Авиакатастрофы. Часть 3

Лев Неронов
 
                ОБЛЕДЕНЕНИЕ


Штат Вашингтон. Аэропорт.
Боинг долго взлёта ждёт.
Ждут перелёта пассажиры,
Их в салоне 74.
                Минус 4, и притом
                Метель балует за бортом!
                Вот, наконец, приказ на взлёт, -
                Движенье начал самолёт.
Уж скоро полоса кончается,
А самолёт не отрывается!
Вот, оторвался, наконец,
Но скорости полёта нет!
                Совсем немного пролетел,
                На лёд реки замёрзшей сел,
                За что-то зацепились шасси
                И развалился на три части!
Пассажиры, экипаж на дно,
И пятерым лишь повезло.
В ледяной воде купаются,
За обломки зацепляются.
                Спешно прибыл вертолёт,
                Верёвку опустил на лёд.
                Верёвкой двое обвязались,
                Обоих на борт их подняли.
А чтоб спасти еще троих,
Пришлось купаться ради них!
20 минут в воде пробыли,
Но спасены, остались живы.
                Мертвецов со дна достали,
                И самописцы разыскали.
                Самописец речевой
                Был свидетель деловой:

Лётчики взлёта ожидали
И всё, как было рассказали:
- Снег с крыльев чистили небрежно,
Такого я не видел прежде!
                - Халтура и с антиобледенителем,
                Это же просто возмутительно!
                Кстати, выключен он и у нас,
                А мы стоим тут целый час!
- Снег бы чистить снова надо,
Чего стоим, как при параде!      
- Поздно! Диспетчер дал команду «Взлёт!», -
Давай, поехали, вперёд!
                - Трясёт то как, и тихо едем,
                - Так с полосы до взлёта съедем!
                Включай мотор на полный газ,
                А то завалимся сейчас!
Нос задери у самолёта, -
Не поднимаемся мы что-то!
- Ну, всё! Наверно, в самом деле,
Крылья совсем обледенели! ….

                А надо было не спешить,
                Взлёт не медля отложить,
                Снег очистить с крыльев тщательно,
                Весь лёд расплавить обязательно,
Включить антиобледенители,
И всё бы было восхитительно!
Ведь, понимали, что не так,
Но, пропустили тот пустяк,
                Что уже не надо ждать,
                А срочно меры принимать!
                Позёмку видели обильную, -
                Снег залепил поверхность крыльев,
И тряска от того была:
Плохое Обтекание Крыла!
Подъёмной силы было мало,
Тяги для взлёта не хватало,
                Путь взлётный растянулся,
                Но к прошлому уж не вернуться!!!

После этой катастрофы
Указ издали для пилотов,
Расписали им всю «канитель», -
Какие действия в метель,
                Что до полёта и в полёте
                Должно быть лётчикам заботой!


                ОПЯТЬ ОБЛЕДЕНЕНИЕ


«ATR» - для местных линий
Самолёт  необходимый.
Производится во Франции,
С Италией в кооперации.
                Летает он в Европе, в США,
                И популярен там весьма.
                Слава  водится за ним,
                Что летом он незаменим,
А вот, когда сосульки тают,
Лёд на крылья налипает,
А это сущая беда
Для обтекания крыла.
                Нос задирается в полёте,
                Тряска бьёт на самолёте,
                Скорость, высота теряются
                И самолёт не управляется.
«Сваливание» наступает
И самолёт не выживает. 
Проблема в том у самолёта, -
Он изначально не высотный,
                Летает низко, облака –
                Его опасность и беда!
                Вот пример весьма наглядный:
                Снег падал липкий, беспощадный.
«ATR» посадки ждал
По  кругу долго он летал.
Но анти обледенение 
Не обеспечило спасение.
                Пилот не справился с рулями,
                Рули как будто  отказали.
                Случай этот не единый,
                Беду убрать необходимо,
Был испытательный полёт:
Летел с водою самолёт,
Он воду в небе распылял,
Так облака он создавал.
                Температура испытания -
                «Нулевая», - по заданию.
                И «ATR» «купался» в облаках,
                Обклеен датчиками на крылах.
На крыле накладки из резины
Ими лёд ломать необходимо,
Накладки эти надуваются
Лёд на носке крыла ломается.
                Тогда решили  знатоки,
                Что накладки коротки.
                Лёд возникает за накладками
                Там нарастает он с осадками.
Накладки были доработаны
На всех летавших самолётах.
Конечно, это помогает,
Но «ATR» не высоко летает.
                И облака страшны в полёте,
                Лёд быть не должен и при взлёте.
       
В Тюмени был такой же самолёт,
Обледеневший он ушел в полёт...