из переписки с коллегой 228

Алексейалександр Герасимов
Те, кто говорят, что любят русскую культуру, язык, литературу, музыку, - но не любят российское государство, они либо лукавят, либо попросту не способны понять, что разделить русскую государственность (на разных ее этапах) и русскую культуру невозможно.

Русская культура по духу и по форме - имперская. Потому что создавалась в процессе формирования империи. Если представить, что вся эта огромная территория не была бы объединена в одно государство, и на ней существовало бы множество небольших государств, то у них бы, конечно, были бы какие-то культуры, но это было бы множество разных культур, и ни одна их них не была бы русской. И русского языка в том виде, в котором он есть, не существовало бы. Он таков, каков есть, именно по причине огромности пространств и множества разных племен, населяющих эти пространства

**

Когда некоторые представители некоторых народов пытаются, как им кажется, уязвить русских, называя их "не чистыми славянами", а "помесью угро-финнов с тюрками", они, на самом деле, говорят правду, и правду приятную.

Да, мы не чистые славяне. И в этом наша сила. Мы и свои земли никому не отдавали, и чужие земли делали своими. А эти так называемые "чистые" - вечно под кем-то

**

Я крестился в православие в 26-ть. В 25-ть меня чуть было не зарезали, на два ребра ниже сердца нож прошел, и я, очнувшись в реанимации, остро осознал свою смертность. И подумал, что умереть нехристем, это плохо, и крестился. В православие, потому что оно более традиционно для русских.

Батюшке, когда он спросил меня, зачем, я так и ответил. Он воспринял мой ответ скептически, сказал: "Думаете, что Бог некрещеных меньше любит? Нет, он всех любит одинаково..." - но все же покрестил.

Но сильного желания креститься я все-таки не ощущал. Крестился "для порядка". Нет, я лет с 20 осознал свою религиозность, и твердо верил в существование Создателя. Рассуждал так: если даже табуретка не может "сделаться сама", ее должен кто-то сконструировать и изготовить, то что уж говорить о Вселенной - от галактик до микробов и всяких протонов, нейтронов - все так сложно и организованно, и красиво, и гармонично, что просто непонятно, как кто-то может не верить в существование над нами Величайшего Художника и Инженера.

И да, я был монотеистом, уверен был, что Бог один, и он непостижим разумом, невидим простым зрением. А пантеоны антропоморфных божеств люди напридумывали, потому что людям так было проще.

И в существовании Иисуса Христа, как исторического персонажа, я не сомневался. И что возникновение и распространение христианства - это было благом для человечества, я был уверен: люди не перестали убивать, пытать, продавать других людей, но теперь хотя бы многие стали осознавать, что это плохо. До христианства злые дела считались нормой: напасть на чужаков, чтобы грабить, убивать, насиловать, обращать в рабство - этим занимались все племена и народы, и угрызения совести наших предков не терзали, они такими подвигами, наоборот, даже гордились.

Но все же были вопросы, на которые христианство мне не отвечало (и сейчас не отвечает, но пока я не готов всеми сомнениями делиться). А я человек, которому везде хочется обнаружить логику. Например, те религиозные системы, которые имеют концепции кармы и реинкарнации, кажутся мне очень логичными. Но буддизм для меня неприемлим, поскольку в нем отсутствует идея Бога, а индуизм из-за многобожия.

И вот с 26 лет до сего времени, то есть почти 25 лет, я терзался сомнениями. А некоторые мои взгляды можно даже назвать еретичными. Например, я не считаю буддизм, индуизм, и даже "Общество сознания Кришны" или ту же йогу замаскированным сатанизмом, каковыми их считают многие христианские богословы. Не считаю, что практика асан, мантр, мудр и тэпэ, это дьяволопоклонство. И я не считаю языческих божеств бесами. Просто сознание язычников не способно было принять идею невидимого и непостижимого Абсолюта. А водить в наше время хороводы вокруг врытого в землю столба, считая этот столб божеством, мне кажется нелепым. "Родноверы" очень милы в своей наивной любви к славянской старине, но у язычников нет той интеллектуальной базы, которую наработало христианство. У христиан - сотни тысяч богословских книг, произведений архитектуры и искусства на религиозную тему, а у родноверов что! Романы Марии Семеновой, вкопанные в землю столбы и видеоролики на Ютюбе с полусумасшедшими "жрецами", которые называются сложными именами типа Доброгустомысл или Братодреволюб.

Дилемма же моя заключалась вот в чем. С одной стороны, я думал, что если я ощущаю себя русским, то просто обязан исповедовать православие. Потому что только принятие православие спаяло множество славянских, финно-угорских, тюркских (а также, возможно, германских, семитских и балтийских) племен в русский народ. Но с другой стороны - как быть с вопросами, на которые православие ответов не дает? (И может, вообще не способно их дать).

И только совсем недавно эта дилемма перестала мучить меня. Вопросы, сомнения остались. Но они теперь совершенно не важны для меня.

Кого-то приводит в православие церковная музыка, чтение священных текстов, созерцание икон, а меня - русская православная архитектура. Именно православная и именно русская. Католические, лютеранские, даже греческие или грузинские храмы на меня производят чисто эстетическое впечатление, душевных струн они не затрагивают.

Только русские храмы заставляют что-то шевелиться в душе.

И не столько знаменитые шедевры, которые, конечно, прекрасны, а самые обычные храмы, скромных размеров и вида. Смотрю на фотоснимок какой-нибудь деревенской маленькой церковки и понимаю - это мой дом.

А еще меня привели к православию мои грешные дела и мысли. Которые я здесь не стану перечислять. Просто осознаю свою греховность и иду в храм, потому что не могу не идти. Лечиться иду.

И какие там несоответствия находят в священных текстах - не имеет для меня никакого значения. И что доказано наукой, а что не доказано - мне это все равно. И что невозможно ходить по воде - не думаю я больше об этом (а раньше думал). И в чем там виноваты некоторые (или даже многие) священники РПЦ - меня это теперь касается

**

Демократия уже и в Европе не работает. Потому что демократия возникла и была эффективной в древнегреческих полисах (а также в Новгородской и Псковской республиках, в среде казаков и викингов), где все друг друга знали и могли "спросить за косяки по понятиям". Теперь же в Европе демос выбирает власть, но избранная власть кладет хрен на избравший ее демос и работает в пользу элит. Ну и нафиг демосу такая демократия?! Демосу надо, чтобы мужики работали, бабы рожали, интеллигентная прослойка создавала бы культурные ценности, а армия и полиция их всех охраняла. А это можно осуществлять и при абсолютной монархии. При любом общественном строе. А свободы эти пресловутые нужны только кучке очкариков, мнения и желания которых можно и не учитывать

**

Я абсолютно согласен с теми издателями, которые считают, что язык - это инструмент, а не самоцель. "Где герои? Где история?" - вопрошают издатели, и правильно.

Более того, "хороший язык" меня нередко раздражает. Когда текст ни о чем. Тогда "хороший язык" кажется вычурной игрушкой в руках сноба. Или если текст попросту скучный - такие тексты обычно сочиняют интеллигентные заучки, вечные отличники, грамотеи-зануды. У них язык такой хороший и правильный, что на страницы хочется плюнуть

**

потому что русские всех победють