Надлом. Часть 4. Глава 5

Любовь Голосуева
Дед Костя.

Друзья часто собирались у Виталика. Мужчины пили пиво, играли в карты. Больше всего любили играть в лото, к ним присоединялись женщины, Зоя первый раз узнала про игру в лото. Играть в лото любили почти все жители улицы Каштановой. По выходным собирались у кого-нибудь перед домом на лавочке. Только слышно:
- Барабанные палочки! – выкрикивал ведущий.
- У меня.
- Сорок восемь – половинку просим!
- Есть, есть.
- Свиньи спят!
- У меня.
- Колхознице - колхозное, - шутил Виктор.
- Какие свиньи? Зоя, у вас медведи по улицам гуляют?  - спросила Любаша.
- Гуляют, в обнимку с мужиками пьяными.
Ребята подшучивали над Зоей - деревенская, а Сибирь - глушь беспросветная. Она не обижалась на них. Что бы понимали! Красивее Сибири нет края! Она гордилась крестьянским  происхождением. У них все по-настоящему, размеренно, спокойно и люди добрые, а здесь нервные, неприветливые,  все куда-то торопятся, суетятся.

- Старый дед - девяносто лет.
- Это про Леху. Четвертак разменял, а ходит холостой.
Женитьба Алексея для ребят была излюбленной темой. Он приезжал почти каждый день на Каштанку, иногда оставался ночевать в бабулькином  доме.  Домой обычно возвращался на автобусе. По пути к автобусной остановке провожал Зою. Иногда они стояли возле дома тети Нюши, он много рассказывал о военных самолетах, стараясь угадать по звуку летящего самолета. Миг-27 или Су-17М4? Зое ничего не говорили эти названия, но рассказывал Алексей захватывающе. Военный городок был расположен за частным сектором, где находилась улица Каштановая. Поднимаясь с аэродрома, самолеты оставляли за собой белый шлейф, который превращался в тонкую линию светящейся точкой в небе.

Однажды, рассматривая линию летящего самолета, они смотрели ввысь. Алексей поцеловал Зою и у них одновременно слетели шапки с головы. Нагнувшись за шапками, они вдобавок стукнулись лбами. Было смешно, Зоя ничего не сказала Алексею. Что она почувствовала в это мгновение? Пустоту в душе. Ни одна клеточка не отозвалась на поцелуй парня, однако, неприязни тоже не было. «Я предала свою любовь, - сердилась Зоя на себя, - почему промолчала?».

- С Алексеем стояли? – спросила баба Нюша, вошедшую Зою. - Он хороший парень. Не отталкивай его. И дом у него свой есть. Брат Виктор, живет в нем. Алексей жил с Матреной, она любила старшего внука, перед смертью наказала, что дом Алексею завещает.
Не знала, что ответить хозяйке Зоя. У нее есть любимый Гришенька, которого она будет любить всю жизнь.

Тетя Нюша дождалась, когда Алексей приедет к брату.
 - Поди сюда, - позвала Алексея на лавочку. - Видала, что ты Никину сестру провожаешь.
- Ходим по пути с ней.
- Смотри, не упусти. Хорошая дивчина, Матрена была бы рада за вас.
- Присмотрюсь, обязательно присмотрюсь, тетя Нюся.
- Дом, зачем Виктору отдал? Мы всей улицей подтвердим, что тебе бабушка завещала его.
- Пусть живут молодые.
- Ну, смотри! Если что, подтвердим. Скучаешь по дому? Вижу каждый день приезжаешь.
- По Каштанке скучаю, все друзья тут остались.

- Ну, здравствуй, здравствуй, Алеша! - шел навстречу дед Костя. -  Когда на рыбалку поедем?
- Хоть завтра.
- Завтра, так завтра. Скоро лодку буду забирать с реки домой. Приезжай утром часов в шесть.
- Батя, дай отоспаться солдату.
- Нормально, Виталик. Я в армии отоспался на год вперед.
- Да ты че!? Батя, а помнишь, как вы с Лехой белужонка поймали?
- Как не помнить! Такое счастье не каждому рыбаку выпадает. Откуда он взялся на реке? Непонятно. Проходные рыбы живут в море, только на нерест заходят в реку. Единичные  мальки могут задержаться в реке до пяти или шестилетнего возраста, а этому белужонку лет 12-13 было.
- Килограмм тридцать было в ней?
- Примерно около тридцати было.
Алексей помалкивал. В армии Алексей любил рассказывать о рыбалке. Солдаты летной части наизусть знали его рыбацкие приключения. В последнем его рассказе белужонок весил 35 кг, длиной больше двух метров. С длиной чистую правду сказал, есть факт – фотография.

Константина Ефимовича на Каштановой давно звали дедом. Работал он  в кузнице молотобойцем, на пенсию ушел по болезни. Забитые гарью легкие не давали спать по ночам, задыхался от сильного кашля. Встанет рань-раньскую, ни свет ни заря, и на рыбалку бежит, спасаясь от своенравной ворчливой жены.

Высокая, жилистая Полина была моложе мужа на десять лет. Смолоду не мог Костя угодить ей. Все не так, да не этак делает. Работала она поваром в больнице. За день натаскается тяжелых кастрюль с варевом, еле ноги домой несет. А как  бросить работу с приварком?  Носила домой, крадючи,  продуты с кухни, тем и выживали. Зарплата небольшая, а деду Косте пенсию назначили, на один табак только и хватало. Хорошо хоть, что стал некурящим и трезвенником. Врачи припугнули, если не бросит курить, хана придет.
Сначала дед Костя ловил рыбу для семьи на пропитание, излишки раздавал соседям. Потом так втянулся, что купил лодку, снасти и кормил всю улицу свежей рыбой, получая при этом неплохую прибавку к пенсии.

Летом брал с собой на речку ребятишек не только своих, но и соседских. Свои сыновья, Виталик  с Валерой, плохими помощниками были, больше купались, утром не разбудить, а Алексею и подсказывать не нужно. Пока дед Костя  снасти готовит, Алексей хворосту натаскает, костер разожжет. Для Алексея эти два-три дня, проведенные в шалаше, были в радость. С гордостью каждый раз приносил домой свежую рыбу, а бабулька не знает, чем угостить помощника. Старается сунуть ему пряник в карман, чтобы не видели другие внуки. Алексей не очень любил сладости, отдавал сестренкам гостинец, а когда появился у него фотоаппарат, она и деньги давала на пленки и реактивы. 

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/20/1272