Пабло Пикассо. Путь гения. Часть 5

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
ПИКАССО И НЕОКЛАССИЦИЗМ.
В 1915г. неожиданно для всех Пикассо меняет художественный стиль письма. Наступает так называемый период «неоклассицизма» в творчестве Пикассо.
Многих это смущает, новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к традициям. В прессе даже поговаривали о «художнике – хамелеоне».
Особый интерес представляет карандашный «ПОРТРЕТ АМБРУАЗА ВОЛЛАРА» – известного торговца картинами, безупречно выполненный в академической манере. На протяжении своего творчества Пикассо не раз обращался к одному и тому же сюжету, пейзажу, портрету, решая его в разных манерах. Так выполнил Пикассо несколько портретов Амбруаза Воллара. Он изображен сидящим в кресле у стены, заставленной рамами от картин. Карандаш художника фиксирует множество деталей. Он лишь намечает общим контуром ножки кресла, ботинок, рамы у стены.
Зато подробно, безупречно точным рисунком и особой штриховкой передает Пикассо каждую складку мешковатой одежды, сбившийся на сторону галстук, грузную фигуру Воллара, его тяжело и неуклюже лежащие руки, напряженно сосредоточенное выражение лица.
 «ПОРТРЕТ А. ВОЛЛАРА»,1909-1910, ГМИИ им. Пушкина. Здесь художник достигает своих целей совершенно другими средствами.

В 1916г. – Пикассо берется за декорации к балету «Парад» (музыка Эрика Сати) для «Русского балета» Сергея Дягилева. Это привело к ряду серьезных последствий для Пикассо. В Риме Пикассо знакомится с балериной Ольгой Хохловой из труппы Дягилева. Знакомство с Ольгой закончилось их женитьбой в 1918г. Ольга Хохлова была дочерью царского генерала и происходила из старинного русского аристократического рода.
Со знакомством и женитьбой на Ольге после долгого периода печали и одиночества, в который его повергли смерть отца, смерть Евы, война, в жизнь Пикассо пришла радость.

Самой выразительной картиной этого периода является «ПОРТРЕТ ОЛЬГИ В КРЕСЛЕ» (1917, МПП), в который художник вложил всю силу своих эмоций. Это необыкновенный портрет – сосредоточенное выражение лица, испанский веер в руках модели и кресло с яркими цветами на обивке.
Те, кто считал Пикассо врагом классической красоты, увидев этот портрет, вынуждены были признать, что ошиблись.
 «Ольга Хохлова в 1917 г.» Фото Пикассо. Во время работы над картиной Пикассо сделал фото. Судя по нему, Пикассо несколько украсил черты Ольги.
 «МАТЬ ПИКАССО», 1923г., муз. Пикассо, Париж; «ОЛЬГА», 1922, частн. колл., пастель. Вполне реалистичный портрет матери художника.
В это время она проживала в Барселоне в большом доме вместе с дочерью Лолой, которая стала женой врача.
При знакомстве с Ольгой мать  как-то произнесла пророческую фразу: «С моим сыном, который создан только для самого себя, не может быть счастлива ни одна женщина».
Картина  «ОЛЬГА» - это образец пастельной работы Пикассо. Отношения с Ольгой, начавшиеся легко и красиво, в дальнейшем испортились, и когда они окончательно испортились, Пикассо выразил свою неприязнь к Ольге в целом ряде работ.
Одна из них «ОЛЬГА-МЕГЕРА» перед нами. Позднее о годах, проведенных с Ольгой Пикассо с большой долей несправедливости  писал: «Это был наихудший период моей жизни. Она слишком много от меня хотела». В 1935г. – разрыв с Ольгой Хохловой-Пикассо. Они разделили имущество, хотя формально Ольга оставалась женой Пикассо до самой своей кончины в 1953г.

А пока отношения были прекрасные, Пикассо создал замечательную картину   «ОЛЬГА КАК ИСПАНКА», 1923, муз. Пикассо, Барселона. Бывая в Барселоне, Ольга любила выдавать себя за испанку. В Барселоне и был написан этот малоизвестный «испанизированный» портрет Ольги в мантильи. Портрет был подарен матери художника. Он сделан в сугубо реалистической манере. На этом настаивала и Ольга: «Я хочу всегда узнавать своё лицо»,- говорила она.
«ПОРТРЕТ СЫНА (ПОЛЬ)», 1921, муз. Пикассо, Париж.  Рождение сына в 1921 году наполнило сердце Пикассо волнением и гордостью. 40-летний отец, Пикассо, делает бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая не только день, но и час.
 «ПОЛЬ КАК ПЬЕРО», 1925, муз Пикассо, П.; «ПОЛЬ КАК АРЛЕКИН», 1924, муз. Пикассо, П.; «ПЬЕРО», 1918, муз. соврем. иск., Н.-Й.; «АРЛЕКИН»,1923, Кунстхалле, Базель.

Вот еще 4 работы, представляющие неоклассицизм Пикассо. К этому времени он стал уже весьма знаменитым художником. Все крупные коллекционеры мира охотятся за его произведениями.
В это время в творчество Пикассо возвращаются Пьеро, Арлекины. Это результат пребывания Пикассо в Италии, где художник работал для труппы Дягилева.
Здесь Пикассо ближе познакомился с итальянской комедией «дель арте», с её традиционными костюмами. Герои картин, выполненные в меланхолическом стиле, в подчеркнутой психологической манере с помощью реалистических средств живописи.
В этот же период художник создает серию эскизов и портретов сына Поля. «ПОЛЬ КАК АРЛЕКИН» - Полю 3 года. Специалисты находят здесь сходство с «ПОРТРЕТОМ ОЛЬГИ В КРЕСЛЕ»: нейтральный фон, неустойчивость позы, лирическое настроение. Работа выполнена легко и изящно, с большой любовью к сыну. Некоторая хрупкость Поля подчеркивается его неустойчивой позой: он не то прислонился к стулу, не то пытается сесть на него.

Мастер не решает здесь какие-то художественные проблемы. Это была сугубо личная  живопись; почти все эти работы Пикассо скрывал от широкого зрителя и хранил у себя несколько десятилетий.

 «КУПАЮЩИЕСЯ», 1918, муз. Пикассо, Париж. А вот картина «Купающиеся». На создание этого небольшого полотна Пикассо вдохновила вновь установившаяся после войны мода на купание в море. Перед нами современные Венеры, перекликающиеся с «Венерой» Боттичелли, длинные волосы, например. Несмотря на реальность фигур, атмосфера картины несколько сюрреалистична: неподвижное море, необычная форма камней, волосы и руки напоминают щупальцы.
 «СИЕСТА», 1919, муз. совр. иск., Н.-Й.
Когда Пикассо бывал в Риме, его особенно впечатлили римские статуи. Величие богов, богинь, атлетов пробуждает в нем чувства монументального и огромного, которые он переносит на его собственное видение человеческого тела. Некоторая помпезность римской античности имеет театрализованные элементы. Они характерны  для многих работ Пикассо этого периода.
 «БЕГУЩИЕ ЖЕНЩИНЫ», 1922, муз. Пикассо, П..
Две купальщицы, совершенно гигантских размеров. Они бегут, опьяненные свободой, существующие вне времени, их ноги как бы сотрясают землю, но бегут они с грацией балерин.
«МАТЬ С РЕБЕНКОМ», 1922, колл. Хилман, Н.-Й.
Подобную гиперболизацию фигур видим мы и на другой картине, представленной перед нами.
«Мать с ребенком» - тема материнства доминирует в работах мастера в 1922 году.
Это связано, как уже известно, с рождением сына в 1921 году.
Создается впечатление, что мать и ребенок не принадлежат к обычным людям, а к какому-то мифическому племени богатырей. Они как будто не вмещаются в площадь картины, они чересчур массивны и вот-вот разрушится рама и полотно картины.
Мать и ребенок создают единую пластическую группу, которой нет дела к  окружению.