Сашка

Варвара Беляева
               
Это случилось в 2012 году, перед первым мая. Я работала на даче. Потом пошла в магазин за продуктами на ужин. Ни света, ни холодильника у меня не было. Поэтому, за продуктами приходилось ходить три раза в день. Дорога идет через автостанцию. Вот, когда я возвращалась, все и случилось. От автобуса меня окликнули. Я обернулась: ко мне шел изможденный мужчина, мне не знакомый.
-Привет, как хорошо, что я тебя встретил!
-Мы знакомы?
-Я Сашка, помнишь, вместе работали? Правда, меня сейчас трудно узнать. Ты не поверишь, но я приехал специально для того, чтобы с тобой встретиться.
Я пригласила его на дачу. Мы долго сидели и разговаривали с ним. Его история меня так потрясла, что я ее записала. Дальше я буду писать от его имени.
-Помнишь, однажды ты мне предсказала будущее?
 -Я не предсказываю будущее. Просто, иногда меня заносит, и я не всегда могу контролировать ситуацию. Есть у меня такое проклятие.
-Как бы то ни было, мне ты предсказала, что я должен быть осторожным с друзьями и не принимать наркотики. Иначе, до конца года стану наркоманом. Мы тогда долго смеялись над тобой, ты уж прости. На веру я ничего не принял. Но, так случилось, что сразу по приезду, мы с ребятами попробовали таблетки. Ребята нормально перенесли эту пробу, а я скатился с катушек. Как ты и говорила. Еще до конца года, я стал наркоманом. Сразу, после первой пробы. Ромка с Максом после этого, даже курить бросили. Да и со мной перестали дружить, после того, как я подсел. Отец пытался меня лечить, но все было напрасно: я не хотел бросать, мне это нравилось. Дело дошло до того, что я обокрал его клиента. Тогда меня отец выгнал. Это в том году летом было. Из-за меня, он едва своего бизнеса не лишился. А в бизнесе потерять репутацию очень дорогого стоит. Это я сейчас понимаю. А тогда мне казалось, что я имею право на все, если мне нужна доза. Отец меня выгнал, деньги кончились. Тогда я решил залезть в квартиру к моей бывшей девушке. Ключи у меня остались – я их не отдал, сказав, что потерял. Я знал, что ее дома нет. Осталось подождать, пока ее бабушка уйдет. Я дождался. Но, когда я уже был в квартире, бабушка вернулась. А я стою перед ней с 20 тысячами в руках. Знаешь, что меня добило? Бабушка не стала кричать и ругаться. Она просто открыла дверь и тихо сказала:
-Забирай деньги, но помни – сюда ты забыл дорогу!
Я выскочил как ошпаренный из квартиры. И помчался, куда глаза глядят. Не знаю, сколько времени я шел. Очнулся за городом. Передо мной была старая заброшенная военная часть. Каким-то образом я уехал в другой город. Может быть на автобусе – не помню. И здесь мне стало понятно, что так больше быть не должно! Я сидел на краю бункера. Внизу была ржавая лестница. Я спустился вниз: большое помещение, дыра в полу, тяжелый ящик. И я принял решение. Запереться в этом бункере и оставаться в нем до тех пор, пока не пересилю наркотики. Если выживу – хорошо. А нет – туда мне и дорога! Я вернулся в город, купил кучу продуктов – так, чтобы хватило на месяц. В аптеке закупил витаминов – как обманку наркотиков. Потом написал письмо Ромке. В него вложил письмо для отца. Попросил его передать отцу через месяц. Здесь же на почте, попросил передать пакет, в котором были ключи и телефон, отцу, когда он придет на почту. Ключи были от замка, которым я решил закрыть решетку бункера. Второй ключ я собирался выкинуть подальше. А потом я на попутке добрался до своей будущей тюрьмы. До темноты собирал траву и бросал ее вниз. Наполнил собранные бутылки водой из ручья. Потом вытащил лестницу, залез в бункер, повис на руках и закрыл решетку на ключ. Ключ я с силой откинул в сторону. Так, чтобы не достать, даже если умудрюсь как-то забраться наверх. На мне осталось из одежды только одни трусы – все остальное я предусмотрительно снял с себя и спрятал под досками. Я осознанно лишал себя малейшей возможности выбраться самостоятельно наружу. И тут меня накрыла волна непреодолимого ужаса! Я покрылся потом, внезапно поняв, что все пути наверх отрезаны. В случае, если отец не приедет, я гарантированно умру. Меня накрыла паника. Я задергался, пытаясь подтянуться на руках и дотянуться до какой-нибудь палки, чтобы пододвинуть ключ. Но руки меня подвели – я полетел вниз. Потом долго лежал на траве, наблюдая, как надо мной медленно темнеет зарешеченный круг выхода. Так и заснул. Это была последняя спокойная ночь. Утром закончилось действие наркотика, и началась ломка. Не хочу говорить об этом – это сплошная боль и отчаянье. Я даже не могу сказать, сколько дней это продолжалось. Временами накатывало беспамятье, и я проваливался в спасительное ничто. Потом наступила небольшая передышка. Тело болело, была слабость. Я собрал все раскиданное мною, в поисках наркотиков. Хорошо, что вода была в закрытых бутылках. Я умудрился раскрошить половину своих запасов. Я поел раскрошенные запасы, напился воды и перенес охапку травы подальше от люка – чтобы не намокла под дождем. Собрал веник из метелок травы и с каким-то незнакомым удовольствием, подмел пол. Я получал удовольствие от этой немудренной работы. И от усталости получал удовольствие. Даже прием еды был в удовольствие, ранее никогда не испытываемое. Все дело в том, что я чувствовал себя живым. Эта эйфория продолжалась до ночи. Я лег спать счастливым. А проснулся от чужого присутствия. Я ошалело сел. Около меня был, как ты выражаешься, импозантный мужчина, точь-точь Федор Бондарчук! Весь в белом, вот что самое смешное! Белым носовым платком, он смахнул мусор с ящика и сел, аккуратно поддернув брюки на коленях. Закинул ногу на ногу и сцепил на колене ухоженные пальцы. Это было так нелепо, что я засмеялся. Вспомнился анекдот: «они все в дерьме, а я весь в белом на белой лошади». Мой незваный гость обиженно поморщился, потом оглядел меня высокомерным взглядом.
-Это ты весь в дерьме! Посмотри, на кого ты похож?
А потом начался мой личный ад. Дьявол, а это был мой индивидуальный дьявол, меня изводил много ночей. Он изощренно издевался надо мной, потом предлагал мне спасение, предлагал власть над людьми. Все ради того, чтобы я отказался от борьбы. К концу ночи я заколебался. И тут услышал твой смех.
 - Что ты услышал?
-Твой смех. Знаешь, однажды я слышал, как ты смеешься, когда мы работали вместе. Мы все высыпали в коридор – посмотреть, кто так смеется. На меня тогда твой смех произвел странное действие. Я не верил, что кто-то может так смеяться. Даже обиделся, что не услышу его еще раз. В общем, после работы я напился. Хорошо, что на другой день работать не надо было. И тут я его услышал. На моего гостя смех произвел сокрушительное действие: он передернулся и исчез.
И так происходило каждую ночь. Днем я маялся от боли, искал несуществующие наркотики. К вечеру приходил в себя, с упорством одержимого, приводил в порядок бункер. А ночью приходил мой дьявол и мучал меня.
С каждым днем мне все легче становилось бороться. И наградой был твой смех. Все закончилось тем, что мой дьявол нанес последний удар. Над головой раздался ужасный грохот. Яркая молния озарила бункер. Вой ветра заглушил грохот сломанного дерева – оно упало прямо на люк. Бункер наполнился ярким запахом мятой листвы и воды. Оказывается, пока я спал, снаружи разразилась самая настоящая буря. Ветер не только сломал дерево, он легко смел его с люка. Я встал под поток воды, смывая с себя грязь и одурь. Я вдруг понял, что совершенно свободен от наркотиков! Я победил своего дьявола! Я отмылся до зубовного стука, потом разворошил траву, зарылся в нее и уснул. Проснулся я от тишины и негромкого шума. Сначала подумал, что шумит в ушах – от слабости и голода. Мои запасы уже давно закончились. Даже воды осталась последняя бутылка. Я лежал, пытаясь понять, сколько времени я здесь нахожусь. По всему выходило – не меньше месяца. Письмо Ромка уже должен был передать. Выходит, одно из двух: или Ромка не передал письмо, или отец мне не поверил. Из этого выходит, что я должен придумать, как мне выбраться наружу, или умирать. Умирать не хотелось – я же только что стал победителем. От слабости у меня дрожали колени. Я медленно обошел бункер, выискивая что-нибудь подходящее. Но кроме пустых бутылок, ничего не было. Я устал, и лег на постель. В голове снова начался шум. Тут до меня дошло, что шумит не в голове – шумит вода под полом! Ну, да! Сколько раз были дожди – вода-то, не скапливалась, уходила в отверстие! Значит, должен быть какой-то люк! Единственное место, которое было закрыто – тяжелый ящик. Я стал сдвигать ящик в сторону. Под ним, действительно, находился железный люк. Я лег на него ухом: внизу шумела вода. Знаешь, каким умным становится человек, когда хочет остаться живым! Я умудрился приподнять крышку люка и оттащить его в сторону, при помощи веревки, скрученной из моих трусов! В уши ворвался плеск воды, глаза ослепило солнечными бликами. Внизу, примерно на метровой высоте, была вода. Она уходила в широкий пролом в стене. Я прыгнул вниз. Меня обожгло холодом. Потом я с трудом добрался до проема, протиснулся в узкую щель, обдирая бока об осколки, и вывалился наружу. После ледяной воды, яркий день показался жарким. Неподалеку лежало поваленное дерево с подсохшими листьями. Судя по всему, именно его сломало ночью в бурю. А его корни выломали часть стены. Бункер стоял над обрывом. С одной стороны, он был утоплен в землю, а с другой – выходил на обрыв. Я лежал на песке, чувствуя, как уходит из тела холод. Потом поднялся и пошел доставать свою одежду. В кармане была зажигалка. Я нашел брошенную банку, отмыл ее, налил воды и поставил на огонь. На каменной насыпи рос куст краснеющей брусники. Я кинул ягоды в воду и с удовольствием выпил напиток. Пока закипала вторая порция воды, я прошелся по окрестности и насобирал еще ягод. Брусника еще не созрела, но все равно – вкус напитка был изумительным. Время шло к вечеру. Идти к дороге было поздно: я ослаб, идти далеко – не успею до темноты. Лучше, поярче костер разведу и высплюсь, как следует. А завтра можно и в путь. К утру я совсем ослаб. Меня трясло в ознобе. Купание в холодной воде вызвало простуду. Я с трудом насобирал дров, нарвал листьев мать-и-мачехи. Вспомнил, как лечила меня бабушка в детстве. Судя по всему, мой поход опять откладывался. Я оборвал все ягоды брусники, до которых сумел добраться, нашел бутылку и принес воды. Потом улегся у костра и стал ждать, когда мне станет легче. А около полудня я услышал голоса. Это был мой отец и мальчик из почты. Как оказалось, Ромка моего письма даже не получил: он уехал из города еще в начале лета. Спас меня сын почтальона, которой я оставил пакет. Он нечаянно порвал пакет и прочитал записку. Потом догадался позвонить по моему телефону. Отец приехал в тот же день. Сережа сказал, что знает, где находится бункер. Вот так они до меня и добрались. Отец довел меня до машины и отвез в больницу. Сознание я потерял еще по дороге. И пришел в себя только через два месяца. Провалялся в больнице до нового года. Переболел всем, что только возможно. Я рассказал отцу все, что со мной приключилось. Потом попросил у него денег. Отец дал. И сказал, что впервые дает мне деньги с радостью. Он знал, зачем мне деньги. Я пришел к своей бывшей девушке. Вернее, к ее бабушке. Встал перед ней на колени и отдал деньги. Рассказал ей свою историю и попросил прощения. Потом так же просил прощения у папиного клиента. Потом работал у него в фирме, отрабатывая долг. Отец понял меня.
 А сейчас я уезжаю в тайгу. Тот мужик, у которого я работал, хорошим оказался. Он оформил меня на курсы метеорологов и дал рекомендацию. Я должен уезжать через три дня. И тут понял, что еще один долг остался. Не знаю, почему, но я был уверен, что должен повидаться с тобой. Вернее, знаю: я должен сказать тебе спасибо за твой смех. И извиниться перед тобой за то, что так тебя доставал, когда мы работали вместе.
Сашка уехал в тот же день. Сказал, что билет у него уже на руках. Вещи собраны. И ждут его на вокзале.
-Прощай! Вряд ли мы еще увидимся. Телефон твой я записывать не буду – связи там нет. Только радио и компьютер. Но помнить я тебя буду – такие встречи не забываются.