Лакомый кусочек сказки

Владимир Бровкин 2
про трудные ответы на трудные вопросы нашей жизни

Вот сказка Салтыкова-Щедрина.
«Обманщик-газетчик и легковерный читатель».
150-летней давности. Но один к одному — про наше время.
Ну, классика она на то и классика.
Вот из этой сказки кусочек. Небольшой. Но такой лакомый.

«Жил-был газетчик, и жил-был читатель. Газетчик был обманщик — все обманывал, а читатель был легковерный — всему верил. Так уж исстари повелось на свете: обманщики обманывают, а легковерные верят. Suum cuique.
 
Сидит газетчик в своей берлоге и знай себе обманывает да обманывает. «Берегитесь! — говорит, — дифтерит обывателей косит!» «Дождей, — говорит, — с самого начала весны нет — того гляди, без хлеба останемся!» «Пожары деревни и города истребляют!» «Добро казенное и общественное врозь тащат!» А читатель читает и думает, что газетчик ему глаза открывает. «Такая, говорит, уж у нас свобода книгопечатания: куда ни взгляни — везде либо дифтерит, либо пожар, либо неурожай»...

Дальше — больше. Смекнул газетчик, что его обманы по сердцу читателю пришлись, — начал еще пуще поддавать. «Никакой, говорит, у нас обеспеченности нет! не выходи, говорит, читатель, на улицу, как раз в кутузку попадешь!» А легковерный читатель идет гоголем по улице и приговаривает: «Ах, как верно газетчик про нашу необеспеченность выразился!» Мало того: другого легковерного читателя встретит и того спросит: «А читали вы, как прекрасно сегодня на-счет нашей необеспеченности газетчик продернул?» — «Как не читать! — ответит другой легковерный читатель, — бесподобно! Нельзя, именно нельзя у нас по улицам ходить — сейчас в кутузку попадешь!»

И все свободой книгопечатания не нахвалятся. «Не знали мы, что у нас везде дифтерит, — хором поют легковерные читатели, — ан оно вон что!» И так им от этой уверенности на душе легко стало, что скажи теперь этот самый газетчик, что дифтерит был, да весь вышел, пожалуй, и газетину его перестали бы читать.

А газетчик этому рад, потому для него обман — прямая выгода. Истина-то не всякому достается — поди, добивайся! — пожалуй, за нее и десятью копеечками со строчки не отбояришься! То ли дело обман! Знай пиши да обманывай. Пять копеек со строчки — целые вороха обманов со всех сторон тебе нанесут!

И такая у газетчика с читателем дружба завелась, что и водой их не разольешь. Что больше обманывает газетчик, то больше богатеет (а обманщику чего же другого и нужно!); а читатель, что больше его обманывают, то больше пятаков газетчику несет. И распивочно, и навынос — всяко газетчик копейку зашибает!»


И зацените — 150 лет минуло (Да больше! — хохотнул бы весело в бороду наш бывший знаменитый губернатор и он же, со всенародною славою юморист, толк в этом веселом жанре жизни как бы более чем знавший). А ни одной запятой — не уберешь.
Но он пишет в своей сказке про газетчика.
А телевизионщик нынешний, скажите мне, чем такого газетчика хуже?
Все ведь один к одному тут и про него.
И главное —  сказка дает ответы чуть ли не на все трудные вопросы нашей жизни. К которым разного рода теоретики, философы и пророки разного рода подступаются, а решить их никак точной наукой и броскою фразой не могут. Тяму нет!
А тут — все так толково и дельно разложено по полочкам.
Почему одни врут. А другие им так долго и безоговорочно верят.

Насчет умножения богатства, если  сравнить день вчерашний с нынешним, тоже в сказке этой все точно сказано. И сегодня каждый уважающий себя человек имеет либо газету. Либо телевизионную программу. И естественно — как минимум  пару запредельного метража вилл за бугром.
Книгопечатанье, оно же, как и вчера, и сегодня — бизнес. В самом рафинированном и чистейшем его виде.
Как, впрочем, и все прочее.
Здравоохранение ли. Образование ли. Выборы ли.
Но главный вопрос в этой великолепной сказке, когда ее прочтешь до конца,  не в этом.

Главный вопрос, и тут же — ответ на него! – почему народ во все то, что ему врут — верит?
За всю историю — не скажу.
Но сегодня тут все — один к одному.
В таком вот, полутора столетнего времени отрезке.
И вся эта технология  производства  новостей, и технология выращивания зеленой массы и всего прочего этому сопутствующего принципиально разве в чем изменилась?
Как и технология потребление новостей. Какой бы свежести и какого бы сорта они не были.
Правда, в конце вышеозначенной сказки газетчик  у Михаила Евграфовича прозрел.
И как бы врать перестал.
Но ведь это — сказка.
 А ее и надо понимать как сказку.

Главное то в ней, что и прозревши —  богатеть газетчик (то бишь — тот же ныне телевизионщик) не перестал!
Напротив  — стал еще богаче. Как и Салтыковско-Щедринский газетчик четвертый каменный дом строит.
То есть еще одну, теперь уже четвертую, виллу на Лазурном берегу (или где там, в Европе есть еще райские уголки?) прикупил.
Такая вот она бессмертная классика!