Конфетка для таксы

Станислав Бук
          Рассказ

По главам http://proza.ru/2019/03/14/1590


          "Делиться секретами всегда опасно, ибо, доверяя секрет постороннему,
          ломаешь барьер между ним и собой. Ты чего-то лишаешься и тем самым
          даёшь ему преимущество".
               Стефан Цвейг, "Кристина Хофленер",
               [стр. 94 (Изд. Совместного сирийско-канадско-советского
               предпр. "Lexica", Москва, 1992)].

1.
- Вы давно здесь?
Я оглянулся. Передо мною стояла женщина, не молодая, но и не пожилая, лет эдак за сорок; седеющие, но подкрашенные волосы выбивались из-под розового берета; руки она держала за спиной, возможно, в них была сумка, а в остальном её одежда выдавала даму небогатую, каких много. Сквозь крупные черты лица пробивался… то ли страх, то ли очень серьёзная озабоченность.
Я ответил вопросом на вопрос:
- А вам-то что?
Она заговорила смущённо и быстро, как бы боясь, что я её перебью:
- Понимаете, здесь был дом… нет, дом как был, так и есть, вот этот самый, но он стал дальше от дороги…
Я не вытерпел и всё же перебил её, улыбаясь:
- Может быть дорога стала дальше от дома?
Но дама настаивала на своём:
- Ну как же, вот скамейка и старый ясень, видите, он старше меня!
- Перестроили, или переставили.
Я равнодушно пожал плечами. Пристроив кулёк с букетиком цветов за обшлаг курточки, я полез за сигаретами, сожалея, что скамейка мокрая и не присесть. Ладно, хочет поговорить – время у меня есть. Сонька с собакой придут позже, я-то явился раньше запланированного времени, так как автобус сегодня не опоздал как обычно, а пришел вовремя.
- Да вы только рассмотрите этот дом! Разве такой можно переставить, или видна перестройка? А забор и палисадник? – продолжила женщина и добавила, почти не меняя тона, – София не придёт, ведь вы её ждёте?
Теперь я полностью повернулся к говорящей и увидел рядом с нею Сонькину таксу. Ну да, значит, моя собеседница не сумку держала за спиной, а поводок, вернее – и сумку, и поводок.
Такса стояла, поджав переднюю лапу и вопросительно глядя на хозяйку. Затем она повернула голову ко мне и, встретившись со мной взглядом, начала скулить, но сразу заткнулась и отвернула морду.
Что за новости? Ей стыдно за свою хозяйку? Но почему? А-а, ну да, у неё хозяйка Соня, а не эта дама. Тогда в чём дело? Вот так эта псина мне подаёт знак, выдавая женщину, у которой есть от меня какой-то недобрый секрет…
О секретах можно рассуждать до бесконечности, особенно о женских.
Впрочем, что касается женских, то так просто принято считать. В основном – в области эротики, следуя еврейской пословице о том, что легче найти след змеи на камне, чем след мужчины в женщине. Что до последнего – наука этот барьер преодолела.
Но я не о женских секретах, а о тех, которые обычно называют секретами Полишинеля.
Помните?
Ну, это когда Коломбина, жена Полишинеля, изменяла ему с Арлекином, и все знали этот секрет, но не говорили о нём, ибо все всё и так знают; только сам Полишинель не знал об измене, так как не догадывался ни у кого спросить. Но семантически, то есть в принятой литературной норме такого условия – что сам Полишинель не знает секрета – такого условия нет, а скорее наоборот: человек думает, что это его секрет, хотя на самом деле это знают все.
Вот, к примеру, какой общий секрет у старика и у мальчика?
Конечно, это не то, что вы подумали, такой секрет у них – стеснительность. И тот, и другой знают, но скрывают ото всех свою некомпетентность в чём-то жизненно важном; но у мальчика всё впереди, он подучится, подрастёт и о своём секрете просто забудет; старик же, понимая, что люди помоложе превзошли его, и сознавая, что этот разрыв будет только увеличиваться, может даже страдать от этого своего секрета, причём чем дальше, тем больше. Вот если бы и тот, и другой осознали, что их секрет – это секрет Полишинеля, что он всем известен как нечто, само собой разумеющееся, тогда каждому из них стало бы легче. Но ни мальчик, ни старик своего «секрета Полишинеля» ни за что не выдадут.
В общем, те тайны, которые подпадают под формулу «Секрет Полишинеля», бывают и по-детски примитивными, и глубоко сакральными, таящимися в недрах трансцендентной психики человека.
В нашем случае самый настоящий, серьёзный и даже опасный секрет прикрывается секретом Полишинеля. Это хорошо сознавали и гениальная подруга моего детства, и я.
За одним исключением.
Я бы на её месте ни за что не назвал свою собаку Флэшкой. Посудите сами: скрывающегося от своих и от чужих, и даже от Интерпола хакера обнаружить проще всего по кличке его собаки. Но Софья была сначала женщиной, а уж потом – компьютерным гением.
Так с каким-таким секретом, который почувствовала и выдала тонкая собачья интуиция, пришла вместо моей подруги Сонечки эта летняя дама? И как долго будет она его скрывать? И смогу ли её спровоцировать?
Остановив свои размышления на последнем вопросе, я постарался говорить равнодушным тоном, лишь слегка выдавая интимный интерес.
- Вообще-то я ожидал, что Сонечка не придёт, – произнёс я, давая произношением слова «Сонечка» понять нашу якобы интимную связь; кто знает, что представляет собой моя собеседница; имитируя поспешность, добавил, – она даёт слишком много уроков.
Я отвернулся, чтобы пока не смущать таксу дальше. Следует дать собачке передышку, прежде чем включить её индикаторы. Пока что поддержу странный разговор о шагающих домах. И я продолжил:
- Вот и дом отодвинулся.
- Спасибо, хоть я знаю, что вы сами так не находите, а просто поддерживаете мою блажь.
Ишь ты, какая догадливая. Ладно, поиграем словами.
- Да нет же, я сам замечал за собою такое. Стоит появиться на знакомом месте после долгого перерыва, как оказывается, что все предметы не там, где им положено быть.
По идее надо проявить более живой интерес к судьбе Сони, как-то подчеркнуть версию о нашей связи, как сугубо интимной. Но вот такса… если я назову её по кличке Флэшка – невольно выдам Соню. Если как-то обозначу, что не знаю этой клички – нарушится версия нашей с Соней интимной связи, и тогда на первое место выйдет деловой аспект. А вот это самое опасное в данной ситуации.
Официально Соня работает преподавателем физики в средней школе. Щуринск – городок небольшой, государственных средних школ здесь всего ничего… кажется, три  или четыре. Преподавая в одной из них, Соня даёт платные уроки по физике и математике, и на эти занятия записываются ученики всех трёх школ. Авторитет репетитора у Сони огромный, её уроки стоят не дёшево, и Соня могла бы позволить себе определённую роскошь – дом с прислугой, машину. Но она не делает и этого, поэтому имеет не меньший авторитет у тех, кто обращается к ней за иными, специальными услугами. Тут её доход не соизмерим с прибылью от школьных экзерсисов, и какая-то его часть достаётся мне, как посреднику.
Прогулка с таксой у Сони – ежедневно, утром и вечером. На встречи в людных местах я иногда приношу небольшие букетики цветов, отрывая толику из тех, что привожу в местные цветочные магазины. Тут у меня крыша непробиваемая, и привести хвост к Софье я не мог ни при каком раскладе. Но и такие встречи мы не афишируем, а показной интим держим про запас, на случай если кто-то невзначай заинтересуется.
И вдруг – вместо Сони приходит чёрт знает кто.

          2.
В этой истории такса немаловажный персонаж, можно сказать – главный.
О таксах не трудно найти много рассказов-былей.
Большинство этих повестей написано любящими владельцами домашних собачек. Читая эти опусы, мы узнаём, насколько это ласковое, любящее, игривое существо, вызывающее к себе ответные чувства; настойчивость хозяина приведёт к успехам в дрессировке, причём отмечается независимость таксы, и даже злопамятность в ответ на грубость. Достаточно отнестись к таксе с пренебрежением, ударить или даже просто пнуть её, и у неё навсегда появится «глухота» к вашим командам.
Подобные качества отмечаются и в повествованиях охотников, для которых такса – мастерица, созданная для работы в подземных лабиринтах нор, в которых она может, подавая звуки различной тональности и структуры, сообщать охотнику как о месте в норе, где она находится в данный момент, так и о характере и поведении дичи, сообщать, в какую сторону она выгонит зверька – предмета охоты. Но эти авторы отмечают ещё и особенный характер даже обученной таксы. Это хитрое животное будет выполнять команду человека, только убедившись в её логичности и целесообразности.
Наша Флэшка умудряется совмещать в себе обе эти ипостаси: в квартире она – обычная ласковая домашняя собачка, ведущая со своей хозяйкой постоянную борьбу под названием «кто здесь главный?», а вот на прогулке она может, освобождённая от поводка, осторожно приближаться ко мне, делая ложные движения то влево, то вправо, как бы отвлекающие внимание незримого наблюдателя; но это – если в её ошейнике спрятана настоящая флэшка, а чаще миниатюрная, величиной с ноготь,  сим-карточка, или же если я сам должен заложить в ошейник подобную штучку; в любом таком случае она подойдёт ко мне, выбрав момент, когда рядом со мной нет посторонних. Но если такой передачи для меня нет, она будет играть, ласкаться, выпрашивая угощение, и подойдёт даже в присутствии чужих для неё людей.
И вот всё это – не результат какого-то специального обучения, а исключительно по её собачьему разумению, по её совершенно не объяснимой интуиции, которую я не могу объяснить иначе, как трансцендентностью, или проще – мистикой.
Для Флэшки у меня особенное угощение – маленькие плитки запечённой в сахаре морковки, от которых она балдеет и будет выпрашивать до бесконечности. Причём, если я захочу такое угощение отдать ей не всё, утаить, или – упаси боже – угостить конфетой другую любительницу этого лакомства Соню, когда мы с ней решаемся на близкую встречу, хитрая псина отвернёт морду, демонстрируя обиду, будет поскуливать и ловить мой взгляд, а то ещё хуже – прикинется глухой и задаст и мне, и Соне столько мороки, что лучше не пытаться.
И опять же отмечу мистическую особенность. Дело в том, что все эти морковные плитки я приношу завёрнутыми в конфетные бумажки, которые приходится разворачивать для угощения собачонки; угощение она принимает, как некую плату за труд, с полной уверенностью, что иначе и быть не может. Иногда в одной из таких бумажек завёрнута настоящая флэшка, или спрятанная в морковной пластинке СИМ-карточка; так вот передача Соне такой «конфеты» встречается Флэшкой совершенно индифферентно, хотя мы не подаём собачонке по этому поводу никаких команд или сигналов.
Ну вот, затянул я волынку о таксах и замечательной представительнице этой собачьей породы  Флэшке, но без этого мой рассказ был бы не полным.
Сейчас, когда Флэшку привела незнакомая мне дама, я вдруг понял: впервые у таксы вызван стресс, – собака просто не знает, как себя вести. Она уже подала мне свой особенный звуковой сигнал, но я просто не способен его раскодировать. А ведь Флэшка уверена, что я её понял, и это может плохо кончиться.
Так что сейчас я сам оказался в такой же растерянности, как наша собачонка.
Достав сигарету, я тут же понял, что допустил промах: ведь только что выбросил окурок, и моя собеседница, конечно же, заметит моё состояние… бывают моменты, когда у женщин просыпается вот такое, как у нашей таксы, собачье чутьё…
Убрать сигарету обратно? Ещё хуже.

3.
- Ну иди уж, непоседа!
Дама нажала какую-то кнопочку в розовом корпусе поводка-рулетки и Флэшка, отбежав к лужайке, тут же начала перекатываться лапками кверху в невысокой, сырой после дождя траве. Этот немецкий поводок-рулетка был гордостью Сони; однажды она проговорила:
- Заведёшь себе собачку и надумаешь купить такой поводок, то не нарвись на китайскую подделку, покупай немецкую, с отдельной клавишей функции «рядом». Иногда требуется особая прочность как поводка, так и фиксатора. Бельгийские тоже есть, но они дороже немецких. Впрочем, дело не в цене. Бельгийские менее надёжны…
Как бы прочитав мои мысли, дама продолжила:
- Замечательное существо такса; может вываляться в грязи, но отряхнётся и неожиданно окажется совершенно сухой и чистой.
Я поддержал разговор:
- Да, я это заметил. Причём именно в отношении этой породы.
Я всё ещё не решался произнести имя Флэшки, хотя её поведение было совершенно необычным. Она перестала ловить мой взгляд, но главное – ноль внимания на мой карман с конфетами. Подобного с нею не случалось никогда.
- А у вас есть собачка?
Вот и моя собеседница продолжает тему. Что она хочет выведать?
Я посмотрел ей в глаза, и она доверительно улыбнулась, хоть в её взгляде по-прежнему чувствовалась напряженность. Что же, пока поддержу разговор, а там посмотрим:
- Знаете, в детстве у нас была собака, но дворняга. А таких, чтобы жили с тобой в городской квартире, не было, хотя мне всегда хотелось, чтобы в доме была собака или кошка.
- Так что вам мешает?
- В основном, мои частые командировки.
Женщина всё-таки подтянула поводок:
- Хватит кувыркаться! Культурная девочка должна вести себя прилично! – проговорила моя собеседница, обращаясь в Флэшке, и тут же повернулась ко мне:
- Простите, не секрет, где вы работаете?
Ну вот, уже прозвучало слово «секрет». В моём, как и в Сонином поведении внешне не должно быть ничего секретного. Опасен даже намёк на существование тайны.
Я ответил:
- Занимаюсь цветочным бизнесом.
Смех дамы был довольно приятным. Во всяком случае, натянутости я не заметил:
- Так вот почему Софья возвращается из своих прогулок с букетами цветов! А я-то думала, кто это так разоряется, не завела ли наша Софья Егоровна любовника мажора? А у вас, надеюсь, успешный бизнес?
Конечно, здесь и сейчас мой бизнес её волнует в последнюю очередь. Я ответил уклончиво:
- В общем я доволен…
Вот сейчас Флэшка поближе, я попытаюсь пообщаться с собакой, и она мне подскажет, как вести себя дальше.
Я достал конфету, но женщина прикоснулась к моей руке:
- Уберите, она от чужих не возьмёт!
Ну вот, значит, несмотря на букетики, я в понятии моей собеседницы для Сони всё-таки чужой. А вот это – опасно.
- А погладить её можно?
- Это она любит!
Я наклонился к таксе. Опустив голову так, что её уши-лопухи едва не касались земли, Флэшка позволила себя погладить. Поглаживая, я попытался проверить на ошейнике, есть ли утолщение на карманчике. Но я не нащупал и самого карманчика. Взглянув под свою руку, я вдруг увидел, что на таксе другой ошейник. Раньше был ошейник светло-зелёного цвета, а сейчас – салатовый. Как это понять?
Я отдёрнул руку.
Женщина рассмеялась:
- Не бойтесь, таксы вообще не кусаются!
Поднимаясь с корточек, я пытался поймать взгляд Флэшки. На мгновение мне это удалось, но такса тут же повернула голову к даме.
Надо как-то продолжить разговор.
- Вы говорили об этом доме, который стал дальше от дороги. Я подумал, что вы давно не были в этих краях?
Но она перевела разговор:
- У вас я вижу сигарету. Не угостите?
- С удовольствием.
Мы закурили, и тут она выдала:
- Вы давно вот так встречаетесь, на прогулках? Простите, это не моё дело, может быть у вас семья, но я должна вам сказать, Софья Егоровна – очень добрая и порядочная девушка!
Ей нужна информация, как давно мы встречаемся с Соней?
Вот такой разговор, как бы ни о чём, ведёт к моему проигрышу. Я прокололся уже несколько раз, а у неё сейчас вот прозвучал только первый прокол… если это прокол, а не западня для меня. Как теперь я должен ей ответить?
Уклоняться от ответа ещё опаснее.
Я посмотрел на Флэшку, ожидая подсказки. Но собака меня совершенно игнорировала; сакральные индикаторы чуткой таксы сегодня молчали.
Чего же такого они с нею сделали?

4.
 Всё-таки я решил уклониться от ответа на опасный вопрос, сыграв смущение и промямлив нечто маловразумительное:
- Я, видите ли, сам как то, то есть я…
Оценив моё смущение, дама поспешила мне на помощь, хоть и проделала это весьма напористо, задав прямой вопрос:
- Вы женаты?
Ответ на такой вопрос у меня готов давно, но я решил не проявлять поспешности. Затянувшись дымом сигареты, я закашлялся, что вызвало реплику:
- Нет-нет, я не настаиваю, можете не отвечать.
Теперь я дал прямой ответ, как бы соответствующий её чёткому вопросу:
- Не женат. Правда, чуть больше года.
- Вот! И София свободна – сказав это, она улыбнулась, и пошутила, – придётся мне вас сосватать.
Кажется, пришло время познакомиться и показать собеседнице, что я не против её услуги в качестве свахи.
- Константин Мазур – представился я.
Дама рассмеялась:
- Наконец-то!
Она перевесила сумку и переложила поводок в левую руку, а мне протянула правую:
- Евгения Васильевна.
Рука её оказалась сухой, горячей и крепкой. Однако появился предлог поменяться ролями следователя и допрашиваемого:
- Очень приятно! Евгения Васильевна, а вы давно знакомы с Соней?
- Давно-недавно, всё относительно. Наше знакомство чисто дворовое. Я долго была колясочницей и с Софией нас познакомили наши собачки.
Я не решился спросить, что значит «колясочница», и решил продолжить разговор теперь уже своими вопросами:
- Как это?
- Начало знакомства я помню хорошо. Был тёплый осенний вечер, аллеи украшались разноцветными опавшими листьями. София помогла мне преодолеть бордюр перед тротуаром, и мы вместе проникли в парк. Тогда, ещё не познакомившись, мы сразу завели речь о таксах. Как-то тема повернулась к домашним питомцам разных знаменитостей, и я рассказала ей о таксах Антона Чехова.
Евгения Васильевна так и сказала – «Антона Чехова»… как обычно говорят о поэтах и писателях они же между собою – только имя и фамилия. Мудрая и хитрая моя собеседница стремится создать впечатление, что она не агент какой-то, а писательница, или журналистка. Но… Флэшка, да с чужим ошейником… как бы мне не проколоться ещё раз!
Я поддержал «собачью» тему:
- У Чехова были собаки?
- Не просто были. Он их обожал и давал им смешные имена. У него в рассказах были не только всем известные Каштанка, «Дама с собачкой», «Хамелеон», но и другие собаки, появлявшиеся то в рассказе, то в пьесе; в «Вишнёвом саде» собака стала причиной ссоры…
Я уточнил:
- Так у него были именно таксы?
- В течение жизни у Чехова появлялись собаки разных пород. Но и посторонних, дворовых собак остроумный писатель величал «дворянами», умиляя всех смешными и значительными кличками. Когда ему подарили двух щенков таксы, жена его, учитывая, что Антон Павлович врач, дала им медицинские имена Бром и Хина. Но едва щенки подросли, Чехов впредь величал их по имени-отчеству Бром Исаич и Хина Марковна. Он подолгу вёл шутливые «беседы» с этими таксами, вызывая всеобщий смех.
Та-ак, сейчас она повернёт разговор к нашей Флэшке. Конечно, моя попытка нащупать на ошейнике таксы тайный карманчик не прошла незамеченной.

Не пора ли проявить неожиданное свойство характера? В голове завертелось: беспечность - циничность - вспыльчивость - глупость - высокомерие - изворотливость - развязность - ограниченность - фамильярность - вздорность и т.п.? или наоборот: благородство - порядочность - тактичность - эрудированность - ранимость - мечтательность и пр.?
Я приготовился к продолжению словесного сражения, как вдруг Евгения Васильевна, глядя мне за спину, воскликнула:
- А вот и ваша невеста! Всё-таки пришла!
Я оглянулся.
К нам приближалась Соня, ведя на поводу свою Флэшку.
Такса у ноги Евгении Васильевны радостно виляла хвостиком и натягивала поводок, предвкушая встречу с подругой… или сестрой?
Я облегчённо вздохнул, вытащил из отворота курточки кулёк с букетиком цветов и полез в карман за морковной «конфетой».
Эти таксы – все «на одно лицо», черт их подери!