Под судебными предписаниями

Олег Намаконов
Пока бушевали нешуточные страсти вокруг очистки сточных вод, в это время не менее  драматичная ситуация разыгралась и в Рамзайской средней школе, где из-за дождливой погоды в 2013-2014 годах, совсем прохудилась кровля над спортзалом, заливая стены и пол, вызывая массовое появление грибка и половой гнили.

Еще хуже ситуация была в столовой, на кровлю которой с трех сторон с кровли старой школы обрушивались тонны воды, которая из-за протечек в потолке попадала на стены, колонны и пол котлопункта, вызывая замыкания электрических сетей, появление черноты, грязных разводов и грибка на стенах и потолке.

Не лучше состояние было и на третьем этаже основного учебного корпуса, где от сырости кабинеты химии, домоводства, математики, английского языка, а также и коридора, где потолки и стены  стали просто «убитыми»: с которых облупленная  и весящая «шкварками» шпаклевка свисала и падала в низ, а грязная чернота от сырости и грибка раскрасила потолки и стены и имели место частые замыкания электропроводки и перегорание приборов освещения.
 
В этот сложный для школы период директор школы Исаева ушла в декретный отпуск, а новым директором утвердили преподавателя школы Тетеркину Елену Николаевну, на которую проверяющие органы наложили не только исполнение административных предписаний, но и судебных, которые запретили эксплуатацию спортзала и столовой в связи с их аварийным  состоянием.  Судебным иском был установлен  срок проведения ремонтных работ до первого сентября 2015 года.
 
В случае неисполнения работ в указанный срок,  молодому руководителю школы реально грозило привлечение к ответственности вплоть до уголовной, с административными выводами по дальнейшей ее работе, а также закрытие школы до выполнения всех предписаний судебных органов.

Вот такое "счастье" свалилось на плечи Елены Николаевны Тетеркиной, этой невысокой, стройной, черноокой, больше похожей на старшеклассницу чем, на степенного учителя, хотя по характеру твердой и рассудительной. Обладательницы божественного дара - прекрасного голоса, поэтому редкий концерт в Рамзае обходится без ее участия.

В этой критической ситуации Тетеркина, как руководитель  школы, приняла решительные  меры и действия. Она подготовила обращения в высшие областные инстанции,  понимая, что ни районо,  ни глава района без целевой статьи расходов в областном бюджете,  бессильны изыскать миллионные средства  на капитальный ремонт кровли, спортзала и столовой в Рамзайской средней школе.
 
Елена Николаевна  направила письма с приложением судебных исков и видеоматериалов фактического состояния учебного объекта в областное министерство образования и Председателю Правительства  Пензенской области, где  обоснованно  изложена  просьбу  о финансовой помощи для проведения ремонтных работ, согласно имеющейся в наличии проектно-сметной документации. 

Директор школы добилась аудиенции и лично доложила о необходимых мерах  для спасения школы, чтобы не допустить срыва учебного процесса в 2015 году.  Она добилась, чтобы вопрос об аварийном состоянии школы был вынесен на рассмотрение Законодательного Собрания области, и чтобы были внесены изменения в областной бюджет.

Заседание Законодательного собрания состоялось.  И депутаты приняли решение по внесению изменения в бюджет области.  По включению в статьи расходов  Рамзайской средней школы в сумме двенадцати миллионов рублей, с исключением из статьи расходов другой школы, у которой на тот момент  не было проектно-сметной документации, со сроком проведения работ по ремонту кровли, спортзала и столовой  до 1 сентября 2015 года.

Так свое первое боевое крещение по защите школы и коллектива, приняла молодой директор Тетеркина Елена Николаевна и, как руководитель,  его выиграла с честью, потому что «вызвала огонь на себя»!

Дорогие внучата, учитесь этому опыту, который  ведет к успеху.

- Деда, расскажи, как дело было дальше, ведь бюджетных денег выделили совсем мало для ремонта такого большого школьного здания, где нужно было демонтировать и заменить почти пять тысяч квадратных метров кровли. И вообще нормальный ремонт начинается снизу, а не сверху. Всегда существует опасность, при демонтаже старой кровли, а вдруг пойдут дожди и все промочат до самого фундамента. А кто нанесенный ущерб от протечек воды исправлять  будет, и за какие «шиши»? Или не так?

- Вы правы, внучата, все именно так,  и весь ущерб должна возмещать виновная сторона. Поэтому, чтобы  не допускать протечек в меж этажных перекрытиях,  ремонт нужно производить поэтапно и при хорошей погоде.

Например, по Рамзайской школе, сколько демонтировали квадратных метров старой кровли,  столько в  два-три дня необходимо  заново перекрыть металлом по новой стропильной системе, заблаговременно приобретая  все необходимые материалы, подняв их к месту работы на верхнее  перекрытие. Для этой цели и составляются сетевые графики работ на объекте, чтобы не допускать сбоев в производственном процессе.

Честно говоря, буквально с первых дней появления подрядчика на объекте, у них не «заладилась» работа по ремонту школы. Процесс пошел крайне нервозно и непрофессионально, потому, что никакой сетевой график работы и даже самый обычный план действий на день, на неделю, они не составляли, а работали по наитию, куда кривая выведет. Как говорится,  ни шатко, ни валко, в связи с недостаточным количеством  оборотных средств на фирме.

Заключая контракт на эту работу, они видимо ответственно не предполагали, что дальше 1 сентября у них сроков нет.  Поэтому, когда у них появлялись деньги, то они материалы приобретали, и их бригады работали, а на деле большую  часть времени рабочие простаивали из-за отсутствия  материалов и демонтировали старую кровлю по всему периметру школы,  «не заворачиваясь» о плохих погодных условиях и их последствиях.

Возможно опасаясь этого, Тихомиров В.В и попросил меня выступить в роли общественного надзора и помочь директору школы, как заказчику, в осуществлении  контроля над качеством работы подрядчика.
 
- Олег, ты как студент строительной академии, уже должен понимать, что наша страна уже второе десятилетие проходит и переживает особый «воровской коррупционный период» и причем на законном основании. Где всех прямо-таки принуждают отстегивать «откаты» или давать взятки.

Этому  очень популярно учили и показывали, как это делать,  в сериале «Институт благородных девиц» в лице самого судьи, который представлял «пустую» фирму и выиграл тендер на строительство железной дороги, и передал подряд другой фирме за 10-и процентный миллионный «откат» себе в карман!

Поэтому, как только  прозвенел последний звонок, и у школьников окончились экзаменационные волнения,  школу сразу закрыли на ремонт. А в это время районная администрация провела конкурсные мероприятия по выявлению  подрядчика для Рамзайской средней школы. 

И из числа нескольких претендентов, тендер выиграла фирма, которая  обязалась выполнить все работы за стоимость почти на 20%  ниже  обозначенной бюджетной суммы на эти цели?! 

Вот и получается, что они - подрядчики, «добровольно принудительно», выбросили в «государственную мусорную корзину» свою возможную законную  прибыль, которая достигается высокой степенью использования механизации, приобретения материалов от производителя и за счет профессионализма работающих.

Поэтому напрашивается вопрос, а за счет чего им оставалось снижать себестоимость работ, и как обеспечить себе доходность?  И поэтому не случайно после таких "торгов" по всей стране новый асфальт в течение менее года с дорог водой смывается?! Дальше, на конкретных примерах, я постараюсь показать, как и за счет чего, "доходность" пытались подрядчики "делать" в реальной ситуации.

Когда я пришел в школу и обозначил себя, Елена Николаевна встретила меня настороженно с недоверчиво придирчивым взглядом, так и говорящим: 
- «Вот явился контролер-наставник, будет умничать, и следить за каждым шагом».   

На ее откровенно-недоверчивый  взгляд ответил:
- Елена Николаевна, контролировать Вас не буду, а буду страховать, чтобы строители  меньше вам «косяков» подсунули на подпись.

- Как это подсунуть «косяки»?
- Да очень просто, чтобы добиться большей доходности и сократить сроки исполнения, строители начинают сокращать количество регламентных операций, особенно при производстве ремонтных работ, и зачастую в  ущерб качеству, хотя визуально это так сразу в глаза не бросается, и на это не обратишь внимания.

Моя  задача Вас защищать, чтобы меньше вас обманывали и «косячили». Проще говоря, я буду прикрывать ваши тылы. И, конечно, чем смогу помогу, используя свой жизненный и профессиональный опыт. Может поэтому между нами, как-то сразу установилось взаимопонимание и доверительные отношения.

И она уже без скованности, как молодой руководитель,  обратилась за разъяснениями:
- Олег Александрович, я пыталась сама разобраться в документации по конструкции кровли, чертежи нашла, а дальше сплошная «китайская грамота», что означают слова: мауэрлат, ендова, кобылка, ребро, ригель и анкера? Такое впечатление, что проектную документацию разрабатывали иностранцы.

- Елена Николаевна, в каждой отросли, имеются свои профессиональные названия и обозначения разных конструктивных элементов. Анкер в строительстве, это по назначению подобно якорю, который держит на одном месте судно на воде, а здесь анкера держат всю крышу, чтобы ее не подняло, не сдуло и не разрушило ветром.
В данном конкретном случае анкера посредством закрученных гаек закрепляют по всему периметру перекрытия «мауэрлаты», по-русски говоря - подстропильные брусья. На подстропильные брусья - «мауэрлаты», опираются стропильные доски. Угол наклона стропил создается стойками с подкосами, верхняя часть стойки в сопяжении со стропилиной называется «ендова» или «разжелобок», а верхняя доска с затяжкой двух стропил называется «ригель».   Строительная деталь, прибиваемая к стропильной доске, от мауэрлата с выпуском за пределы стены здания, с навесом, называется «кобылка», и над кобылками по всему периметру прибиваются обрезные доски обрешетки плотно друг к другу шириной до одного метра. Стропильные доски скрепляются друг с другом досками обрешетки, расстояние между ними задает паспорт крепления металлопокрытия. Все элементы вместе называются стропильной системой, далее на обрешетку крепится специальный подкладочный материал, металлочерепица или иной металлический профиль по проекту.

Елена Николаевна, Вы обратите внимание на деталировку узлов, для исполнения которых требуются значительные усилия, а главное время, которого у подрядчика в запасе нет. Необходимо снять всю старую мягкую кровлю и по всему периметру на высоту существующего парапета уложить тысячи кирпичей, чтобы расширить его с ширины 240 мм до ширины  650 мм, с прямоугольным углублением на 150 мм по высоте и ширине для установки мауэрлата. И при производстве кирпичной кладки забетонировать анкера по всему периметру перекрытия. Так вот, скорей всего, с «молчаливого саботажа» исполнения этой «грязной» работы, подрядчик и начнет «косячить» - нарушать проектные решения, и нужно быть готовыми к этому.

Дальше состоялся серьезный и предметный разговор, который и предопределил все дальнейшие события.  При решении любых вопросов часто возникают сомнения, которые нужно четко решать, как в народе говорится на «берегу», чтобы сопутствовал успех в любом начинании.

Я тогда напрямую спросил:   
- Елена Николаевна, а какими силами вы собираетесь приводить в порядок классы, коридоры, электроосвещение, и за счет каких средств? Даже у меня холодеет в груди от этих мыслей, видя кругом такую разруху, когда  до начала нового учебного года осталось менее двух месяцев?

На что Елена Николаевна ответила:
- Олег Александрович, в августе будут отозваны из отпусков все преподаватели.
У нас имеется многолетний опыт косметического ремонта внутри школы силами самих учителей, учеников и их родителей. Мы за месяц должны провести ремонт  теми материалами, которые родители принесут для ремонта в свои классы, а для ремонта в коридорах краской обещали помочь Мокшанские предприниматели.

Мною были высказаны серьезные сомнения, опасения и предложения:
- Елена Николаевна, честно говоря, ваша опора только на старый опыт привлечения учителей и родителей,  для меня  не убедительны, что сможем и в этом году одолеть собственными силами огромный объем внутренних аварийных работ. 

Не нужно упрощать  документальные факты, что под судебными и административными санкциями находятся в  «убитом» состоянии: столовая, спортзал, коридоры, классы третьего этажа, а также  классные кабинеты под переходами второго этажа из старой школы.

Поэтому, считаю, что нужно срочно собирать сход жителей  и честно доложить,  что школа  не получит разрешение на прием учеников в текущем году из-за аварийного состояния столовой, спортзала и учебных классов, если не будут устранено все, что мешает учебному процессу и здоровью учащихся. 

Нобходимо срочно  обратиться к людям за помощью в проведении аварийно-восстановительных работ по классам и коридорам,  начиная с первого этажа, а также по оказанию материальной помощи в приобретении строительных материалов и оборудования для этой цели.

- Олег Александрович, я деньги у народа просить не буду, нам запрещено это делать. Меня, как директора, сразу выгонят с работы!

- А меня, уважаемая Елена Николаевна, из пенсионеров уже не выгонят, поэтому я, как родитель, и обращусь на собрании к селянам с просьбой о материальной помощи по тысячи рублей с домовладения, и поддержке своим участием в ремонте. 

Думаю, что они меня услышат и поймут. Пришло время всем миром спасать школу, как мы сегодня сообща уже спасаем свои водоводы, чтобы иметь в домах чистую воду.  А, здесь,  возникли проблемы и задачи еще главнее -  нужно спасать  духовный храм знаний для наших детей.  Который в свое время был объявлен народной стройкой,  и который возводили практически хозспособом в три очереди: первую строили в пятидесятые годы, вторую очередь в шесьдесятые годы, а третью очередь в семидесятые годы и, не мудрено, что к 2015 году школа сильно обветшала и попала под санкции. 

И ее закрытие по административным предписаниям и судебным искам для всех нас – недопустимо и неприемлемо! Нам срочно потребуется не менее 250-300 тысяч рублей наличными на материалы, чтобы обеспечить ремонтные работы по всем этажам школы для тех, кто добровольно примет в этом участие.

Прошу поверить на слово моему жизненному опыту, нужно с этими делами спешить, потому что промедление в этом важном деле просто недопустимо, скоро 1-е сентября – День знаний! И мы должны не допустить срыва Праздника детям. Пишите объявление о сходе жителей в ближайшую субботу в Доме культуры с повесткой дня: «О ремонте школы в 2015 году».

Так было принято решение  к действию, потому что наши мнения полностью совпали, которое ввергло молодого директора в непредсказуемую пучину очень важных процессов по спасению школы, в которых она, пусть со слезами на глазах от нервного напряжения и усталости, проявила себя настоящим бойцом. И об этом я вам кратко расскажу дальше, поделюсь жизненным опытом на все времена.

- Дорогие внучата, трагичность ситуации заключалась в том, что бюджетные деньги были продекларированы в объеме 12-и миллионов рублей помощи от государства, что конечно обрадовало население, многие восприняли этот факт, что они завтра будут выделены и переедут в школьный сейф.

А на самом деле их не было, их необходимо было подтвердить собранными налогами, ручеек поступления которых сильно оскудел из-за международных санкций. Проще говоря, полной наличности в бюджете района не было, и с подрядчиком были согласованы договорные условия расчетов по выполненным работам, что в 2015 году за выполнение всего объема работы ему будет оплачена сумма не более 5-и миллионов рублей, а остальная сумма будет оплачена в 2016 году.

Исходя из этой логики, подрядчик должен был обеспечивать проведение  работ за счет собственных оборотных средств, или за счет кредитных средств, взятых в долг в банке. Условия, прямо говоря, не «фонтан», очень рискованные, но подрядчик, идя на конкурс, предполагал, что работая на важном социальном объекте, администрация района и области поможет ему востребовать более трех миллионов рублей с должников за уже выполненные работы, которые он и вложит в этот объект, как оборотные средства.

Возможно поэтому,  он и пошел на значительное снижение суммы подряда, чтобы выиграть конкурс, подставив в августе месяце сильно под удар администрацию района и Рамзайскую школу, из-за недостаточности собственных оборотных средств?! Вот такие современные гримасы бизнеса кругом и рядом…

Встреча с жителями в Доме Культуры прошла на хорошем деловом уровне, меня поддержали и даже попросили быть представителем общественного надзора от народа. Так  получил легитимное право быть представителем от жителей на этом объекте, контролировать и влиять на ремонтные процессы.

И процесс пошел, так для ускорения сбора средств было поддержано предложение,  сформировать бригады для обхода домов и улиц в составе: депутата, учителя и родителя, а в кабинете главы села организовать постоянно действующий пункт в составе: Овчинниковой А.И, Намаконовой Л.А, и Бардачевой Н.Н, для сбора денежных средств на ремонт школы от населения и организаций.

Жители села откликнулись на призыв оказать помощь школе и до 10-го августа удалось собрать сумму 528 тысяч рублей.

Подрядчик только в  июле приступил к активной фазе ремонтных работ. Его бригады зашли в спортзал и установили на колесах металлические леса до самого потолка, но вместо физического снятия старой шпаклевки, очистки и травления купоросом грибковых образований (или их выжигания), воспользовались шлангом с высоким напором подаваемой воды и размыли шпаклевку и все новообразования на потолке и стенах.

А затем быстро заново все прошпаклевали, про грунтовали и произвели покраску. Видя такую активную «самодеятельность», я позвонил в проектный институт и сообщил о начале ремонтных работ.

Попросил руководство направить специалистов института для исполнения контрольных функций - авторского надзора и согласования на месте ряда проектных изменений.  Рассмотреть возможность по замене двухскатной шатровой кровли над основным зданием школы, над спортзалом и переходами со старой школы в новую на односкатную крышу, что значительно упростит конструкцию стропильной системы и сократит сроки ее изготовления. И по технике безопасности снег и сосульки будут находиться с тыльной стороны школы, а не свисать над головами школьников с фасадной стороны здания.  И над столовой поменять проектное плиточное покрытие на другое покрытие, потому что подрядчики официально отказались исполнять проектное решение, так как не могут гарантировать его надежность и качество, из-за возможного отслоения плитки по причине высокой эксплуатационной разности температур нижнего и верхнего слоев изделия и его клеевой основы. Проще говоря, по причине того, что велика вероятность «отстрела» плитки от «матки», когда в помещении столовой зимой под потолком температура плюсовая до 30 градусов по Цельсию, а на улице мороз также до 30 градусов, но со знаком минус.

Проектировщики вежливо попросили направить в их адрес письменный запрос, что с моей помощью директором школы  быстро было исполнено. А далее от них последовал телефонный ответ-ультиматум, что пока заказчик не оплатит за высланную в адрес школы проектную документацию, специалистов для обеспечения авторского надзора и для внесения изменений в проектные решения на объекте не будет?! 

Проектировщики отказались обеспечивать авторский надзор за исполнением собственных проектных решений.  Директор школы тогда спросила меня:
- «Олег Александрович, а  что в этих случаях необходимо предпринимать?
- Елена Николаевна, в таких случаях, штаб стройки всю ответственность берет на себя, в протоколе оформляет все необходимые изменения  проектных решений, подтвержденные подписями членов штаба с привлечением подрядчиком специалистов местных проектных организаций, и выездами в институт для согласования этих решений.

Руководителем штаба был назначен Кривенков Сергей Владимирович первый заместитель главы районной администрации, членами штаба были назначены: Шалимов Владимир Николаевич – глава администрации села Рамзай, Дружина Валентина Геннадиевна – заместитель главы района, Решеченко Алевтина Викторовна – начальник управления образования района, Намаконов Олег Александрович – представитель от общественности села Рамзай и Тетеркина Елена Николаевна – директор школы, плюс подрядчик и специалист технического надзора.

Но так произошло, что специалист по техническому надзору после второго заседания штаба отказался участвовать в работе штаба, мотивируя свой отказ тем, что не поступила оплата за обеспечение технического надзора, по этой  же причине и специалисты  проектного института отказались обеспечивать авторский надзор.   

Как говорится, дожили до светлых дней демократии.  В советские времена в таких ситуациях объявлялось «казарменное» положение и круглосуточный режим работы, а здесь мы реально столкнулись с высоким самомнением и беспечностью  со стороны подрядчика и надзорных организаций, грозящими срыву ввода объекта в эксплуатацию после ремонта. Беда.
 
Вот такой печальный опыт сегодня угрожает любому объекту. И каково было находиться в этой ситуации учителям и их руководителю, понимая, что если школу закроют, они  становятся безработными? 

И только молодость и поддержка педагогического коллектива не позволили Тетеркиной войти в «штопор» от нервного срыва из-за  беспечности  и беспомощности генерального подрядчика. 

Она воочию увидела, что подрядчик срывает все сроки работ по объектам и не выполняет договорные обязательства. Подрядчик  заявил на штабе, что к ремонту столовой  приступит только в сентябре месяце?! Поэтому реально под угрозой был  срыв всех обязательств по ремонту школы.
 
В связи с отставанием из-за простоев, подрядчик взял курс на грубое нарушение проектных решений с целью любой ценой уложиться в договорные сроки монтажа кровли, поэтому он не стал демонтировать старую кровлю над спортзалом, а прямо на ее керамзитной основе собрал конструкцию двухскатной стропильной системы.

А внутри спортзала после покраски стен, демонтировал старый пол и на старые фундаментные опоры начал из брусков собирать мощную деревянную конструкцию нового полового покрытия, предварительно произведя ремонт канализации и системы отопления, которые проходили под полом.

Также производил реконструкцию в бытовом помещении, где были установлены новые туалеты и душевые кабины отдельно для девочек и отдельно для мальчиков. Другие бригады в это время работали  на главном учебном  корпусе, где также не стали демонтировать старую кровлю, расширять парапет и собрали почти две трети стропильной системы, уложив мауэрлаты прямо сверху на узкий парапет, просверлив через брус отверстия и забив анкера, чтобы не допустить  бокового смещения всей стропильной  конструкции. Как говориться, нарушать, так нарушать?!  Они остановились, когда выработали все свои денежные ресурсы и все материалы!
 
И чтобы бригады не простаивали, их перебросили на демонтаж кровли старой школы. Была ли хоть какая-то целесообразность снимать кровлю со старой школы, конечно, нет, но это было обозначено в договоре, который неукоснительно исполнялся.
   
- Деда, а какие действия  ты стал предпринимать, видя такой «бес предел» со стороны подрядчика?

- Олежек, как со студентом поделюсь, может быть уже поймешь, - я стал усиленно помогать подрядчику. Скажешь, почему?  Он же «халтурщик»?  Что есть, то есть, и даже он этого не скрывал.

В этот период для школы главным было быстрее закрыть всю кровлю металлом, потому что на первом и втором этажах учителя, учащихся старших классов и их родители уже штурмовали, ремонтируя свои классы и коридоры. Днем народу было, как в пчелином улье.

Елена Николаевна и ее помощники с раннего утра всех встречали и каждой бригаде давали конкретные задания, обеспечивали инструментом и материалами, которые завхозом заблаговременно приобретались по заявкам классных руководителей, ответственных за определенные участки работы, где добровольные помощники штукатурили, шпаклевали,  красили окна, потолки, стены и полы, обновляли стулья, столы, доски и стенды.   
       
Школа на глазах преображалась. Спасибо жителям за материальную поддержку, которая не просто выручала, а способствовала спасению школы. Школа  буквально обновлялась на глазах, потому что, только на приобретение строительных материалов ушло около трехсот тысяч рублей, около ста пятидесяти тысяч потратили на приобретение проводов, светильников, розеток и выключателей взамен аварийных, и около ста тысяч на ремонт и установку новой сантехники и плитки.   Как говорится в таких случаях, низкий поклон нашему святому народу, с которым все невзгоды переживем, выдюжим и одолеем. 

А наш подрядчик, которого на штабе практически ежедневно усиленно «гнобили» и критиковали, тихим пасом вложил в строительство школы больше четырех миллионов собственных оборотных средств и на пятое августа остался с 10 тысячами рублей на своем расчетном счету – практически оказался «банкротом».
 
Таких руководителей,  уже не ругать надо, а им нужно усиленно помогать, потому что у них,  наконец-то,  все отмобилизовано до мелочей.   Поэтому заказчиком, в лице районной администрации, промежуточную процентовку на сумму в один миллион рублей, нужно было не под сукном держать, а нужно было, как можно быстрее изыскать эту сумму и перечислять на  счет подрядчика, для приобретения недостающего материала, по  достройке стропильной системы, укладки подкладочной пленки и металлочерепицы по всей школе.

Помню, как после словесных перепалок в адрес «верховной власти» на очередном штабе, я в категоричной форме внес предложение  записать в протокол решения штаба несколько пунктов. 

Во - первых, чтобы руководство района немедленно обратилось в областное Министерство финансов по оказанию помощи району в проплате процентовки подрядчику в один миллион рублей. 

А также обратились за помощью к Председателю Правительства области по взысканию бюджетных долгов с организаций,  которые задолжали нашему подрядчику более трех миллионов рублей, чтобы их также пустить в оборот на ремонт школы.

Во-вторых, немедленно найти в помощь подрядчику другие организации (в форме субподряда или выделить в отдельный договор), которым поручить ремонт кровли над столовой и поручить ремонт обеденного зала.

И в - третьих, найти средства и организацию по восстановлению разрушенного машинами и механизмами асфальта перед школой,  а также по ремонту цоколя школы на фасадной части здания и всей бетонной отмостки по периметру школы. И я был вынужден от лица жителей жестко констатировать, что это не обсуждается, это обеспечение технических условий эксплуатации здания и безопасности школьников.
 
В этот сложный период,  признаюсь,  больно было видеть удрученного  своей беспомощностью молодого директора,  которая,  как собственную физическую боль, воспринимала простои подрядчика,  и грозящий срыв ввода школы в эксплуатацию.

Как я уже писал выше, Елена Николаевна, ежедневно организовывала работу учителей, родителей и школьников на всех школьных этажах и дворовой территории, и сама работала с ними,  не жалея себя.

После вечернего совещания,  уже во дворе школы, члены  штаба обратились с необычной просьбой, чтобы используя свои прежние связи, помог «притянуть» на нашу стройку  чиновников областного уровня, вплоть до исполняющего обязанности губернатора Белозерцева И.А,  у которого в Городской Думе работал в подчинении около десяти лет. 

Так и говорили, чтобы финансово и технически помогли высокие чиновники нам, потому что школьный объект из-за отсутствия денежных средств уже горит ясным пламенем, срывая все сроки ввода его в эксплуатацию.

И  нет никакого прощения членам штаба, усилия которых тщетны и допустили простой подрядчиком уже неделю из-за отсутствия материалов, поэтому и надежды на то, что все  успеем  сделать  к 1-го сентября,  таят с каждым днем. А выводы за срыв подготовки учебного объекта к новому учебному году, понятно, что будут весьма суровыми.  Вот такие грустные мысли были высказаны мне, как старейшине по возрасту и опыту.
 
Они уехали в район, а я тут же пошел к  Кривозубову Алексею Алексеевичю, директору Учебно-опытного хозяйства сельскохозяйственной академии, и сказал, что нужна его помощь по школе.

А чтобы лучше представлять, в чем состоит конкретная помощь, пригласил на экскурсию по строительному объекту. Когда вместе осмотрели всю школу и поднявшись на верхнее перекрытие  с недостроенной стропильной системой, Кривозубов сказал: 

- Олег Александрович, а разве это можно все построить и все восстановить по всем этажам за три недели? И я, исходя из профессионального и жизненного опыта, ответил:

- Алексей Алексеевич, трудно, но можно, если через два дня  на счету у подрядчика будет, хотя бы около двух миллионов рублей. И это быстро  может сделать только один человек - Министр Финансов Пензенской области Финагеева Любовь Михайловна, которая прислушается к доводам только  Председателя Правительства Пензенской области – Савина Валерия Александровича.  А на него  оперативно могут выйти только депутаты Законодательного Собрания Разуманова Любовь Ивановна, и Петров Дмитрий Иванович  от Мокшанского района, а также  Тихомиров Николай Николаевич, которых вы хорошо знаете и поддерживаете дружеские отношения. Переговорите с ними, и попроси содействия в этом важном вопросе.
       
И тут же, при Кривозубове, с крыши школы по телефону переговорил с Тихомировым. Напомнил ему, что отставание на школе из-за отсутствия строительных материалов уже более семи дней.  И попросил лично встретиться с Министром Финансов по вопросу срочной проплаты процентовки в один миллион рублей. Или просить поддержки у Савинова по этому вопросу, потому что дальше у нас просто нет сроков.  Мы в полном «дерьме».  Тихомиров обещал подумать.
 
- Не пойму что Тихомирова сдерживает  идти и просить о помощи, он уже неделю «думает», где самостоятельно найти деньги, также сказал Кривозубову:   
- Алексей Алексеевич, ты утром на совещании у него будешь, попроси ускорить этот процесс, и прямо по-крестьянски скажи ему, что мы из-за отсутствия финансирования находимся в полной "заднице", так грубо и скажи.

А также переговори с  депутатами Заксобрания из Мокшана, которые пусть вместе с Финагеевой приезжают к нам на объект, а заодно пригласят  сюда и Председателя Правительства со всеми министрами, и вспомнят, как учились и увидят  школу, которая ни разу с 50-х годов капитально не ремонтировалась, и подумают, какие меры еще принять, чтобы нам не сорвать Праздник детям.

А я переговорю с Председателем Комитета по Государственному строительству и вопросам местного самоуправления Заксобрания Супиковым Вадимом Николаевичем, у которого являюсь общественным помощником, пусть переговорит с Белозерцевым А.И, чтобы также посетил нашу школу, а если у него это не получится, я сам поеду к нему, нарушая "субординацию" и постараюсь добиться, чтобы глава региона приехал сюда.  Вот тогда, как говорил мой отец, будет порядок в танковых войсках. 

- Дорогие внучата, вот такие желания, мечты и душевные страсти обуревали меня в тот момент, от беспомощности по другому повлиять на  ситуацию для ускорения ремонта  школы. В сердцах, направляя свой мысленный посыл и Всевышнему, чтобы услышал крик души и помог нашей школе.

Поверьте, у строителей и такое случается, мы, как и все нормальные люди, верим в чудеса, потому что всю жизнь и творим прекрасное чудо, строя заводы и города.  Вернулся домой почти за полночь, жена напомнила: 
- Батенька, пора не только себя, а всех строителей переводить на казарменное положение до ввода школы в эксплуатацию!

- В советские времена так бы и сделали, дорогая Людмила Алексеевна, а сейчас, когда до десяти часов вечера еще светло и стоит прекрасная сухая погода, мы днями простаиваем без материалов и финансирования.

Хотя по бумагам все хорошо, деньги бюджетом выделены, но все это на бумаге, как в песне  – «прекрасная маркиза»… Поэтому все сроки ввода школы в эксплуатацию после ремонта, сегодня  действительно «горят ясным пламенем», на душе кошки скребут и паршивевшее настроение. Позор на наши головы,  и директор школы вся почернела от тяжелых мыслей, так недалеко и язву желудка «заработать»… 

Хорошо помню, как всегда в шесть утра на школе встретил  подъехавшего Тихомирова Н.Н, который был сумрачен и неразговорчив. На крыше, как ребра рядами торчали недостроенные стропила, в спортзале недоделанное новое половое покрытие, а в бытовках стояли не облицованные плиткой  новые сантехкабины, а к столовой подрядчик вообще не приступал. Кругом была картина грустными красками.
 
В это утро  я ему предложил ехать не в Мокшан, а прямиком в областное Правительство, и  министров  подключить к ремонтному процессу,  если этого не сделать,  то не пройдет и трех недель, как с позором его снимут с работы.

- Умеешь ободрить и поддержать, Олег Александрович.
- Извини Николай Николаевич, а кому сейчас легко.  Для всех нас наступил «момент истины».  Нужно срочно с поклоном идти к Савину и просить помощи,  а  здесь, поверьте на слово, будет финансирование, мы сделаем все возможное и даже невозможное, чтобы  школа  была принята в эксплуатацию. Время еще есть…

Во второй половине рабочего дня в школьный двор въехали две правительственные машины.  Из машин вышли Министр Финансов Пензенской области  -  Финагеева Л.М. и Министр Образования  ПО  -  Воронков А.Г. 

Я  был на строительной площадке рядом со спортзалом и мы быстро нашли директора школы, красившего окна в коридоре первого этажа  с родителями учащихся, и вместе высоким гостям показали ход рабочего процесса по классам, этажам, на спортзале и «убитую» столовую, где еще «конь не валялся»,  поднялись на перекрытие третьего этажа, с высоты которого предстала  жутковатая для восприятия картина разобранной, недостроенной и непокрытой металлом кровли всей школы.

- Да здесь развалины Рейхстага? - нервно констатировала Любовь Ивановна. Разве можно все это за три недели построить и выполнить такой огромный объем работы?

- Трудно, но можно, сказал я, если работать согласно сетевого графика весь световой день, включая субботние и воскресные дни.  Подрядчик до первого  сентября еще успевает сделать все необходимое, если будут средства  для приобретения недостающего бруса, досок и металла на покрытие всей кровли в объеме до пяти тысяч квадратных метров.

- Олег Александрович, вы действительно верите, что за оставшиеся дни до начала учебного года это возможно осуществить? 

- Повторюсь,  Любовь Михайловна, конечно, верю, и все сделаем, поэтому я здесь рядом с директором школы.
- Хорошо, я помогу школе, сегодня будет перечислена сумма процентовки за уже выполненные работы в объеме одного миллиона рублей, хотя это из своих средств должен был сделать район.
- Большое спасибо, Любовь Михайлова, но будет еще одна просьба. Помогите подрядчику с его должника востребовать 800 тысяч рублей, которые около года  после выполнения всех работ, не может востребовать. Подрядчик их также направит на ремонт школы,- и передал Министру все данные должника и акт выполненных работ на сумму 800 тысяч рублей.
- Хорошо, разберусь и позвоню директору школы. Министр Воронков, который присутствовал при разговоре, также заверил Любовь Михайловну, что с завтрашнего дня к ремонту Рамзайской средней школы подключаться все учителя школ Мокшанского района, которых каждый день будут привозить автобусами.

Когда гости отбыли, Елена Николаевна спросила:
- Олег Александрович, объясни, а что сейчас было?- я рассказал о нашей вчерашней вечерней встрече и разговоре с директором Учхоза, утреннем разговоре с Тихомировым, и нашей «программе», как через депутатов Заксобрания «притянуть» внимание высоких чиновников и помощь со стороны Областного Правительства.

То, что мы сейчас видели, это первые ласточки от наших общих усилий.
- Извини, Елена Николаевна, я вынужден был начать  «вызвать огонь на себя», чтобы прикрыть тебя и школу от больших неприятностей, а иначе для чего я здесь?- и дай Бог, чтобы все получилось и пронесло, потому что времени на ремонт осталось совсем мало.

Большие чиновники, конечно,  будут напрягать своим присутствием, но ради дела тебе придется немного потерпеть их сарказм и руководящие указания. Поверь моему опыту, их скоро закрепят ответственными по важным объектам: столовой, спортзалу и сантехническим бытовым помещениям, а нам нужно максимально воспользоваться их присутствием и их возможностями, поэтому не скромничай, проси и требуй все, что считаешь нужным, когда еще такой случай предоставится, а я буду рядом, поддерживая тебя.

На следующий день Рамзай пережил еще один административный шок,  двор школы заполонили машины Министров Областного Правительства во главе с Председателем Правительства – Савиным В.А, которому лично докладывал  Тихомиров, о ходе выполнения графика ремонтных работ,  проблемах и причинах срыва.

Вся «демонстрация» из высоких чиновников и двух депутатов Заксобрания от Мокшанского района поднялись на перекрытие основного корпуса школы, где Валерий Александрович, особо не подбирая выражения,  высказался в адрес руководства района за допущенный простой строителей на таком важном объекте, и спросил присутствующих Министров:

- Скажите господа, а что мы будем показывать губернатору, который обязательно приедет на открытие школы после ремонта, а может быть заглянет и раньше. Иван Александрович мне сказал, что школа начинается с хорошей столовой и опрятных туалетов, а что мы видим здесь и сейчас, когда до Дня знаний не больше трех недель? Мы видим полнейшую разруху, а в неработающих туалетах, когда еще нет школьников, стоит смрадный запах нечистот от плохо работающей канализации, а конструкции «очков» такие древние и «допотопные», что стыдно их показывать, как у мальчиков, так  и у девочек, умывальники выглядят не лучше. Прошу срочно принять меры по усилению работ на этих участках. Любовь Михайловна, возьмите под контроль бюджетное финансирование этого объекта, и что вы предприняли, чтобы снять финансовые проблемы?

- Валерий Александрович, вчера со своими специалистами я была на этом объекте, и был перечислен согласно представленной промежуточной процентовки один миллион рублей, а также востребована с должника и перечислена задолженность в сумме 800 тысяч рублей в адрес подрядчика по его просьбе, это также поможет снять проблему с финансированием этого объекта. 

Далее обращаясь ко всем присутствующим на выездном заседании, Председатель Правительства сделал следующие распоряжения:
-  Тихомирову Н.Н. проводить планерки не два раза в неделю, а ежедневно, и ежедневно докладывать о ходе строительных работ лично Председателю Правительства.  В состав оперативного штаба стройки ввести с нахождением на объекте до конца ремонта Трошина Евгения Александровича – Заместителя Председателя Правительства и  Воронкова Александра Геннадиевича – Министра Образования Пензенской области.

Когда все разъехались, Тетеркина устало сказала, что такого количества министров еще в Рамзае не было, но для музея их посещение успели заснять на пленку.

- И как это вам, Олег Александрович, удалось организовать такое важное выездное заседание правительства на «развалинах» нашей школы?

- Здесь была только моя идея, а помогли организовать это заседание уважаемые нами депутаты Заксобрания, а также Кривозубов, Тихомиров и его помощники. 
И этим нам нужно воспользоваться, чтобы помочь школе и с ремонтом третьего этажа основного корпуса, где родители и учителя не смогут профессионально убрать черноту и подтеки с потолка и стен, да и линолеум в учебных классах не выдерживает ни какой критики и давно требует замены, новые члены штаба в ранге министров, конечно, могут помочь нам в этом.
 
Дорогие внучата, никогда не забывайте, что наши мысли материальны и аналитический отдел мозга воспринимает наши желания, как команду к действию, продумывает все до мелочей.  И всегда выдает нам нужную информацию, как это сделать, когда наступает такой момент. 

Как удалось воспользоваться таким моментом, который помог  преобразить третий этаж  руками профессиональных пензенских строителей и совершенно бесплатно для школы поделюсь ниже.

Трудней всего после выездного совещания, конечно, пришлось Тихомирову, который в оперативном порядке перебросил с Мокшанских объектов два управления, и поставил на школьную столовую. Одно на капитальный ремонт кровли, все работы по которой  возглавил Григорян Григош Левонтович, а другое управление, на ремонт школьного котлопункта, все работы по которому возглавил Хамит Маджанович Хадуйберганов.

Сложность по ремонту столовой заключалась в том, что проектное решение по кровле было неприемлемо для исполнения, а другие решения институт отказался согласовывать.  На штабе рассмотрели разные варианты и конструктивно за основу взяли мое предложение, которое поддержал и развил бывший ректор строительной академии, доктор технических наук Ермин Александр Иванович, работающий в настоящее время Заместителем Председателя Законодательного Собрания Пензенской  Области.

В помещении столовой также были конструктивные вопросы по разделительной стене, которая уменьшала площадь обеденного зала более чем на треть. Здесь также поддержали мое предложение о демонтаже этой не несущей и никому не нужной стены, что увеличило площадь столовой и ее функциональность (как актового зала).

Каждый день школа стала встречать много новых лиц, которых привозили со всех школ района вместе с их директорами. Поэтому министры-кураторы Трошин и Воронков также сняли галстуки и облачились в рабочую робу.

И «подгоняли» учебную братию, в целях ускорения всех работ, больше своим присутствием, чем назидательными разговорами о плохом качестве производимых работ, хотя и без этого не обходилось. Больше всех доставалось подрядчику, в лице их руководителя Александра Юрьевича, от въедливого взгляда, которых не ускользали даже мелочи, поэтому не случайно они и дослужились до министерских чинов.

Возможно поэтому, как-то обыденно в текучке и спешке разных дел, незаметно  в ряды ремонтников «просочился» и  сам губернатор, проходя  под  рядами лесов с отделочниками работающими под потолком в школьных коридорах, доброжелательно подбадривая и с улыбкою всех подхваливал, а в ответ получал порции брызг от шпаклевки и грунтовки.

И только когда, уходя, сказал: 
-  Я обязательно приеду посмотреть результаты ваших дел, и вместе с учениками проверю все классы,- поняли, что стройку навестил сам Иван Александрович Белозерцев.

Он исчез также неожиданно, как и появился, не отвлекая на себя никого из начальства, но его визит для всех руководителей не прошел бесследно. Вечернее заседание штаба затянулось до позднего вечера, на котором было принято решение  рабочий день начинать с 7-и часов утра и работать весь световой день. 

Для работающих во вторую смену установить прожектора на крыше главного корпуса школы, на столовую и во дворе перед спортзалом, где готовились к демонтажу огромных окон во всю стену с усиленными стеклами на такие же огромные, но современные стеклопакеты из алюминия.

Хорошо помню, как находясь на заседании штаба, и наблюдая через окно, как рабочие устанавливают обрешетку уже и на крыше старой школы, от душевного удовлетворения и по привычке поглаживая усы, в который раз мысленно отправлял в космос свой душевный посыл: «Боже, спасибо, что услышал меня»! 

Уже многие годы во внутреннем кармане пиджака со мной неразлучно  находится небольшая иконка Николая Чудотворца, через которого и обращаюсь к Всевышнему. И этот разговор укрепляет мое сознание в правоте и успехе задуманного.

Вот и сейчас, перед глазами замечательные слова из произведения «Молитва»,  Людмилы Павловской,  в лице которой, я нашел не только союзника, но и родственную душу, которая значительно лучше и профессиональнее меня ответила на вопросы моих внучат.  Которые  никак не могут увидеть во мне глубоко верующего фаната, когда призываю их, почитать Всевышнего, как отца небесного. Она написала произведение для многих людей словами, которые уже давно внутри каждого из нас и про нас.

«…Я очень редко хожу в церковь и не соблюдаю посты. Ничего не смыслю в христианских праздниках и традициях. И все же я верующий человек и так же как в далеком детстве искренно прошу: «Хороший добрый Николай Чудотворец, молю тебя о милостивом ходатайстве! Пожалуйста, попроси за меня Бога, чтобы он научил прощать обиды и сделал так, чтобы ни какая волна ненависти, ни когда не накрывала мою душу. Пусть Господь избавит меня от жадности, зависти, ревности. Дарует силы, чтобы в нужный момент, я смогла побороть собственную злость, поможет разглядеть в каждом человеке светлую сторону его души, даже в те мгновения, когда это очень сложно сделать. Молю тебя Николай Чудотворец, попроси у Господа, чтобы он научил меня  Любить и воспринимать людей такими какими они есть. Избави меня от страхов, приходящих днем ли, ночью ли. Пусть закроет мои уста, когда хочется кричать и ругаться. Добавит в мое сердце тепла ровно столько, сколько хватит для того, кто рядом, кто в этом тепле нуждается, научит меня делиться этим теплом. Не позволяет забыть тех, кто помог мне в трудную минуту жизни и дарует им радость и благоденствие. Пожалуйста, Николай Чудотворец, попроси у Бога, чтобы он наполнил жизнь моих родных и близких теплом, светом, счастьем и радостью. Умоляю, попроси у Всевышнего, чтобы он простил меня за ту боль, которую я причинила своим близким и не только близким, осознано, неосознанно ли. Молю даровать мне желание радоваться каждому новому дню, каким бы он не был. Прошу позволить понять для чего я пришла в этот мир и помочь обрести уверенность в себе в своих силах. Хороший, добрый, сильный, Николай Чудотворец, умаляю, донеси до Всевышнего мою молитву! Благодарю тебя за то, что всегда помогаешь мне,  и не оставляешь в трудную минуту смятения и отчаяния!» 

Конечно, Галина Павловская, - это восторженная, тонкая и глубоко верующая натура, за такую «Молитву» ничего не жалко отдать и сделать, а я, скорее всего грубый мужлан, поэтому мои молитвы всегда кратки, как выстрелы, и быстро долетают до Создателя, которого и здесь просил: «Боже, помоги школу поднять из руин и сделать ее ухоженной, красивой и безопасной». Как видите, молитва до Бога дошла, и хорошие люди нам в этом помогают! 

После приезда губернатора, события еще быстрее стали сменять друг друга. На другой день, на объект прибыли Еремкин Александр Иванович -  исполняющий обязанности Председателя Законодательного Собрания Пензенской области и Галкин Виктор Александрович – директор союза пензенских строителей, оба «Почетные жители города Пензы».

Лично для меня их визит был, как дар небес. Это были не обычные высокие визитеры, а руководители,  уполномоченные  губернатором, помочь сделать все возможное и невозможное, чтобы школу открыть в назначенный срок и с хорошим качеством ремонта.

И грех было не воспользоваться таким случаем. Поэтому без всяких преамбул, попросил у высоких профессионалов помощи в решении  двух проблем, одной по столовой, второй по третьему этажу главного корпуса.  По ним было видно, что они довольны, что так скоро оказались востребованными. Через коридор старой школы и выбитые окна я их  провел и поднял на крышу столовой площадью до 500 квадратных метров,  встроенной, как птичье гнездо между двумя крыльями старой давно неработающей школы. Чтобы внутреннее помещение столовой лучше освещалось, над ее крышей был возведен высокий фонарь по семь метров в каждую сторону со стеклом в металлических рамах.

Казалось бы,  все хорошо, сэкономили денежные средства и материалы на строительстве этого объекта, используя три стены школы для возведения помещения котлопункта.  Но не учли, что с трех сторон на кровлю столовой будут обрушиваться потоки воды с крыши школы, а в зимнее время  с этих, же крыш засыпаться сугробами снега, не говоря уже о том, что этот получившийся «тихий угол»  будет заметаться метелью по самую крышу фонаря. Возможно более 30 лет назад, из-за недостаточного уклона стяжкой в сторону  отвода дождевой воды, некачественной укладки и эксплуатации мягкой кровли, и произошла «разгерметизация», и возникли протечки вокруг фонаря и по местам примыкания к стенам школы, что и привело к административным предписаниям и судебному иску по аварийному закрытию котлопункта.

Обследуя со своим студентом, внуком Олегом, кровлю столовой после дождя, мы обнаружили отсутствие проектного уклона для отвода дождевых вод, а наоборот просматривался контрулон в сторону старой школы. Вокруг  фонаря стояло зеркало воды глубиной не менее пяти-шести сантиметров, которая и «сбрасывалась» на головы школьникам. Это говорило о том, что из-за сильного увлажнения, утеплительный керамзит уплотнился, что привело к разрушению стяжки и изменению направление его уклона, и как следствие, это  привело к разрушению защитных функций мягкой кровли по всей площади. И довольно реалистичными были выводы моего внука Олега:

- Деда, господин мороз из-за внутренней влажности керамзита и стяжки – все, в том числе и  мягкую кровлю, «порвал в клочья», поэтому в столовой и наблюдается «всемирный потоп». Нужно менять конструкцию кровли над столовой, и как можно быстрее.

И ничего здесь не попишешь  -  «детьми глаголет истина», поэтому и «потащил» строительных «зубров»  -  докторов технических наук на этот «убитый» объект, чтобы согласовать вариант покрытия, который вместе с внуком прочертил дома.

Новое предложение предполагало частичное заложение кирпичом окон коридора старой школы и у фонаря над столовой,а далее установку на очищенное покрытие крыши под углом до шести градусов мощной деревянной опорной конструкции со сплошным половым покрытием, на которую предлагалось положить рубероид с заходами (перехлестом) до полуметра, проклеенный битумом, с заходами и проклейкой на стены также не менее полуметра по всему периметру кровли, а  сверху положить металлопрофель. 

Александр Иванович тут же попросил меня с Галкиным натянуть бечевку от стены школы до края крыши столовой, чтобы посмотреть, какой возможно обеспечить угол наклона, и на какой уровень перекрываются окна школы и фонаря, и сказал:
- Окна фонаря все равно менять нужно на пластиковые, сделаем их поуже на полметра, теплее будет в столовском зале, а света будет достаточно,  школьные окна также уменьшим до одного метра, еще остается полтора метра, поэтому освещения в коридоре  будет достаточно. Получается достаточный угол наклона для сброса воды.   РЕШЕНИЕ ПО КРОВЛЕ СТОЛОВОЙ ПРИНЯТО – НАЧИНАЙТЕ ДЕЛАТЬ! 

Сказал, как отрезал. После это мы поднялись на третий этаж учебного корпуса школы, где я  продемонстрировал тщетные наши усилия руками родителей исправить то, что натворили многолетние протечки и въевшаяся чернота и сырость на потолке и стенах, а также протертый детьми до дыр линолеум в классах.

- Это безобразие не то, что  губернатору,  никому нельзя показывать, - жестко констатировал Еремкин Александр Иванович, - и дети должны учиться в нормальных условиях. Ты, Виктор Александрович, как  Директор Союза пензенских строителей, подумай, кого сюда на недельку прислать, чтобы профессионально с потолка и стен убрать все это безобразие в коридоре и в пяти классах,  а на полы в этих классах уложить новый линолеум?

- Хорошо, Александр Иванович, я сегодня порешаю, кого сюда со всеми отделочными материалами направить и эту проблему снять до первого сентября, твердо заверил Галкин Виктор Александрович. 

Фантастика, две сложнейшие проблемы были решены в течение часа, вот что значит, когда рядом профессионалы своего дела!  Как бальзам на сердце эти две новости были и для Елены Николаевны, которая искала разные возможности закрыть «убитый» потолок особенно в кабинете химии, даже дорогим натяжным потолком, и вдруг такая удача!
 
- Дорогие внучата, когда считаешь каждый день и час до первого сентября, для нас, как удар ниже пояса было обнаружение «слоеного пирога» на перекрытии столовой.

Если по жизни придется что-либо ремонтировать, помните, что всегда нужно все очищать и начинать ремонт от базовой конструкции. В данном случае от плит перекрытия, предварительно выяснив причины разрушения защитного слоя.

Кратко напомню технологию, примененную на столовой. На чистое сухое перекрытие укладывался гидроизоляционный слой из рубероида, Затем укладывался слой утеплителя толщиной до 400 мм у стены школы с уклоном до толщины150 мм. на краю кровли, в данном случае керамзит, по керамзиту укладывался раствор, из которого изготовлялась стяжка толщиной до 100 мм. По сухой стяжке на битумную мастику укладывался первый и последующие два слоя рубероида с проклейкой напусков вокруг фонаря и здания школы. Но, к сожалению, кровля  не простояв и года, «прохудилась»,  и «побежала». В последующие несколько лет на существующий рубероид наклеивали по два-три новых слоя, а кровля по-прежнему не держала воду. Тогда, не разбирая кровлю до плит перекрытия,  на нее снова насыпали керамзит, положили новую стяжку и снова три слоя  рубероида.

На поверку снова произошел брак и кровля воду не держала, и снова каждый год изыскивали средства и наклеивали сверху по 2-3-и слоя, а она, как заколдованная, продолжала пропускать воду. Из «раскопок» хорошо видно все слои, и было видно, что  школа третий раз нашла  очередных  «халтурщиков», которые также, не снимая старого разрушенного морозом покрытия, продолжили нагружать плиты перекрытия.  На площадь почти 500 кв метров снова насыпали керамзит, положили бетонную стяжку и далее более десяти слоев рубероида. А кровля продолжала «пропускать воду», напитав ею «подушку» из трех слоев керамзита,  трех слоев раствора и 33-х слоев рубероида?!  Да так, что под ее тяжестью наружная стена стала разрушаться и ее пришлось аварийно восстанавливать, после того, как с крыши столовой было сброшено и вывезено в отвал 25 Кама зов  смеси из «битой» стяжки, керамзита и рубероида. Слава Богу, что хотя бы частично разгрузили кровлю, и было принято решение по установке облегченной конструкции нового покрытия. Даже  страшно подумать, что могло произойти, когда внизу обедают дети.

Я это написал, для тебя Олежек, как будущего строителя, видел бы ты руки ребят, с кровавыми  мозолями, работающих с отбойниками, как им сложно было разбирать бракованное покрытие, когда пики из-за нескольких слоев керамзита проваливались, как в пустоту. И как при  сильнейших физических затратах медленно шла эта разборка, и как мы нервничали, когда каждый час у нас был на счету…

Мысленно прокручивая хронику давно минувших дней, вспоминаю, как в подобной истории конкретно пострадали мои коллеги, которые принимали участие в реконструкции Хабаровского ледового стадиона. Где после прошествии 15-и лет произошли трагические события. В газетах сообщали, что после окончания хоккейных баталий все заспешили домой, на стадионе выключили свет, а на выходных проходах произошла давка и погибли люди. Проведенное расследование обнаружило, что при реконструкции, усиливая колоннаду входных проходов и парадность оформления арены, эти проходы незначительно были заужены. Но этого было достаточно, чтобы осудить архитектора и бригаду строителей на сроки до 15 лет тюремного заключения.

Не случайно бытует выражение: «техника безопасности написана кровью», и в данном конкретном случае,  шире проходы делать можно, а меньше проектного в местах массового скопления народа  -  категорически нельзя, также как перегружать перекрытия и колонны, что многие годы бездумно делали школьные руководители, нагружая перекрытие кровли столовой.

Для «уборки» затхлых запахов из столовой и туалетов, Тихомиров пригласил из Мокшана специальную бригаду, которая вскрыла и очистила колодцы и трубопроводы, промывая водой с химикатами под высоким давлением, которые пришли к заключению, что износ всей разводки в туалетах достиг критических величин и требует полной замены, а иначе «ароматы» не убрать. Легко сказать - заменить, когда вся чугунная арматура советских времен замоноличена под бетоном. Сами понимаете, строили на века?! 

Конечно, руководители штаба понимали, что трубы не только проржавели за полвека эксплуатации, но и так «закоксовались», что их, ни химикаты, ни высокое давление воды не может качественно очистить.  За десять дней до первого сентября штабом было принято непростое решение: 

- «Реконструировать оборудование сантехнических кабин  у мальчиков и у девочек,  с заменой старой разводки, с установкой удобных унитазов со смывными бочками, с заменой старых дверей на современные, с облицовкой стен и полов метлахской плиткой», а в коридорном холле перед столовой также было принято решение заменить всю трубную разводку холодной воды  и все металлические раковины умывальников, на современные «тюльпаны»!

Директор школы, не скрывала своего изумления, спрашивала меня:
- Олег Александрович, а разве это возможно выполнить за такой короткий промежуток времени?

- Елена Николаевна, специалисты  из Пензы подтвердили сроки исполнения. Все будут делать своим инструментом, использовать свои материалы и оборудование. Работать будут в круглосуточном режиме. Ты же слышала, о чем говорили высокие наши помощники – наш губернатор из военных, и он первым делом проверит туалеты, столовую, а только потом, классы и спортзал.

- Я даже об этом и мечтать не могла,- с радостным возбуждением констатировала молодой директор школы, находясь в центре событий мощного развития ремонтных процессов по школе, спортзалу, где уже приступили к покрытию лаком полового покрытия и облицовке плиткой сантехкабин и пола в новых бытовых помещениях для девочек и мальчиков.

В столовой полным ходом шла покраска стен и окон, утепление фонаря после установки новых пластиковых окон и монтаж подвесного потолка. А на крыше монтировали мощную стропильную систему, и заделывали кирпичом оконные проемы и был подвезен металлопрофиль для его монтажа.

С фасадной стороны школы весь неприглядный цоколь закрывали металлопрофилем на высоту до одного метра, а во дворе устанавливали новый бордюрный камень по периметру школьного плаца перед центральным входом.       
 
Забегая вперед, скажу, что Тихомиров Н.Н. привлек еще одно дорожное управление из Мокшана. Дорожники за три дня до первого сентября  уложили новый асфальт по всему школьному фасаду дворовой территории, и как-то сразу все стало чисто и уютно. 

А учителя с родителями, также покрасили все деревянные полы в классах и коридорах, убирая известковые разводы, обновили уличные скамейки и школьный забор. Как и обещал Галкин Виктор Александрович, из «Жилстроя» прибыла бригада отделочников в количестве 17 человек, которая через два дня была доведена до 34 человек. И в течение недели они заново размыли все потолки и стены третьего этажа главного учебного корпуса, произвели химическую их обработку от грибка, все заново, классически зашпаклевали, прогрунтовали и покрасили во всех классах и коридоре, а в классах уложили  новый линолеум, все помещения засияли  первозданной красотой и чистотой.

- Деда, почему ты до сих пор чем-то недоволен, что-то сделали не так?  Ходишь   раздраженным, ведь удалось убедить членов штаба принять к исполнению ряд важных предложений по столовой, по  переходам из старой школы, по спортзалу,  по ремонтным работам в главном учебном корпусе, по цоколю, по асфальту?

- Дорогие внучата, да я недоволен, что не смог убедить уложить на настил стропильной системы столовой рубероид, проклеенный битумной мастикой и с перехлестом полос рубероида до 50 см. Начальник управления «уперся» и заявил, что  не  будет укладывать огнеопасный материал, и его рабочие степлером пристреляли пленку «Полистрой» с перехлестом не более десяти сантиметров, перед монтажом металлопрфиля.

Он убедил всех, кроме меня, что кровля больше не протечет, и действительно, когда пошли дожди, все было хорошо, но когда пошел снег и образовались метровые сугробы на крыше столовой, и началась оттепель – крыша снова «заплакала». Почему? А, потому, что не слушал Григош Левонтович «старших», что при таянии сугробы образуют ледовую «плотину» и скопившаяся перед искусственной дамбой вода поднимется выше гребней металлической кровли,  а дальше проникнет на пленку через неплотности в монтажных стыках металлопрофиля. Вода, поднимаясь уже по пленке все выше и выше,  проникнет через не проклеенный, а только «пристреленный» степлером  узкий перехлест в чердачное пространство. Нужно понимать, что законы физики пока никто не отменял, поэтому вода спокойно попадет в чердачное помещение на стекловату, преступно увлажняя утеплитель, а дальше на головы школьников?! 

А  это уже брак и беда. Поэтому все слои подкладочного материала должны быть идеально проклеены, а  монтажные стыки металлопрофиля нужно закрыть специальной накладкой сверху, предварительно промазав ее с  двух сторон в низу герметиком.  Накладки крепить само резами с шагом не более 300 мм.

Я недоволен, что подрядчики не выполнили Решение штаба по заделке всех примыканий возле заложенных кирпичом оконных проемов с трех сторон старой школы, а также и у фанаря над столовой. Не были изготовлены и установлены металлические сливы на все окна над новой кровлей столовой. Только при выполнении этих требований будет обеспечено сухое перекрытие над столовой.

Я недоволен, что не удалось убедить институт и членов штаба сделать конструкцию кровли над главным корпусом школы в односкатном исполнении, поэтому дождевая вода, сосульки и куски снега с крыши летят на головы учителей и школьников. Не удалось через руководство района,  обеспечить подрядчику финансирование на изготовление и монтаж на крыше устройства по снегозадержанию, из-за чего у директора школы с этим будут серьезные проблемы до самой весны. Да и входной тамбур в школу хотелось изготовить закрытым со всех сторон. В общем, нерешенных вопросов осталось еще много и нужно помогать инициативному и толковому директору школы в их решении.

Нужно отдать должное, что Елена Николаевна не испугалась, прошла через адское нервное напряжение и выдержала, опираясь на поддержку коллег, родителей учащихся и конечно всех нас.

Остается только удивляться, как она успевала лично оформлять протоколы всех заседаний, лично всех расставлять по рабочим местам,  давать письменные задания, обеспечивать инструментом и материалами.  И при этом все контролировать, и письменно  оформлять претензии по всем случаям нарушения строительных нормативов. 

Она плотно работала  со мною, как с общественным надзором,  с техническим надзором,  со всеми членами штаба, и особенно с прикомандированными министрами. Старалась быть в курсе всех дел до мелочей.

Она твердо и решительно отстаивала интересы школы и своего педагогического коллектива. Скорей всего, это необыкновенное чувство долга и ответственности, и придавало ей силы. Поэтому  Елена Николаевна заслуживает самого искреннего уважения. Вот таким же «разбитным парнем» я был, глядя на нее, вспоминая себя в молодости.

Деда, а как исправлял свои «косяки» подрядчик?

- Хороший вопрос, после того, как подрядчику помогли  получить 18000000 рублей за процентовку и выбить долг, Александр Юрьевич усилил бригады на спортзале и на крыше и до первого сентября полностью закрыл кровлю. 

В спортзале он шесть раз покрыл пол лаком и произвел его красивую разметку. Он завершил работы по облицовке плиткой, и сразу дворцовой чистотой и свежестью засверкали стены и полы бытовых помещений.

А по его «косякам» ему было рекомендовано обратиться в проектную мастерскую с целью получения официальных документов, как укрепить кровлю с учетом уже выполненных им работ, согласно которых, ему оплата производиться не будет, так как им грубо нарушены проектные решения. Он заключил договор на производство проектных работ и получил решения, которые предоставил штабу.

Ему предстояло прорубить траншею по всему периметру кровли рядом с парапетом глубиною до плит перекрытия, очистить от керамзита,  и на гидроизоляционную подкладку уложить мауэрлат. А далее  подкосами соединить второе мауэрлатовое кольцо со всеми стропилами, тем самым снять нагрузку от стропильной системы на парапет, чтобы под весом мощной шатровой крыши, ветровых и снеговых нагрузок не произошло разрушение «слабого» парапета. Устранение «косяков» затянулось до ноября месяца,  но учебному процессу  это уже не мешало. Подрядчик сам себя наказал.

За два дня до первого сентября, все силы учителей и родителей были брошены на уборку строительного мусора и пыли. Окна, снова стали прозрачными и оделись в чистые тюлевые шторы, а на подоконниках зазеленели цветы, создавая домашний уют. На стены снова закрепили все стенды с приказами, распоряжениями и школьным расписанием. Бетонные полы под мрамор в коридорах, также натерли до блеска. Даже не верилось, что еще месяц назад здесь был такой разор и разрушение.

Как-то обыденно прошло и второе посещение губернатором объекта после ремонта. Иван Александрович, остался доволен праздничной чистотой учебных классов, бытовых помещений и дворцовым блеском лаковых полов в спортзале. Даже спросил: 
- А на эти полы можно наступать?- когда с делегацией прошли вовнутрь спортивного зала, осматривая все  великолепие спортивной арены,  сказал:   
- Можем же хорошо делать и нужно все это беречь!
 Отбывая из школы, Белозерцев, поблагодарил всех с успешно выполненной задачей.

В этот же день в обновленной столовой, где вместо обеденных столов рядами были расставлены стулья, которых поместилось больше двухсот, в скромной и непринужденной обстановке прозвучали слова благодарности для тех, кто принял участие в спасении школы. Перед собравшими выступили: Тетеркина Елена Николаевна, Тихомиров Николай Николаевич, Еремкин Александр Иванович, Галкин Виктор Александрович, Воронков Александр Геннадиевич, Кривозубов Алексей Алексеевич и ваш покорный слуга.

Где я, от имени всех родителей Рамзая, предложил передать наш наказ губернатору о включении в Губернаторскую Областную Программу капитальный ремонт старой школы с целью создания Учебного центра для старших групп детсадовского возраста и обучения детей младших классов.

А далее, для всех присутствующих, со сцены этого импровизированного зрительного зала, который школе подарили строители  прозвучал  Праздничный концерт устроенный в их честь. Концерт завершился теплыми словами песни-романса в исполнении директора школы Елены Николаевны Тетеркиной, который до слез растрогал многих.

Так же празднично и трогательно школа встретила и провела «День знаний».
После линейки родители со своими чадами, как на демонстрации вместе вошли в здание школы, посмотреть, а что нам всем общими усилиями удалось сделать, спасая школу от ее закрытия. А ведь реально стоял вопрос автобусами возить учащихся по другим школам. Не прокатило. 

Я тоже поддался праздничному настрою и пошел за родителями, и вдруг меня неожиданно учительница с девятого класса попросила выступить перед классом, ученики которого уже  сидели за своими партами в костюмах и галстуках, но многих я узнал, когда они покрытые известковой пылью, помогали своим родителям в ремонте школы, поэтому я не стал сильно мудрствовать, и призвал учеников беречь труд учителей и их родителей.

Когда вышел из класса, то  случайно стал свидетелем трогательной сцены, с какими теплыми и родительскими словами на урок заводила учеников в свой класс  Елена Николаевна: 
-Дорогие, родные мои, проходите, не спешите, не толкайтесь -  все успеем, - и вспомнились и свои школьные годы, как-будто это было вчера… Продолжение в рассказе "Стал водопроводчиком"