Художник нервничает.
Конечно, деньги не самое последнее изобретение человечества. Да и слава, почет, уважение – слова не пустые. Иной раз нет-нет, да и мелькнет чертова мыслишка: «Лучший портретист столицы!»
Каково?
Самолюбие взбрыкивает. Омерзительно.
Он гадливо подергивает плечом. Так не хочется походить на некоторых из тех, кого ему приходится писать.
Они же щедро платят. Хвалят. Делают вид…
А многие даже не замечают злой иронии, которую незаметно, лишь в некоторых чертах, чуть-чуть, слегка, позволяет себе гений.
А он чует тайны. И делает их видимыми.
Теперь задачка сложнее. И не откажешься.
А человек какой-то…
Просто никакой. Неуловимый. Вот, вроде бы весь он тут – сидит, покуривает. А писать начнешь – с лица меняется. Маску словно надевает. И все! Нет человека. Есть только мундир парадный.
В первом случае такой портрет и вышел – мундир с головой. Хоть бы собачку какую добавить, глядишь ожила бы картина. Как с великим князем Павлом Александровичем получилось.
Художник улыбнулся, вспоминая парадный портрет великого князя, где лошадь вышла куда более живой и непосредственной, чем герой картины. В мундире, опять же…
Но, нету тут собачки. И задумано - не парадный портрет писать, а человеческий - жене подарок. Да только как, коли он душу не показывает, прячет что ли?
Художник поднялся по крутой лесенке в комнату, где работал над портретом. Герой картины уже ждал его, мягко прохаживаясь от окна к мольберту. Приветливо обернулся, поздоровался. Мастер впился в него глазами.
Непринужденно поддерживает беседу. Говорит тихо. Жестикулирует вяло. Улыбается. Искорки в глазах. Пустота.
Ну, где же ты, человече?!
Нервно бегут минуты сеанса. Бесплодно утекают. Нет. Ничего. Простота и воспитанность. Может еще доброжелательность… фальш! Не живое! Все, конец…
. «К сожалению, Ваше Величество, не выходит. Так иногда случается. Сегодня у нас сеанс последний». - Словно ледяную глыбу выдавил из себя художник. Боже, как тяжело! Таких поражений он еще не знавал. Вздохнул.
А тот, что напротив вдруг досадливо поморщился. Потом круто повернулся, присел к столу, замком сложив руки перед собой, и грустно взглянул на художника, в мгновение, выплеснув то, что так долго пряталось за дутым величием, прекрасными манерами и почти естественной простотой. То, чего ждал и искал мастер в нем..
«Бог мой ! – Прошептал художник. – Вот оно…Это не император! Это коллежеский регистратор*, и службу свою он не любит. Лямку тянет».
***
Портрет был написан.
Лучший портрет последнего русского императора.
Великий художник Валентин Серов еще в девятисотом году сумел показать всю глубину трагедии бесталанного человека. Страшную драму великой страны…
____________________
коллежеский регистратор* - чиновник, имеющий низший чин по табели о рангах.