О кинофильме танки

Вячеслав Гольдберг
О кинофильме "ТАНКИ" 

23 февраля 2019 г. я посмотрел в инернете кинофильм «Танки».

Съемочная группа
Продюсеры  Дмитрий Щербанов, Олег Антипов
Композитор  Михаил Костылев
Оператор  Дмитрий Трифонов
Сценарист  Андрей Назаров
Художник  Александр Суворов
Режиссер  Ким Дружинин
Актеры: Андрей Мерзликин, Аглая Тарасова, Александр Тютин, Сергей Стукалов, Антон Филипенко, и др.

_   Эта кинокартина приурочена к 120;-летию со дня рождения выдающегося конструктора Михаила Ильича Кошкина и посвящена создателям танка Т-34.
Действие фильма разворачивается в 1939 году, прямо накануне Второй мировой войны. В это время инженер Михаил Кошкин разрабатывает прототип легендарного в будущем танка Т-34. Однако, чтобы его детище запустили в серийное производство, ему и еще нескольким его коллег приходится пойти на довольно опасную авантюру. На двух засекреченных боевых машинах они отправляются в пробег через полстраны, чтобы показать товарищу Сталину возможности их нового танка. Однако борьба с бездорожьем становится не самой главной проблемой героев фильма...

_   Прочитать подробный сюжет и посмотреть фильм полностью можно по ссылке: . https://www.ivi.tv/watch/192675/description
Съемки фильма проходили в Подмосковье и в Санкт-Петербурге летом-осенью 2017 года. Заключительная часть фильма была снята на Красной площади.

_  «Важно, чтобы о таких людях не забывали, - говорит режиссёр Ким Дружинин, - Поэтому мы делаем кино приключенческим и рассчитываем в первую очередь на молодежную аудиторию. Для большей зрелищности мы перенесли время действия реальной истории из конца зимы в лето и внесли немного художественного вымысла в те события. По сценарию, за секретными танками на протяжении всего пробега постоянно кто-то гонится. Будут взрывы, драки, перестрелки, шпионы, и, конечно, любовь!».

_  Фильм лёг в основу одноименной книги генерального продюсера фильма Дмитрия Щербанова и сопродюсера Олега Антипова
«ТАНКИ».(год_издания: 2018 ISBN: 978-5-17-107908-6 Р).
В этой книге вы сможете полностью прочитать не только вымышленную киноисторию, но и узнать, как все было в действительности. Как создавался Т-34, на какие жертвы шли его создатели. Здесь представлен портрет предвоенного поколения, когда люди общее благо ставили выше своих личных интересов во имя Родины.

_   Однако, в погоне за приключениями и зрелищностью авторы фильма и книги значительно исказили реальные факты и события, тем самым оболгали реальных участников тех событий.  Продюсеры сознательно скрыли, кто  автор сценария фильма.

_   Подробную реальную историю создания танка Т-34 (в т. ч. и реально про Пробег Харьков—Москва и кремлёвский показ) – см. в Википедии по ссылке https://ru.wikipedia.org/wiki/-34
«Пробег Харьков-Москва и кремлёвский показ».
Утром 5 марта (по другим данным, в ночь с 5-го на 6-е) колонна из двух А-34 и двух тягачей «Ворошиловец», один из которых был оборудован под жильё, а другой – до отказа забит запчастями, двинулась в Москву. Из соображений секретности маршрут пробега был проложен в обход крупных населённых пунктов и основных дорог. Мостами через реки разрешалось пользоваться только в случае невозможности перейти реку по льду и в ночное время. График пробега учитывал не только время движения и отдыха, но также и расписание поездов на пересекаемых железнодорожных линиях, и прогноз погоды на маршруте. Средняя скорость движения колонны не должна была превышать 30 км/ч.
Во время движения по снежной целине недалеко от Белгорода у одного из танков был «сорван» главный фрикцион. В ряде публикаций это приписывают отсутствию опыта у одного из водителей, что представляется маловероятным, так как танки вели лучшие водители-испытатели завода, накатавшие на них не одну сотню километров. Ю. Е. Максарев в своих воспоминаниях даёт другую трактовку этого факта. По его словам, «представитель ГАБТУ, сев за рычаги, заставлял машину разворачиваться в снегу на полной скорости и вывел из строя главный фрикцион». М. И. Кошкин решил продолжать движение с одним танком, а к вышедшему из строя вызвали с завода ремонтную бригаду.
В Серпухове колонну встретил замнаркома среднего машиностроения (в 1939 году все танковые заводы были переданы из Наркомоборонпрома в Наркомсредмаш) А. А. Горегляд. Исправный танк прибыл в Москву, а точнее на завод № 37, находившийся в тогда ещё подмосковном Черкизове. В эти дни М. И. Кошкину стало плохо, поднялась температура – во время пробега он серьёзно простудился.
В ночь на 17 марта обе «тридцатьчетвёрки» прибыли на Ивановскую площадь Кремля. Кроме М. И. Кошкина в Кремль допустили только двоих сотрудников завода № 183. Танк № 1 вёл Н. Ф. Носик, а № 2 – И. Г. Битенский (по другим данным – В. Дюканов). Рядом с ними на месте стрелка располагались сотрудники НКВД.
Утром к танкам подошла большая группа партийных и государственных деятелей – И. В. Сталин, В. М. Молотов, М. И. Калинин, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов и другие. Начальник ГАБТУ Д. Г. Павлов отдал рапорт, затем слово взял М. И. Кошкин. После доклада и осмотра танки разъехались: один – к Спасским, другой – к Троицким воротам. Не доезжая до ворот, они круто развернулись и понеслись навстречу друг другу, эффектно высекая искры из брусчатки. Проделав несколько кругов с поворотами в разные стороны, танки по команде остановились на прежнем месте. Новые машины понравились вождю, и он распорядился, чтобы заводу № 183 была оказана необходимая помощь по устранению имевшихся у А-34 недостатков, на которые ему настойчиво указывали зам.наркома обороны Г.И. Кулик и Д.Г. Павлов. Причём последний сказал Сталину: «Мы дорого заплатим за выпуск недостаточно боеспособных машин».
После кремлёвского показа танки направились на НИБТПолигон в Кубинку, где были проведены их испытания обстрелом из 45-мм пушки. Затем боевые машины пошли дальше по маршруту Минск – Киев – Харьков».

_  Некоторые дополнительные  подробности об участниках того прогона и показа танков Т-34 можно прочитать по еще одной ссылке: http://historyntagil.ru/books/11_28_14.htm     Собрали и опубликовали  эти подробности школьники небольшого уральского города Нижний Тагил.  В этот город в начале Великой Отечественной Войны был эвакуирован из Харькова танковый завод № 183  (со всем оборудованием, работниками, конструкторами).Там этот завод был очень быстро  развернут на базе УВЗ (Уралвагонзавода) и производил тысячи танков Т-34.

_  Также  О танке Т-34, и товарище Сталине   (Из статьи  "ЖЕСТОКАЯ ПРАВДА ИСТОРИИ: "ТАНК Т-34 И СТАЛИН")  см. по ссылке: https://timemechanic.livejournal.com/291376.html

_  «История с Т-34, это как раз пример дальновидности её создателей, заложивших огромный задел для будущих модернизаций, без существенных затрат, на основной базе танка. А также, пример мудрости и экономического расчета главы страны, выбирающего между хорошим и «лучшим» (что иногда враг хорошему). И не дававшего конструкторам «отвлекаться» на перспективные, но разорительный в тот момент для страны образцы. Вот об этом и говорил Сталин конструктору Морозову А.А.: «Вы создали неплохую машину (Т-43). Но в настоящее время у нашей армии уже есть хороший танк Т-34. Сейчас задача состоит в том, чтобы повысить его боевые качества, увеличивать выпуск. Пока завод и КБ не выполнят этих требований действующей армии, нужно запретить отвлекать конструкторов на новые разработки». Потом сделаете свой замечательный танк. А сейчас фронту нужен Т-34.

_  Подобные решения принимались и после войны, с копированием американской очередной «летающей крепости» В-29. Когда Туполев заявил, что у него готов проект своего двухкилевого бомбардировщика большой дальности, «семинарист-недоучка» приказал просто скопировать уже летающий В-29. Это давало выигрыш во времени в гонке на выживание с Америкой. А уж потом как-нибудь разберёмся с «авторскими правами» и своими новыми самолётами. Так достаточно быстро появился ТУ-4, а конструкторы Туполева занялись проектированием уже реактивных машин. Или история о том, как Королёв на приёме у Сталина пытался помечтать о полетах на Марс. Но «недалёкий Вождь» не оценил мечты Великого Конструктора и запретил ему даже думать о космонавтике и космических кораблях!

_  Когда разные авторы пытаются на таких примерах показать, мягко говоря «недальновидность» тирана, душившего полёт мысли наших конструкторов новой техники (танков, самолётов, ракет), то не мешало бы им параллельно давать комментарии о том, в каком экономическом состоянии находилась в этот момент страна. И что было бы со страной, если бы вместо работы с ракетой под «бомбу», Королёв возился бы с полётом на Марс. Дали бы американцы нашим конструкторам время на этот «полет мысли»? ».

P.S.:
Я написал про это в т.ч. и потому, что один из активных участников тех событий, упоминаемый в статье выше - мой близкий родственник, а именно - муж моей тёти Раи и отец моих двоюродных - братьев и сестры - Исаак Григорьевич Битенский - один из тех водителей-испытателей танков Т-34, которые участвовали в том прогоне таков из Харькова в Москву и обратно, и в успешном показе этих танков 17 марта 1940 г. в Москве: Сталину и членам правительственной комиссии.
Исаак Григорьевич Битенский проработал много лет (на ХПЗ, на Харьковско танковом заоде № 183, и на Нижнетагильком танковом заводе), и не только водителем-испытателем танков, но и начальником участка сборки танков.