При исполнении

Михаил Бородкин
Автор: Никос Суватзис

***
— Вот ты мне скажи, есть Бог? Я тебя спрашиваю. Я вот тебе говорю, что есть. И если Он есть, почему попускает, чтобы я с тобой мучился? Мне, может, стать таким же бездельником, как и ты?
Дверь открывается и с грохотом закрывается.
— Почему ты опоздал? Я тебе уже говорил, чтобы ты не оставлял меня с ним одного. Я злюсь, как черт.
Заводы продолжают производить продукцию. Школы продолжают производить знания. А государство — законы, от которых по земле разливаются спокойствие, порядок и безопасность.
— Я всегда боялся тех, кто не разговаривает. Никогда не поймешь, что у них на уме. О чем думают. Никогда не знаешь, чего от них ждать. И пусть там говорят, что молчание – золото. Для меня это – страх.
 
***

Мужчина остановился около многоэтажного офисного здания. Позвонил в звонок с подписью «Адвокатское бюро». Открыл дверь и поднялся на третий этаж. Секретарь стоит по стойке смирно посреди зала для посетителей.
— Пройдите, он вас ждет.
В переговорной он пододвигает к себе стул, садится и нервно качает ногой.
— Они не позволили мне с ним увидеться.
— И мне тоже. Я написал протест в Министерство юстиции, но они делают вид, что ничего не происходит. Единственный выход — заявить об этом широкой общественности. Обратиться к людям напрямую. И тут, и за пределами страны.

***

Приглушенные голоса, заговорщицкие взгляды. Характерные удары, и после — молчание.
— Вот увидишь, он точно не будет говорить. Мы уже все попробовали. Все ломаются рано или поздно. У всех есть слабое место. А его лупишь — словно об стену, ничего не говорит.

***

Трое молодых людей стоят на центральной площади. Курят, сканируют толпу взглядом. Потом быстрым шагом спускаются, идут к улице. Со стороны может показаться, что они идут строем, один впереди, двое чуть сзади. И выкрикивают лозунги: «Смерть фашизму!», «Свобода!», и вскоре теряются из вида в одном из боковых проулков. Слышны звуки выстрелов, сначала очередь, потом два одиночных.
***
— Посмотри на него. Совсем невыразительное лицо. Что на нем написано? Говори давай. Скажи что-нибудь. Закричи хоть. Невыносимое молчание, просто с ума меня сводит.
 
***

Зал для репортеров иностранной прессы. Министр юстиции дает интервью, встревоженные лица журналистов, волевой подбородок министра.
— Господин министр, имеются жалобы на пытки. Как вы это прокомментируете?
— Все это безосновательно. Никто никого не пытал. Права человека были и остаются нашим приоритетом.
Министр чеканит слова, волевой подбородок молотит им в такт.

***

Люди всех возрастов. Выглядят решительно. Приказ, данный полиции, ясен и понятен: нулевая терпимость. Стволы автоматов направлены в толпу. Свистят пули. Одна из них попадает в голову студентке в толпе.

***

— Он мертв. Не дышит. Пульса тоже нет. Мертв. Врача позови.
Заводы продолжают производить продукцию. Школы продолжают производить знания. А государство — покойников. В соответствии со свидетельством о смерти, он умер в связи с неизлечимой болезнью.