Эриксоновский гипноз. История метода

Елена Гвозденко
Американского психолога Милтона Эриксона не зря называют гением психотерапии. В детстве его считали немного странным ребенком. В 17 лет он перенес полиомиелит и оказался прикован к инвалидному креслу. Услышав приговор врача, юноша не смирился,  ему удалось не только на значительное время побороть последствия болезни, но и открыть метод, высвобождающий внутренние резервы организма.

Гипноз переводится с греческого как «сон». Обычный гипноз считается директивным, гипнотизер отдает приказы человеку, введенному в состояние сна.

Стандартному гипнозу подвержены 50;60% населения. Эффективность гипноза по Эриксону — 100%. Для проведения сеанса больше не требовалось полностью отключать сознание, достаточно погрузить пациента в транс. Приказы и директивы сменились на образные рассказы, которые составлены из ассоциативных слов, подсказанных бессознательным испытуемого.

В 1936 г. появилась статья, написанная Милтоном Эриксоном, о методе словесных ассоциаций. Пациент высказывает некий ряд ассоциативных слов, а психолог формирует из них рассказ, делая посыл к бессознательному. В состоянии транса человек переключается от внешних раздражителей к внутреннему состоянию, концентрируется на собственных переживаниях.

Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека, во время которого происходят диалоги с подсознанием. Действительно, мы часто входим в транс, не замечая этого — например, занимаясь монотонными делами, не требующими активного внимания. Эриксон также считал, что большая часть нашей жизни связана с бессознательным. Он верил, что человек может меняться, опираясь на собственный, накопленный опыт, изменениям мешает сознание, блокирующее эти процессы. В книге Эриксона «Мой голос останется с вами» содержат увлекательные рассказы, например о том, как бессознательное самого Милтона помогло ему справиться с заносчивым пациентом.

Один из его клиентов, профессор психиатрии из Перу, некто Родригес, записался на прием к Эриксону. Милтон очень переживал, что к нему придет человек, который более образован, более известен. Во время одного из сеансов Эриксон вдруг понял, что впал в транс. Он даже сделал записи, которые надиктовало ему подсознание. И именно в этом состоянии он понял, как надо действовать. Родригес, кичившийся происхождением, образованием, циничный, жесткий, оказался еще и крайне скупым и нечистоплотным. Он наделал множество долгов, не собираясь платить. Тогда Эриксон прибегнул к хитрости, он попросил Родригеса составить список его знакомых. В желании потешить самолюбие именитыми знакомствами, клиент составил этот список. После чего Милтон задал вопрос: «Как вам будет угодно оплатить сеансы — наличными или чеком?» Так ему удалось получить оплату за сеансы. Эриксон всегда подчеркивал, что именно бессознательное помогло справиться с робостью, подсказало тактику общения с таким клиентом.

Некоторые из этих историй об эриксоновском гипнозе кажутся фантастичными. Возможно, я бы прочла как фантазию, если бы мой собственный опыт не наполнился почти мистическими иллюстрациями. Интерес к этому виду гипноза изначально был продиктован желанием обезопасить себя от мошенников, но чем больше я узнавала о бессознательном, чем больше читала и знакомилась с людьми, владеющими этими практиками, тем больше хотелось попробовать использовать «подсказки транса».

Продолжение следует…