы войны. Это был хороший комедийный актёр. С обаянием. Остроумный. И не дурак выпить.
Я говорил правду: не я! Но Самборская не поверила мне. А прозвище ей понравилось.
У неё действительно было что-то от Чапая. Энергична, напориста, своенравна. В начале войны она буквально спасла театр. Тогда в Омск приехали вахтанговцы. И сразу решили захватить здание театра целиком. Омская труппа должна была уехать в Тюмень. Предстояли колоссальные трудности лишения, невзгоды. Тюмень тех лет – это не то, что теперь. Сохранить театр в его настоящем виде было едва ли возможно. Но Самборская не растерялась. Беря приступом все высокие учреждения Омска, она взывала там к местному патриотизму, славным омским традициям и своего добилась. Труппа с места не тронулась. Два медведя ; вахтанговцы и омичи ; слегка покряхтев, улеглись в одной берлоге. Театральную неделю поделили поровну: три дня вам, три дня нам.
Это была блестящая победа. Вахтанговцев возглавляли такие киты, как Рубен Симонов, Охлопков, Дикий. Одолеть их было не шутка. Самборская одолела.
Скажите: разве не Чапай?
Она умела администрировать, умела руководить, умела ставить пьесы. Но прежде всего это была актриса. Переживания или представления? В чистом, дистиллированном виде на театре нет ни того, ни другого - это знает каждый. Вопрос только чего больше носит в себе мастер сцены. Самборская говорила не раз, что она актриса переживания. Порой мне казалось, что это не так: она представляет блестяще, вдохновенно, с огоньком.
Да, я видел, как Самборская в роли Кручининой безмолвно, отрешённо стояла за кулисами, ожидая выхода. Она была вся в себе. Но разве при истинно-художественном представлении может быть как-то иначе? Да есть ли вообще такое искусство на свете, которое не требует сосредоточенности, кристаллизации всех творческих, душевных сил?
В годы молодости она работала в «солидных делах», как говорили раньше, её руководителями были культурные, одарённые режиссёры. Они много дали её. Но как трудно было человеку даже яркому, талантливому освободиться от лап старого театрально-провинциального времени! От его слишком звонкой, а подчас и просто крикливой эстетики!
Роль герцогини Мальборо в «Стакане воды» Самборская играла прекрасно, но зачем она так лихо поднимала шлейф, уходя после очередной пикировки со своим врагом? Смесь французского с нижегородским! Вероятно, на былую нижегородскую публику и был когда-то рассчитан этот трюк.
Даже в пьесах куда более серьёзных, нежели Скриб, её порой увлекала какая-нибудь придуманная деталь в явный ущерб целому образу. Её Кручинина ещё задолго до сцены узнавания целовала вдруг Незнамова. Но ведь Островский – это совсем не Достоевский. Кручинина не Настасья Филипповна. Понравился эффектный штрих.
Как многие талантливые провинциальные актрисы, начавшие свою сценическую карьеру ещё до революции, Самборская не отличалась высокой культурой. У неё дома висела большая кабинетная фотография, где она была снята в роли Норы. Но я, довольно часто бывавший у неё, так и не обнаружил среди её весьма немногих книг ни одного томика Ибсена. В годы войны она ставила «Давным-давно» ; пьесу из времён 1812-го года. «Войну и мир» ей принесли из библиотеки. Она не знала ни музыки, ни живописи. В общем, её образование не поднималось выше уровня старой женской гимназии.
Но всякую творчески интересную мысль она ловила жадно, старалась тут же, на ходу, применить её к своему режиссёрскому или актёрскому хозяйству.
Её творческая фантазия не ослепляла блеском находок, но институция у неё была изрядная. Тут она могла дать сто очков вперёд многим из унылых дьяков от системы Станиславского.
О, эта бескрылая учёность! Видя её, как было не вспомнить Бабеля!
- Вы знаете всё. Но что пользы, если на носу у вас по-прежнему очки, а в душе осень?..
Ни в прямом, ни в переносном смысле Самборская до конца дней своих не носила очков. И никогда, вплоть до её роковой болезни, в её страстной, неуёмной душе не падали с грустным шорохом осеннее-жёлтые листья.
Талантливая сама, она умела видеть талантливость у других, приближала их к себе. Она первая угадала творческие возможности Дворжецкого. Ей говорили:
; Но ведь Дворжецкий холоден, риторичен. У него нет чувства.
; А он мне нравится. И он ещё покажет себя, ; возражала она.
В первые дни войны Дворжецкого арестовали. Три года он пробыл в лагерях. Горе ; жестокий учитель жизни. Его уроки не всем идут на пользу. Одни ломаются окончательно. Другие крепнут. Находясь в лагерях, Дворжецкий многое пережил, передумал, глубже стал смотреть и на мир и на самого себя.
Кончился срок заключения. Куда теперь податься? Человеку со второй судимостью да ещё по статье политической нелегко было снова вернуться в театр. Нелегко было и просить, хлопать за такого человека. Но Самборская была не из трусливых. Это же был Чапай! Она смело заявилась в органы весьма серьёзнее и добилась их согласия Дворжецкого взять. Придя в театр, Дворжецкий около часа благоговейно стоял перед пустой сценой. После вех перенесённых страданий она была для него Меккой, Силоамской купелью, золотыми вратами рая. Потом он стал играть. Я не видел его в это время на сцене, но люди, художественному вкусу которых я доверяю вполне, говорили, что он играл блестяще, проникновенно, глубоко. Он показал себя.
Самборская была неровна в своих отношениях к товарищам по работе. Иной раз она проявляла исключительную заботливость к актёру, вдруг заболевшему или впавшему в нужду. Но как часто я слышал её сочный, уже хрипнувший голос из её кабинета:
- Где этот лодырь?
-Этот пьянчуга ещё не проспался?
- Тоже мне актёр! Пришей кобыле хвост!
Это был голос не столько художественного руководителя советского театра, сколько властной премьерши доброго старого времени. Однако не будет у так строго судить её! Разве она одна была такая? А ну, покопайтесь в памяти!
Говорили, что она поедом ест, прямо-таки глотает директор театра. Да, на моих глазах она действительно проглотила директора Омского театра Наума Календера, сев на его место. Но того, ей-богу, стоило проглотить! Маленький актёр, маленький директор и совсем уже маленький человек. Его можно было скушать и без соуса.
Думаю, что и другие директора, имевшие несчастье попасть к Самборской на блюдо, были не лучше. В те, уже дальние годы состав руководящих искусств был, мягко выражаясь, некачественный. Человек провалил хлебозаготовки, провалил промфинплан на заводе, провалил жилищное строительство … куда бы ещё его? Эврика! В запасе ещё есть театр! Туда его немедленно!
Незадолго до войны директор омского театра был некто Семёнов. Однажды к нему пришёл театральный парикмахер Андреев с просьбой отпустить его, он хочет перейти в Пермскую оперу.
- А не всё ли равно вам, кого брить? – сказал Семёнов.
А каков был культурный уровень этого начальства! Самборская рассказывала мне. Когда она работала в Кирове, к ней пришёл радостно-взволнованный начальник по делам искусств.
- Лина Семёновна, у меня родился сын. И знаете, как его я назвал? Догадайтесь! На букву и!
- Иван? Игнат? Ипполит?
- Идуард!
У Чапаева был Фурманов, у Чапая – Самборской роль Фурманова исполнял её муж Шевелёв. Режиссёр посредственный и никакой актёр – а между играл! – он ничуть не облагораживал своего Чапая, но это был опытный штурман на чапаевском корабле. Не будь этого штурмана, неистовый корабль, вероятно, не раз садился бы на мель. А то бы и разбился вдребезги.
Чапай! А иногда в полутёмном зрительном зале, где она сидела за режиссёрском столиком, я смотрел не неё в профиль и мне казалось: проведи вокруг этой массивной головы, вокруг этой полной шеи с отложным воротником ободок и это будет медаль, бронзовая медаль с изображением герцогини 18-го века, а может, и ещё раньше – эпохи Возрождения.
Актёр Колобов когда-то гремел в провинции. Во время войны он приехал в Омск, поступил в театр. Это уже был немощный, дряхлый старик. Играя Фаюнина в «Нашествии», он путал на репетициях мизансцены, забывал текст. Вскоре он умер. Его гроб стоял в фойе театра. В глубоком трауре пришла прощаться Самборская. Многие знали: в годы молодости Самборская была близка Колобову. И вот теперь у гроба старика, она сказала об этом. Но как сказала! Мужественно, просто, благородно! Я слышал сердечную боль и видел величие мрамора.
… Судьба забросила меня на долгие годы далеко от Омска. Возвратившись, я узнал, что Самборская умерла. Умерла от рака матки. Перед смертью она превратилась в скелет. Детей у неё не было. Я вспомнил: на квартире у неё был много кукол. Детских кукол. И я подумал: не явилась ли её смерть грозным возмездием за её многолетнее отсутствие материнства?
У неё была верная Личарда – Лиза. Она была в доме всем: кухаркой, горничной, камеристкой. Мне казалось, что Самборская обращается с ней деспотически, все свои огорчения срывает прежде всего на ней. А Личарда была тиха и безропотна. И вот я узнал: Самборская, умирая, все свои ценные вещи – а их было немало, завещала Личарде. Может быть, она попросила при этом Личарду не оставлять без присмотра её мужа и штурмана Шевелёва. Это тем более вероятно, что после смерти Самборской Шевелёв женился на Личарде. Но прожил он с ней немного: вскоре умер сам.
Где теперь Личарда? Жива ли?
На днях я прочёл в «Омской правде» очерк о Самборской. Мне стало не только грустно. Я обиделся за актрису, за память о ней. Зачем это лампадное масло, эта золотая фольга? Зачем накладывать штамп на подлинные, самобытные черты одарённого человека?
И я решил написать эти строки.

Борис Леонов
14 мая 1974 г.

Лина Семёновна Самборская (30 августа1890 — 20 февраля1955) — советский театральный режиссёр, актриса, театральный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945).
Актёрская деятельность
В юности занималась у М. Г. Савиной, работала у крупных антрепренеров провинции: А. Н. Кручинина (1906—1908), Н. Н. Собольщикова-Самарина, Н. Н. Синельникова, с 1911 года — в Керченском театре. Играла в спектаклях с мастерами русской сцены — М. В. Дальским, Г. В. Гловацким, А. Н. Аркадьевой, И. Н. Певцовой, Е. Т. Жихаревой, А. И. Кварталовой. Постепенно овладела всеми жанрами — от водевиля до трагедии. Заслуженный деятель искусств РСФСР (звание присвоено 8 октября 1945 года).
Режиссёрская деятельность
С 1922 года, не оставляя актёрской деятельности, Лина Самборская начала заниматься режиссурой. Обладала выдающимися организаторскими и педагогическими способностями. Преподавала в драматических студиях Одессы, Киева (1918—1922); художественный руководитель и режиссёр театров Киева (1922—1925), актриса Трудколлектива артистов «Современного театра» (1927—1929).
Осуществляла художественное руководство Днепропетровским (1926), Харьковским (1927—1929), Курским (1929 ;1931), Новокузнецким (1931—1932), Анжеро-Судженским (1932—1933), Томским (1933), Кировским (1936—1940) театрами.
Художественный руководитель Омского областного драматического театра в 1941—1948 годах. С 1948 года — в Астраханском драматическом театре[1]. Главный режиссёр Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина в 1952—1954 году. В 1954 году — в Пензенском театре.
Похоронена на Мироносицком кладбище города Пензы[2].