Христианский пост и вегетарианство

Патрикей Васильков
          В Православие я пришёл убеждённым вегетарианцем, не приемлющим ни в какой форме убийства в гастрономических целях. За первой же общей трапезой в храме "знатоки" церковной традиции предприняли попытку переубедить меня, доказывая, что принцип воздержания от убийства животных не имеет никаких оснований ни в Священном Писании, ни в святоотеческом наследии:
          "Отказ от мясной пищи в пост внешне хоть и схож с вегетарианством, – поучали меня, – однако имеет под собой совершенно иные основания. Постящийся отказывается от вкушения мяса не потому, что ему "жалко зверюшку или птичку", а потому, что он преследует сугубо аскетические цели: через воздержание от вкусного и сытного подчинить плоть духу".
          Доводы "знатоков" показались мне не вполне убедительными, и я задался целью отыскать в церковной литературе хоть какие-то оправдания моему вегетарианству. Находки пришли отнюдь не сразу, но всё же пришли. Со временем они стали стремительно умножаться. В качестве примера приведу три цитаты.
          Первая принадлежит Василию Великому (IV в.) – святому отцу, включённому Церковью в число своих великих учителей. Перечисляя многочисленные достоинства поста, Святитель упоминает и следующее его достоинство: "Ни одно животное не жалуется на смерть; нигде нет крови; нигде неумолимое чрево не изрекает приговора на животных…" [1] Не стану спорить, мотив сострадания к братьям нашим меньшим не стоИт у свт. Василия на первом месте. НО ОН ПРИСУТСТВУЕТ, и было бы странным не замечать этого факта.
          Вторая цитата принадлежит святому, жившему уже в недалёкую эпоху, – Николаю Сербскому (1880 – 1956). Размышляя о смысле поста, Святитель пишет: "Ожидая Тебя, не хочу питаться кровью и отнимать у кого-либо жизнь. Пусть радость ожидания моего и животные ощутят" [2]. Сказано, по-моему, вполне определённо.
          Третья цитата не связана непосредственно с постовой тематикой, но имеет прямое отношение к принципу неубийства животных и воздержанию от мясной пищи. Она принадлежит святому, жившему уже в наше время, – преподобному Паисию Святогорцу (1924 – 1994). Старец с болью говорил: «Вот посмотри, мы без всякой необходимости берём охотничьи ружья, идём и убиваем птиц и других зверей. Подумай, выходит бедный зверь, заяц или лиса, чтобы найти еду и накормить своих детёнышей в норе, а мы их убиваем или раним. Несчастные детёныши ждут в норе свою маму, когда она вернётся. Если мать ранят, то она бежит как есть, раненая, к себе в нору, не успевая ничего раздобыть. Детёныши бросаются к ней. А она, раненая, страдает от боли. Куда ей деваться?» [3] Сердце Старца было преисполнено сострадания ко всем зверюшкам и неприятия их убийства.
          Тот, кто изучал жития святых в деталях, знает, что многие из них не употребляли в пищу мяса в принципе, умалчивая при этом о мотивах такого отказа. Думаю, подвижники духа и столпы любви делали это намеренно, не желая афишировать своего сострадательного отношения к животным, дабы 1) по завету апостола Павла, не вносить диссонанс в единство и согласие церковной общины (см. Рим.14, 1-3) и 2) не позволять своей гордыне поднимать голову.
          Теперь, по прошествии времени, мне есть чем возразить "знатокам", некогда обличавшим мои вегетарианские "поползновения".
          В конце замечу, что процесс воцерковления всё же внёс коррективы в моё вегетарианство, сделав его менее ригористичным. Продолжая воздерживаться от мяса животных, я, следуя примеру Христа и Его учеников, включил в свой рацион рыбу. Впрочем, душевная боль при виде любой крови (пусть даже рыбьей) осталась у меня и по сей день.
___________________________________________

[1] Святитель Василий Великий. Беседа о посте первая. // Он же. Избранные творения. М., изд. Сретенского монастыря, 2006. С. 130.
[2] Святитель Николай Сербский. Моления на озере. Минск, изд. Свято-Елисаветинского монастыря, 2004. С. 100.
[3] Старец Паисий Святогорец (1924–1994): Свидетельства паломников. Раздел "Личный опыт и свидетельства о старце". Глава "Монах Симон, монастырь Каракал, Святая Гора Афон". Источник: сайт azbyka.ru