Алексею Степановичу Хомякову

Скобелев
«Стыд и срам земле Русской, что до сих пор в Москве, Собачья площадка (где жил Хомяков) не зовется Хомяковской и не стоит на ней его статуя (теперь и «площадки» этой нет). Хомяков! да у нас в умственной сфере равны с ним, только Ломоносов и Пушкин». К.Н. Бестужев-Рюмин.

Пророк толпе осоловелой
Глаголы Божии несет,
Гордыню корень всех несчастий
Он поруганью придает.

Бичуя, обличает страсти,
Желая язвы исцелить,
Дух богатырско-браннолюбный
В Руси стремится пробудить.

Он русский витязь утомленный,
Его душа изнемогла
От сечи с пошлостью греха
Смертельно невозможно долгой...

С аморфным мненьем большинства
И плутократией безбожной,
В защиту старины священной
И избранного меньшинства.

1998 г.

«В вопросах веры, — писал А. С. Хомяков, — нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которая, - есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора».

«Так называемый «реализм», искусственность и хитрость в конечном итоге сами себя наказывают. Всякое начало, истекающее из Духа и совести, далеко выше всякой формальности и бумажной административности. Одно живо и живит, другое мертво и мертвит. Более того, та частная польза, которую мог бы принести ум человека порочного в должности общественной, гораздо ниже того соблазна, который истекает из его возвышения». А.С. Хомяков

«Моя мысль особенно останавливается на тех светлых явлениях, когда русский гений восставал против чужеземного ига и смело заявлял, что Россия не только может быть хороша без немцев, но что она и была бы без них лучше, что еще вопрос, в сторону добра или зла «преобразована» Петром была Россия. Разумею преимущественно славянофилов, этих умных, чистых и честных сынов России. Несмотря на отчаянную травлю со стороны западников, несмотря на равнодушие широких кругов общества, славянофильство было заметным явлением в русской жизни в течении трех четвертей XIX века. А главное, какие все это были прекрасные люди славянофилы! Имена многих на веки вошли в историю, потому что и враги не могли не признать блестящего ума и богатых талантов – философских, литературных, поэтических. Но опять замечательно: кто занимался только проповедью славянофильских идей, того постарались предать забвению. Не могли забыть только тех, кто был писателем, поэтом. Гоголя, Хомякова, И.С. Аксакова, Тютчева, Достоевского забыть трудно. А Гильфердинг, К.С. Аксаков и им подобные? Ведь некоторых только за последнее время начали «открывать». Священномученик Илларион Троицкий.