Война под водой на киноэкранах

Александр Щербаков 5
Вчера, накануне святого для меня праздника, Дня подводника, который отмечается 19 марта, я посмотрел новый фильм, который почему-то прошел мимо меня. До этого я видел немало кинофильмов, вышедших на экраны, снятых и нашими кинематографистами, и американскими, и немецкими, и японскими. Меня больше интересовали фильмы, посвященные борьбе под водой во время Второй мировой войны, хотя я видел и фильмы, посвященные противостоянию наших и американских подводников в последние годы, когда её вели атомные подводные лодки.  Мне захотелось поделиться своим мнением о последнем фильме, «Пуск торпеды»,  снятым американцами в 1958 году, и сравнить с советским фильмом «Командир счастливой Щуки», который увидели советские зрители в 1972 году.

Сюжеты этих фильмов удивительно схожи. Только наши подводники стремятся потопить  огромный немецкий транспорт, который доставляет в один из норвежских портов пополнение для вермахта,  наступающее  на советское Заполярье, а американцы охотятся за японским авианосцем, флагманом эскадры, которая совершила налет на Перл-Харбор 8 декабря 1941 года. Как вы помните, после этого нападения США вступили во Вторую мировую войну, которая к этому времени продолжалась больше 2-х лет. Но когда война была объявлена, вся экономическая мощь США была брошена на производство вооружений, особенно авианосцев, крупных кораблей и подводных лодок.

События в американском фильме происходят в 1942 году, когда американцы только боролись за инициативу на Тихом океане.  Командир подводной лодки Барни и его закадычный друг и старший помощник Слоун получают приказ атаковать японский авианосец «Шинару» ( в реале такого авианосца не существовало), который идет из Филиппин в Токийский залив.  Его сопровождают 2 эсминца (на самом деле авианосцы окружала целая эскадра крейсеров и эсминцев) и транспортное судно, на котором перевозят в Японию захваченных на Филиппинах американцев, в числе которых жена и маленькая дочь командира лодки.  Шведский Красный Крест направил в штаб американского флота на Гавайях список американцев  на транспортном судне, в числе которых жена и дочь Барни. Но как это бывает в американских фильмах, командир решает атаковать авианосец, несмотря на опасность для транспорта.  Но он не попадает в авианосец, а на дно идет транспорт.  Горе командира, который видит в перископ барахтающихся в воде людей, но не может всплыть и оказать помощь,  потому что рядом два эсминца японцев, сыграно очень натурально.

Потом американская лодка проникает внутрь акватории Токийского залива, где спрятался японский авианосец за боновыми заграждениями и сеткой. Тоже самое сделал и командир «счастливой Щуки». Там, в охраняемой безе он пустил на дно огромный транспорт. Но у американцев больше наворочено. Внутри Токийского залива оказалось минное поле, и лодка с трудом смогла его преодолеть. Потом командир лодки увидел в перископ стоящий на якоре  авианосец, и выпустил по нему 6 торпед из носовых торпедных аппаратов. Но еще  эсминец пошел на перерез торпедам и принял их на себя, пойдя ко дну.

Другой японский эсминец, который преследовал субмарину, подорвался на собственном минном поле. Но третий эсминец сторожил лодку, и, чтобы ввести его в заблуждение, командир по совету англичанина, который почему-то стажировался на американской лодке, выпустил из  кормовых аппаратов четыре торпеды по минному полю, сымитировав подрыв субмарины.  А потом лодка приблизилась к сетке, загораживающей выход из залива в открытое море.  Но и здесь командир не растерялся, залпом из шести торпед проделал дыру в сетке,  и выбрался из западни.

А вот в нашем фильме командир лодки не додумался до этого. Видимо, берегли в нашем флоте дорогущие торпеды, и не стали дырявить сетку. Прошли над ней в надводном положении, но прямо на немецкий надводный корабль, который собрался взять в плен всплывшую советскую субмарину.  Но, оставив на поверхности своего командира, который отвлекал внимание немцев, наша лодка погрузилась,  и благополучно оторвавшись  от немцев, пришла в базу.  На этом заканчивается история схватки нашей подлодки с немецким эсминцем, командир которого поставил на кон свою честь, поклявшись утопить нашу «Щуку».

А вот у американцев после этого начинается самое главное. Командир лодки после всего пережитого трое суток проспал, пока лодка шла в Перл-Харбор.  Потом он отдыхал в комфортабельной гостинице, пил виски, а лодку ремонтировали в это время. Вообще американцам хорошо было воевать в теплых водах Тихого океана. Это не холодные воды Баренцева моря, где все моряки ходят в бушлатах, альпаках и шапках. Американцы полураздетые, на каждом шагу нарушают форму одежды. Рассмотреть, кто к какой боевой части принадлежит, невозможно, знаков отличия нет. Да и гостиница на берегу, где гулеванил убитый горем командир, не чета нашим офицерским общежитиям в Заполярье.

Вообще лодка класса GATO, одна из самых распространенных в американском флоте, по сравнению в нашей «Щукой», по водоизмещению в 2,5 раза больше нашей лодки, а служит на ней  73 человека против наших 40. Поэтому условия обитания, или комфорта на борту,  не чета нашим или немецким лодкам.  У американцев командир то и дело пьет кофе, которое ему носят в боевую рубку, к его услугам радар, пеленгатор, гидролокатор. На нашей лодке, кроме гидролокатора, да и то менее чувствительного, ничего нет. Весь экипаж у американцев ходит  в светлой кремовой одежде. Еще когда я смотрел американский фильм «Операция нижняя юбка», где такая же подводная лодка, был удивлен, что на лодке очень хорошие бытовые условия. Почти как на современных атомных лодках. Но так и было. Это немцы на лодках VII  серии водоизмещением 626 тонн и с числом членов экипажа в 44 человека, живут в ужасных условиях. Отлично все это показано в знаменитом немецком фильме «Подводная лодка». А у американцев водоизмещение 1825 тонн, а экипаж, как я уже писал, 73 человека. Можно иметь каюты  для всех офицеров.  На той лодке, что я служил 3 года, тоже дизельной,  у нас три офицера из 12-ти не имели своих штатных спальных мест, и могли поспать на койке офицера, стоящего на вахте.  Да и выпустить 16 торпед в молоко, как в копеечку, немцам не разрешалось. У них каждая торпеда была на вес золота. Вот и топили они одинокие транспорты англичан, всплыв на поверхность, из артиллерийских орудий, благо 88-мм пушки, как на танках «Тигр», пробивали любую обшивку торгового судна.

Ну да Бог с ними, с немцами. Буду описывать подвиги американцев по фильму. Американская лодка под командованием Барни вместе со старпомом Слуоном после ремонта  снова вышла в море на поиски авианосца. Старпом решил последний раз выйти в море в прежней должности, хотя ему предложили должность командира другой лодки. Но пока его друг не отомстил японцам за погибшую семью, Слоун счел своим долгом быть с ним. В поход вышла еще одна такая же лодка. Они снова пошли в Токийский залив.

Потом кое-какие сцены мне показались фантастическими. Подлодка как-то боком буквально пролезла под сетью, погнув свои выдвижные устройства, в том числе перископ, и была лишена гла, т.е. смотреть в перископ.  Но акустики, вернее, с помощью их аппаратуры, старпом услышал, как выбирает якорную цепь авианосец,  и лодка без визуального контроля выпустила 6 торпед на звук якорной цепи. И не промахнулась. Авианосец получил шесть дырок в борту и стал тонуть. Но японцы не пощадили американскую лодку, стали забрасывать её глубинными бомбами, и она получила несколько пробоин. Борьба за живучесть практически не велась, по крайней мере, это не было показано. 24 американских моряка сгрудились в боевой рубке, где лишь повышенное давление воздуха  позволяло снизить поступление воды. Еще 14 человек были в носовом торпедном отсеке.  Так что из 73 членов экипажа осталось  38, вот они и стали выходить из затонувшей, лежащей на грунте субмарины. Был показан выход из боевой рубки, а на поверхности их ждала вторая американская лодка. Она до этого потопила японский эсминец, который пустил на дно лодку командира Барни.  За исключением 6 погибших, не успевших выйти из носового отсека, все члены экипажа были спасены.  Удивительно, что вторую лодку никто не атаковал. Хотя потом, когда она погрузилась и стала в перископ наблюдать за агонией тонущего авианосца, там шастали японские эсминцы.  Но, как требуется в американских фильмах, должен быть хеппи-энд.  Но все же счастливого конца у фильма нет. По крайней мере, командир лодки Барни не нашел свою семью. Видимо, его промах при первой атаке авианосца погубил его жену и дочь.

Вообще американские подводные лодки этого проекта нанесли немалый урон японским кораблям и судам. Потопили 2  тяжелых авианосца, 4 крейсера и 13 эсминцев. Но наибольшие потери от лодок понесло торговое судоходство. Как немцы хотели подвергнуть  Англию блокаде за счет уничтожения торговых судов, так и американцы пытались сделать  тоже самое с Японией. Островное государство, та нуждалась в подвозе практически всего, в первую очередь нефти и полезных ископаемых.  Транспорты и танкеры и шли на дно после атак американских субмарин. Потом, на заключительном этапе войны на Тихом океане, американские подводники практически парализовали и прибрежное судоходство, топили все, что плавало – катера, баржи, яхты.

А вот японские подводники охотились в первую очередь за боевыми кораблями американцев. Но крупные корабли – линкоры, крейсера и авианосцы, - шли в окружении множества эсминцев, и японцам редко удавалось прорывать охранение и топить крупные корабли.  Намного больше их гибло под бомбами японских палубных самолетов и камикадзе. Авианосцы во Второй мировой войне вышли на первые роли в борьбе на море.  Но и подводные лодки сыграли свою роль, особенно в Атлантике, где немецкие «волчьи стаи» адмирала Деница пускали на дно больше торговых судов, чем Англия могла построить на своих верфях. Лишь помощь американцев помогла Уинстону Черчиллю избежать блокады в его любимой Англии.  Немцы построили за годы войны больше тысячи подводных лодок нескольких серий, в десять раз больше, чем те же американцы, которые больше строили линкоры и авианосцы.

Вообще такие большие и с неплохими условиями обитания экипажа строились и у нас. Это были подводные лодки серии «К» -«крейсерские». Большое водоизмещение –надводное 1500 тонн и подводное 2100 тонн, - позволяло создать для 65 членов экипажа хорошие бытовые условия. По крайней мере, в лодке был даже душ. 10 торпедных аппаратов ( 6 в носу и 4 в корме) с запасом 24 торпед, две пушки калибром 100-мм, зенитные пулеметы, высокая скорость на поверхности – 22 узла и хорошая под водой – 10 узлов, делали нашу субмарину очень грозным оружием.  Но вот успехи этих лодок были весьма невелики – всего 5 потопленные судов при потере 5 подводных лодок. Правда, этому есть оправдание. Подводные лодки Балтийского флота почти все войну были блокированы в мелководном Финском заливе, и выход такой большой лодки был сопряжен с большим риском. Немцы перекрыли Финский залив от берега до берега сетями и минными полями, на которых и гибли наши подводные лодки. Правда, в истории Балтийского флота был случай, когда всплывшая лодка серии «К» расстреляла из своих орудий два немецких противолодочных катера, а третий счел за благо убрать.  А между тем под водой наша лодка была обречена погибнуть под глубинными бомбами с этих катеров.

А на Северном флоте для наших лодок было очень мало целей. Заполярье не играло большой роли в сухопутной войне, очень немного немецких войск было в Норвегии, и транспортов в порты этой Скандинавской страны немцы отправляли немного. Да самые ценные грузы на транспортах отправлялись с охранением эсминцев, самых больших врагов наших подводных лодок.  Лишь немногие подводники могли похвастаться потопленными кораблями противника. Но на рубках субмарин красовались цифры от 2 до 9, больше побед ни на одной лодке не было.   Хотя бывало и такое, что командир докладывал о потоплении транспорта или боевого корабля, но потом это ничем не подтверждалось. Так, командир «Щуки» Н.Травкин сообщил о 16 потопленных судах, но получили подтверждение лишь о 9.  Даже по этим фильмам, о которых шла речь, можно представить, что испытывали подводники от близких разрывов глубинных бомб, и особенно после того, как появлялась течь и в лодку поступала вода.  Была в истории нашего флота одна подводная лодка , С-101, на которую за годы войны было сброшено свыше тысячи глубинных бомб, но она все равно возвращалась на базу.

Но написав о своих впечатлениях о увиденных на экране кинофильмах о моряках подводниках, я решил узнать, как же обстоят дела с потопленными судами во время Второй мировой войны в разных флотах мира.  Вначале я познакомился с материалами исследования о сравнении эффективности наших подводников и немецких, которые снискали себе славу самых успешных. И вот что оказалось.

Начнем с оценки потопленного тоннажа нашими и немецкими подводными лодками в годы Второй мировой. В отношении немцев данные из различных источников примерно одинаковы: около 2800 судов общим тоннажем более 14 миллионов тонн. Отличия разных исследователей лежат в пределах нескольких единиц. Эти данные и примем за основу анализа. Иная картина в отношении наших подводников. Здесь разброс оценок большой – крайние цифры разнятся более чем в четыре раза.

Так, в исследовании Геннадия Дрожжина «Лучшие подводные асы Второй мировой», опирающегося на данные коллектива авторитетных морских офицеров, значатся 463 судна общим водоизмещением 1,5 миллиона тонн. В фундаментальном труде А. В. Басова под редакцией доктора исторических наук В. И. Ачкасова, выполненного в Институте военной истории, «Флот в Великой Отечественной войне 1941–1945. Опыт оперативно-стратегического применения» (1980), где приведены результаты боевой деятельности различных родов нашего ВМФ по годам и по воюющим флотам, получается цифра 157 судов общим тоннажем 462 313 тонн, и 33 боевых корабля, подтвержденных советскими и немецкими архивными источниками.

Итак, сравним общие результаты боевой деятельности наших и немецких подводников. По отправленному на дно тоннажу немцы превосходят наш флот почти в 30 раз, а по числу потопленных судов – в 18. Сразу обращает на себя внимание: среднее потопленное немцами судно было в 1,7 раза крупнее. Нашим подводникам приходилось бороться с «мелочовкой», тогда как немцы имели в качестве целей крупные корабли, такие, например, как американские транспорты типа «Либерти» водоизмещением более 10 тысяч тонн.

Интересен показатель числа потопленных транспортов на одну погибшую подводную лодку. СССР в ходе Великой Отечественной войны потерял 80 субмарин. Это соответствует 1,96 транспорта на одну погибшую подлодку. У немцев при 644 потерянных показатель равен 4,41. То есть гитлеровские подводники выглядят в 2,25 раза эффективнее. Но их боевые потери – около 75 процентов от числа участвовавших в военных действиях, а в СССР – 62 процента. Так что по этому показателю наш флот выглядит лучше.

Теперь разберемся, почему у немцев результативность настолько превосходит наши показатели. Это важно, поскольку разница условий боевого применения определяет способы боевых действий и их ожидаемую эффективность.
Немецкие подлодки имели открытые выходы в океан и Норвежское море из портов оккупированных Франции и Норвегии. Поэтому создать эффективные противолодочные рубежи на выходах из баз и на маршрутах движения союзники не могли. Основные усилия ограниченных противолодочных сил сосредотачивались непосредственно вблизи конвоев почти до середины 1944 года, когда появление противолодочных авианосцев дало возможность патрулировать районы коммуникаций и в океанской зоне. Авиацию для борьбы с подводными лодками англичане и американцы всю первую половину Второй мировой не использовали, поскольку радиуса самолетов хватало только на прибрежные районы. Так что немецкие подводники чувствовали себя относительно вольготно. Отсутствовала в таких районах боевых действий и минная опасность: допустимая глубина места постановки мин в ту эпоху не превышала 100 метров, а для донных, наиболее устойчивых к тралению – до 30–40 метров.

Иначе складывалась обстановка для наших подводников. Северный и Балтийский МТВД были мелководными. Немецкие коммуникации располагались в силу особенностей военно-географических условий вблизи берегов, контролируемых гитлеровцами и их союзниками. Районы, где проходил основной грузопоток, были весьма ограниченными по размерам, что позволяло немцам даже с относительно небольшими противолодочными силами осуществлять систематический поиск по маршрутам движения конвоев, а не только сосредотачиваться исключительно на их охране. Прибрежный характер коммуникаций позволял эффективно действовать против наших подводников даже катерникам. Немцы с самого начала нападения на СССР прикрывали свои конвои силами береговой авиации почти на всем протяжении коммуникаций. Мелководье и ограниченные размеры районов позволили создать эффективную минную защиту везде, где суда могли подвергнуться атакам наших подводных лодок. А на Балтийском МТВД появилась возможность начиная с 1942 года создать глубокоэшелонированный противолодочный рубеж на выходе из Финского залива и запереть подводные лодки Балтфлота в Кронштадте. Расчетная вероятность гибели прорывающейся подводной лодки превышала 60 процентов. Ничего подобного союзники не могли противопоставить немецким подводным лодкам ни в одном месте. Больше половины наших подводных лодок погибло на минных полях.

Другой важный фактор, определяющий эффективность действий подводников, – количество противостоящих им противолодочных сил. Союзники с началом войны относительно длительное время вообще не вводили системы конвоев, а их суда не имели какого-либо оборонительного вооружения: не хватало противолодочных сил и средств, не успевали вооружить суда. Это время немцы называли «жирными месяцами». Какое-либо противодействие подводникам кригсмарине оказывалось в четырех – восьми случаях. Во всех остальных безоружное судно расстреливали как на учениях, часто из надводного положения.

С вводом системы конвоев Британское адмиралтейство основной акцент сделало на их защиту от надводных рейдеров немцев, включая в состав прикрытия конвоев крейсера и даже линкоры. А их самих надо было охранять от подводных лодок. В итоге на прикрытие конвоя из 20–40 судов выделялось в начальный период «Битвы за Атлантику» не более пяти противолодочных кораблей. То есть на каждый приходилось пять – восемь транспортов. В этих условиях немецкие подводные лодки практиковали всплытие ночью в надводное положение прямо среди судов конвоя и расстреливали их торпедами, не испытывая серьезного противодействия малочисленных противолодочных сил: обнаружить даже с помощью РЛС чужого среди своих было весьма проблематично.

При этом ни один наш экипаж не сдался в плен в отличие от немцев, которые это делали при благоприятных обстоятельствах. Достаточно вспомнить, что Кречмер, один из первых немецких подводных асов, сдался в плен и о награждении Железным крестом с дубовыми листьями и бриллиантами узнал через Красный Крест.

Со сдачей в плен немецкой подводной лодки связан и величайший успех англичан – получение немецкой шифровальной машины «Энигма» с криптодокументами. Получив повреждения, U-110 всплыла. Ее командир – корветтен-капитан Лемп (тоже считался асом) принял решение сдаться. При этом он, имея 105-мм орудие, не попытался сопротивляться и даже не уничтожил секретные документы и технику – эту самую «Энигму». Это позволило англичанам читать немецкую переписку с подводными лодками, что оказало крайне негативное влияние на действия кригсмарине.

Сравнивая готовность рисковать ради успеха, напомним, что наши подводники регулярно использовали такой способ, как проникновение в акваторию вражеской базы, а из немцев только Гюнтер Прин в самом начале войны проник в Скапа-Флоу и потопил линкор «Роял Оук», при этом не испытав противодействия противолодочных сил, так как там был всего один эсминец, который занялся спасением экипажа гибнувшего линкора. Наши подводники в подобных ситуациях в большинстве случаев оказывались перед необходимостью форсировать противолодочные сети под бомбежкой нескольких противолодочных кораблей противника.

Но вот еще в одном солидном интернет-издании под названием «Все о Второй мировой» я вычитал следующее, что и процитирую без купюр.  Речь идет о лучших подводниках в истории Второй мировой войны.

Понятие «лучшие подводники» неоднозначное и требует пояснения для его правильного понимания. Естественно, что определение «лучшего» проводится по имени командира подводной лодки, имеющего в походе важное, но не все определяющее значение. Экипаж лодки вместе с ее капитаном являются единым целым, поскольку один без другого, не то, что добиться какого либо успеха, но даже выжить в море не смогут. Таким образом, фактически оценивается деятельность всего экипажа, который представляет командир. Критерием для оценки служит суммарный тоннаж потопленных кораблей противника. Иногда для оценки применяют и количество потопленных судов, и время, проведенное в походах, и тысячи миль пройденных подлодками. Однако эти критерии чаще всего используются для квалификационного оценивания в мирное время.
Общепринято считать «подводным асом» или «королем тоннажа» командира подлодки, которая потопила более 100 тысяч тонн корабельного тоннажа. Такими рекордсменами во Второй мировой войне были только немецкие подводники – 34 из них достигли такого результата.  Среди подводников других стран лишь  около десятка командиров лодок смогли приблизиться к этой цифре, хотя и были самыми результативными в своем флоте.

Кроме высоких личных результатов, немецкие подводники имели и высокую эффективность подводного флота в целом. Они потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн. тонн. Американцы уничтожили 1314 кораблей общим тоннажем в 5,3 млн.т. Британцы – 403 судна тоннажем в 1,42 млн.т. Японцы потопили 184 корабля тоннажем в 907 тыс. т. СССР – 157 судов тоннажем в 462,3 тыс.т.

Вклад «подводных асов» в эту статистику весьма значимый. К примеру, только 5 лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1,5 млн. т. По тоннажу, это немногим больше чем весь британский подводный флот, и в три раза больше советского.

А теперь я поделюсь данными о статистике лучших подводных асов в ведущих флотах мира. 
Англия. А.Малком. Совершил 28 боевых походов, потопил 14 судов общим тоннажем 93 тысячи тонн. Погиб вместе с экипажем в 1942 году.

Самое большое число асов подводной войны в Германии.
О.Кречмер. Совершил 16 боевых походов, потопил 46 судов общим водоизмещением 273 тысячи тонн. Считается асом № 1 в Германии.  Войну закончил в американском плену.
В.Люб. Совершил 16 боевых выходов, потопил 46 судов общим тоннажем 225 тысяч тонн. Погиб от пули охранника школы подводного плавания, где он преподавал в конце войны. Охранник не расслышал пароль, которой назвал Люб.
Эрих Топп. Совершил 13 походов, 35 судов общим тоннажем 197 тысяч тонн.
Генрих Любе. 9 походов, 34 судна общий тоннаж 187 тысяч тонн.
Виктор Щютце. 7 походов, 35 судов, 180 тысяч тонн.
Считающийся в Германии асом № 2 «Бык Скапа Флоу» Гюнтер Прин потопил 28 судов, но на его счету потопление линкора «Ройал Оук» водоизмещением 31 тысячу тонн. Погиб в 1941 году вместе с экипажем.

На фоне немецких подводников достижения итальянских командиров субмарин кажутся не очень значительными.
К. ди Коссато. Совершал 10 выходов, потопил 16 судов общим водоизмещением 86 тысяч тонн.
Д.Приароджа. 11 боевых выходов, 9 судов общим тоннажем 86 тысяч тонн. Погиб в море в 1943 году.

Теперь приведу данные об американских асах подводной войны.
Р. О*Кейн. 5 походов, 24 потопленных судна общим водоизмещением 93,9 тысяч тонн.
С.Каттер. 5 походов, 19 судов, водоизмещением 71,8 тысяч тонн.
Д.Мортон. 5 походов, 19 судов общим водоизмещением 54,7 тысяч тонн. Погиб в 1943 году.
Е.Флэкс. 5 походов, 16 судов, 95 тысяч тонн.
С.Далли. 6 походов, 16 судов, 54 тысячи тонн.
Д.Инрайт. 28 ноября 1944 года потопил японский авианосец «Шинаки» водоизмещением 71,9 тысячи тонн, бывший самым большим кораблем в мире до появления американских атомных авианосцев. 4 торпеды попали в нос авианосца.
Но первым в рейтинге стоит не командир, а экипаж субмарины «Флешер», который под командованием 2-х командиров отправил на дно 21 корабль общим водоизмещением 104,6 тысячи тонн.

Из японских подводников в списке лучших лишь один.
М.Каидзи. 11 боевых походов, 10 транспортов общим водоизмещением 58, 9 тысяч тонн. Погиб в 1943 году. Другие японские подводники не потопили больше 50 тысяч тонн, поэтому в справочнике не упоминаются.

А теперь о советских подводниках периода Второй мировой войны.
Александр Маринеско, командир С-13. 6 боевых выходов, 2 потопленных судна общим водоизмещением 40 тысяч тонн. Стал Героем Советского Союза через 38 лет после окончания войны.
Михаил Августинович. 13 походов, 8 потопленных судов (6 транспортов и 2 боевых корабля) общим тоннажем 18,6 тысяч тонн.
Петр Грищенко. Больше всех орденов у этого подводника – 9, из них 2 ордена Ленина. Но вот за что он их получил, непонятно. 1 успешная торпедная атаку и 5 транспортов подорвались на минах, поставленных его лодкой.
Григорий Щедрин. Командир С-56.  Командовал группой из 6 лодок, которые с Тихого океана перешли на Северный флот через 2 океана, преодолев 17 тысяч миль.  8 боевых походов, 2 потопленных транспорта и 2 боевых корабля. Герой Советского Союза. Лодка С-13 вернулась на Тихий океан и сейчас стоит на пьедестале во Владивостоке как мемориальный памятник подводникам.

И в заключение. Проведенный анализ боевой деятельности подводных флотов во время войны, показывает, что на долю лучших подводников, которые составляли приблизительно 2% от общей численности подлодок, приходится  около 30 % общего потопленного тоннажа кораблей. Таким образом, во время Второй мировой войны, среди всех видов вооруженных сил, именно категория «лучших подводников» оказалась наиболее результативной и эффективной. Недаром ведь именно к подводникам во всех странах относятся с наибольшим уважением и почитанием. Поэтому имеется большое количество кинофильмов о подводниках, многие из которых мне доводилось увидеть.