Левокумчанки - бойцы 18-го ОЗАД ПВО

Елена Бовина
В истории Великой Отечественной войны 1942 год является самым тяжёлым для Красной армии. Об этом свидетельствует, в том числе ПРИКАЗ О ПРИЗЫВЕ В ВОЙСКА ПВО ДЕВУШЕК-КОМСОМОЛОК № 0058 от 26 марта 1942 г., подписанный Народным Комиссаром Обороны СССР И. Сталиным.
 
По этому приказу к 10 апреля 1942 года должны быть мобилизованы 100 тысяч девушек-комсомолок для замены красноармейцев - в частности, в зенитной артиллерии следующих специальностей: прибористов, телефонистов, дальномерщиков, радистов, разведчиков-наблюдателей за воздухом, всего — 45 000 человек. Также во всех частях войск ПВО территории страны — санитаров и санинструкторов, писарей, поваров, частично шоферов и кладовщиков.

Замена должна была произведена не позднее чем через полтора месяца после призыва.
Командующему войсками ПВО было приказано в установленные сроки организовать боевую подготовку призываемых девушек-комсомолок и по окончании учебы произвести замену красноармейцев, которых направили на  укомплектование выводимых с фронта стрелковых дивизий.

В Левокумском районе повестки получили более 30 девушек 1920-1923 годов рождения, большинство со средним образованием. Поскольку средняя школа до войны была только в райцентре, учились в ней в основном жители села Левокумского и близлежащего села Правокумского. Из этих сёл и были призваны большинство девушек. Из других поселений района повестки получили по 1-3 комсомолки, из Левокумского и Правокумского - 8 и 7 человек.
 
Все они попали в одно воинское подразделение  – в 18-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион ПВО.

Сохранились воспоминания Сочилиной (в замужестве Тереховой) Валентины Терентьевны, санинструктора дивизиона, уроженки с. Левокумского. (Оригинал её письма находится в Невинномысском краеведческом музее.)  Вот как она описывает начало своей военной биографии:

«Я из села Левокумского, нас из района первых девчат призвали 35 человек, всё село вышло провожать, да и из других сёл тоже, все провожающие со слезами.
Когда провожали нас, никто не знал, куда попадут эти девчата, даже работники военкомата говорили, что «будете где-то в тылах». Приехали в часть ночью – станция Сентяновка Ворошиловградской области, утром смотрим – в 100 метрах батарея – 4 пушки, недалеко учетверённые пулемёты – такие «тылы».

Повели в баню, переодели всех – чудо. Бывшее в употреблении мужское бельё, зашитое, латанное, бывшее в употреблении обмундирование: гимнастёрки, брюки – всё латанное, портянки – новые, ботинки 42-43-44 размеры, хоть две ноги в один ботинок всовывай. Кто приехал в сапогах, разрешили носить сапоги, у кого были тёмные юбки, разрешили носить юбки. Обмотки плохо держались на женских ногах, идёшь в строю – разматывались. Всё нами принималось, как должное. Началась солдатская жизнь.

Курс молодого бойца проходили 2 недели. Гоняли нас наши младшие командиры – становись, разойдись, бегом, по-пластунски, и всё с песней и так по 10-12 часов в сутки. Ничего, никто не жаловался.
Облезли уши – в пилотках, телогрейки были тоже бывшие в употреблении,  большие; белые матерчатые пояса перетягивали тоненькие фигуры в телогрейках. Вот так чудесно выглядели наши кавказские «мадонны»…
1-го мая приняли присягу. И уже пошли на батареи, каждый на своё место. Началась учёба по специальности. <…>

Из Сентяновки нас перевели в г. Ворошиловск, ныне Коммунарск, Ворошиловградской области. Вот там, в конце июня наши девушки получили новое обмундирование – юбки, гимнастёрки, ботинки рабочие, меньше размером, и бельё, но только шитое из солдатской бязи … Стали немного похожи на женщин. <…>

10 июля 1942 г. началось  отступление наших войск на нашем фронте.
В Сентяновке наш дивизион охранял железнодорожную станцию, в Ворошиловске – железнодорожную станцию и металлургический завод. Из Ворошиловска ехали на Ворошиловград – Зверево,  вот в Зверево мы попали под бомбёжку, страшновато было, бросали бомбы и бросали пустые железные бочки с дырками, они (летят) с большой высоты и свистят жутче сирены, а это было впервые, и нервы надо было иметь крепкие.  Там у нас одна девушка из Арзгирского района – Гринёва (кажется так фамилия, не помню точно) сошла с ума, после уже в Махачкале мы её отвезли в госпиталь, и она, наверное, умерла, т.к. когда приехали её проведывать, так её не было, и больше ничего о ней не знаем. <…>

 Через Дон переправлялись около станицы Мелиховская. Страшная переправа – большое скопление войск, переправа паромная, паромы небольшие,  (становятся) 6 машин или 4 танка, в основном переправляли технику. <…> (Сначала) было 4 парома, на третий день осталось 2, потом один, немецкие самолёты всё время над головой и день, и ночь, почти всегда висят светящие ракеты. Бомбят, летят трассирующие пули. На этой переправе у нас были и убитые и раненые, там была работа нам - медикам.   
Переправились, раненых отправили в госпиталь. И вот наш путь пролёг Мечетинская – Невинномысск».

С городом Невинномысском связан самый героический эпизод боевого пути дивизиона. В 1981 году здесь был установлен памятник в честь обороны города от немецко-фашистских захватчиков воинами 18-го ОЗАД в августе 1942 года. А ещё раньше, в 1980 году были прикреплены таблички на домах в разных районах города, на которых написано, что здесь в августе 1942 г. обороняли ст. Невинномысскую 1-я, 2-я и 3-я батареи 18-го ОЗАД.
 
В книге «Войска ПВО страны в ВОВ 1941-1945», где отражены события каждого дня войны, под датой 5 августа – среда (1942 год) написано: «18 озад (Ростовский дивизионный район ПВО) под командованием майора Г.И. Белана вёл ожесточённый бой с танками и автоматчиками противника в районе железнодорожной ст. Невинномысская. За три дня боёв зенитчики уничтожили четыре танка противника, четыре танка подбили, сбили самолёт ФВ-190, рассеяли и частично уничтожили до роты пехоты» [1, С. 136.].
Героическая оборона г. Невинномысска бойцами 18 ОЗАД позволила выиграть время и дала возможность железнодорожникам отправить в тыл скопившиеся на его станции поезда с ранеными, детдомовскими детьми, эвакуированным заводским оборудованием, военные грузы.

Об этом бое вспоминает Мария Васильевна Панина (Гринько), приборист 1-й батареи 18 ОЗАД: «Батарея была разбита, осталось одно орудие, командир батареи старший лейтенант Филипп Иванович Козенюк был тяжело ранен, два орудийных расчёта погибли. Был получен приказ – сняться с позиций. Уцелевшее орудие и раненых погрузили на машины и двинулись на Пятигорск, где сдали раненых в госпиталь. Дальнейшее продвижение пошло на город Махачкала, в г. Каспийске получили новую технику, там же охраняли нефтеперерабатывающий завод».

 Мария Васильевна, уроженка с. Величаевского, после войны работала в Левокумском райкоме КПСС. В настоящее время проживает в с. Левокумском. Она оказала неоценимую помощь в сборе материалов о 18 ОЗАД. Мария Васильевна не только назвала имена и фамилии своих боевых подруг-землячек, из каких они призывались поселений, но и сообщила их военную специальность и номера батарей, на которых они служили. Благодаря ей удалось собрать галерею портретов 18-ти бойцов дивизиона, уроженцев Левокумского района, а имя одного из ветеранов – Анны Павловны Жуковой – просто вернулось из безвестности. (По селу Правокумскому её фамилия в списках ветеранов ВОВ не числилась, но благодаря информации, предоставленной М.В. Паниной, удалось найти родственников А.П. Жуковой, которые рассказали её послевоенную биографию и предоставили в музей на сканирование послевоенную семейную фотографию.)

Бойцы 18 ОЗАД, призванные Левокумским РВК (по воспоминаниям М. В. Паниной):

1. Атаманенко (в зам. Алексенко) Вера Николаевна (с. Левокумское), радист, 2-я батарея
2. Гринько (в зам. Панина) Мария Васильевна (с. Величаевское - с.Левокумское), приборист, 1-я батарея
3. Дорохина (в зам. Чудинова) Александра Анисимовна (с. Левокумское), дальномерщик, командир отделения, 2-я батарея
4. Евдокимова (в зам. Степанова) Вера Антоновна (с. Левокумское –
 г. Моздок), разведчик, пост ВНОС (пост воздушного наблюдения, оповещения и связи), 1-я батарея
5. Жукова (в зам. Шахова)Анна Павловна (с. Правокумское), радист 1 класса - работала на ключе, передавала сообщения азбукой Морзе, 2-я батарея
6. Заворотынская Евгения Васильевна (в семье и на фронте её называли Зиной) (с. Величаевское –  г. Москва), приборист, 3-я батарея
7. Звягина (в зам. Козина) Татьяна Николаевна (с. Правокумское -
г. Владивосток – г. Куйбышев), связист (радист), 1-я батарея
8. Золотарёва Анна Прокофьевна (с. Левокумское), разведчик, 2-я батарея
9. Иванова Надежда Васильевна (с. Урожайное), пулемётчик, 1-я батарея (была 3 месяца, переведена в другой дивизион)
10. Качалкина Дарья Гавриловна (с. Левокумское), приборист, 1-я батарея
11. Ковалёва (в зам. Сорокина) Лидия Павловна (с. Бургун-Маджары –
п. Кумская Долина), связист, (была недолго, после ранения в 1942 г. попала в другой дивизион)
12. Митрофанова (в зам. Колесникова) Анна Ивановна (с. Левокумское), связист, 3-я батарея
13. Лисовцова Вера Ивановна (с. Величаевское – г. Майкоп), приборист, потом  технический работник обеспечения дивизиона – выдавала горючее, снаряды, продукты
14. Пухова Мария Сергеевна (с. Правокумское – г. Кисловодск), связист, 1-я батарея
15. Румык (в зам. Пачева) Татьяна Игнатьевна (с. Правокумское – с. Левокумское), разведчик, пост ВНОС - оповещала по рации о вражеских самолётах за несколько км. от батареи
16. Светличная (в зам. Сауткина) Анна Александровна (с. Урожайное), разведчик, пост ВНОС
17. Сочилина (в зам. Терехова) Валентина Терентьевна (с. Левокумское - Константиновка (Украина) – г. Кисловодск), дивизион, медсестра
18. Шлюпко Александра Васильевна (с. Левокумское –
г. Будённовск) шофёр, 1-я батарея

Сведения М.В. Паниной были подтверждены найденным на сайте Министерства обороны РФ «Подвиг народа» актом вручения награждённым медалей «За оборону Кавказа» от 05.05.1945 г., подписанным командиром 18 ОЗАД капитаном А.Д. Коренным [2].
 
О махачкалинском периоде в жизни дивизиона вспоминает приборист 1-й батареи Дарья Гавриловна Качалкина: «батарея стояла на 3-й категории, и не хватало питания» [3, с. 14].
   
После Сталинградской битвы со всеми войсками двинулись вперёд. Боевой путь проходил по Северному Кавказу, через Ростов, Украину, Польшу, Румынию…

Бой в г. Батайске (Ростовская обл.) тоже вошёл в анналы истории ВОВ: «25 марта – четверг (1943 г.). Авиация противника совершила массированный налёт на железнодорожный узел Батайск. В налёте участвовало 116 бомбардировщиков под прикрытием 41 истребителя. <…> Отличились 2-я и 3-я батареи 18 озад. <…> Зенитчики сбили 8 самолётов противника» [1, с. 200.].

 М.В. Панина рассказывает: «Во время войны задача зенитчиков была не только сбить самолёт, важно было заставить его сбросить свой смертоносный груз в стороне от охраняемого объекта - города, завода или железнодорожной станции. Часто бомбы сбрасывались прямо над батареей: «После первой бомбёжки неделю ничего не слышала». Это тяжёлое наследие войны – повреждение внутренних слуховых органов – так и осталось с нею на всю жизнь. «Это всем остальным команда: «Воздух», а нам – «К бою»! Все стараются укрыться при авиа налёте, а мы сидим и работаем! Бомба приближается к земле со страшным, всёвозрастающим гулом, а «юнкерсы» ещё и сирену включали – страшнейшая нагрузка на психику! А мы только головы пригибаем и работаем! Техника вся в земле – первым делом солдаты закапывали материальную часть, потом рыли ходы сообщения и в последнюю очередь – землянки. Земли много покидали за время войны – тонны!»

Встретили Победу зенитчики в г. Лабанд (Германия). М.В. Панина вспоминает, что началась пальба, крики, смех и …слёзы. «Я никогда не видела, чтобы мужчины так плакали. У меня мама умерла перед войной, и отец плакал, но не так!»

О вере в победу нашего народа красноречиво говорит фотография бойцов 2-й батареи 18 ОЗАД, сделанная в апреле 1943 г. в городе Батайске. На ней сверху размещён шаблон с надписью «Память участнику отечественной войны 1941 – 194…», т.е., советские солдаты верили, что в сорок каком-то году война закончится - конечно, нашей победой! Выражения «Отечественная война», «Великая Отечественная война» встречаются на каждой второй фотографии бойцов 18 ОЗАД, значит, это поистине народное название, таковым было осознание нашими воинами сути этой войны.

Последнее место службы девушек – город Бреслау (Германия), в настоящее время Вроцлав (Польша). Дивизион охранял военный завод, где проводился демонтаж оборудования для отправки в Советский Союз.

М.В. Панина до сих пор сокрушается, что сбитых самолётов на счету дивизиона – 99. «Одного нам не хватило, чтобы называться гвардейцами!»

После начала демобилизации командир шутливо объявил девушкам-бойцам, что теперь можно влюбляться. И там же, в Германии поженились Валентина Сочилина и Николай Терехов – шофёр санитарной машины, что возил всю войну глав. врача дивизиона и её.

Послевоенная жизнь девушек-бойцов 18 ОЗАД доказывает, что выражения «фронтовая дружбы» и «фронтовое братство» - не пустые слова. Ветераны 18 ОЗАД на протяжении всей жизни встречались в с. Левокумском, г. Будённовске, с. Арзгире, г Черкассах (Украина), г. Рыбнице, г. Невинномысске, обменивались письмами, открытками и телеграммами. В Левокумском музее хранятся поздравительные открытки, присланные Дорохиной (Чудиновой) Александре Анисимовне её боевыми подругами, в них столько любви и тепла: «Дорогая Саша, передай мои поздравления всем нашим девчатам и пожелай от моего имени им счастья и здоровья», «Саша, милая! Поздравляю тебя со светлым Днём радости – Днём Победы! <…> Через год стукнет 40 лет, как мы расстались, все разлетелись в разные стороны. А кажется, что недавно пережили мы всё это, правда?», «Здравствуй, Сашенька! Поздравляю тебя с праздником весны, днём 1-го мая и днём Победы! Желаю от всей души тебе хорошего здоровья, долгих красивых лет жизни, большого личного счастья. И в кругу боевых друзей выпить чарочку не грех. И вспомнить товарищей, тех, кого нет в живых, отдавших свою жизнь за счастье нас, живых».

Использованные источники и литература
1. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945: Краткая хроника. М.: Воениздат, 1981.
2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 44677. Ед. хр. 412.
3. ЛИКМ. КП(6) ОФ № 2450. Альбом № 62 «Женщины Левокумья – участницы войны».

На фотографии г. Красный Сулин 13.07.1943 г. Стоит справа А.А. Дорохина, сидит слева А.П. Жукова.

М.В. Панина умерла 22 августа 2022 г. на 101-м году жизни, похоронена в с.  Левокумском.