Сверчок. На царских харчах. Гл. 95. Так началась в

Ермолаев Валерий
                Сверчок.
                Часть 1
                На царских харчах 
                95
                Так началась война

                Война с Россией – недоразумение!
                Россия врага имеет ввиду!
                Кто кому насуёт!
                Европа против нас!
                Больше одной войной и одним триумфом!

        Уже после перехода Наполеоном Немана, Александр I написал письмо:

        «Государь, брат мой!  Вчера я узнал, что, несмотря на добросовестность, с которой я соблюдал мои обязательства по отношению Вашему Императорскому Величеству, Ваши войска перешли границы России.  Если Ваше Величество не расположены проливать кровь Ваших подданных из-за такого рода недоразумения и если Вы согласны вывести Ваши войска с русской территории, то я оставлю без внимания происшедшее, и соглашение между нами будет возможно.  В противном случае я буду вынужден видеть в Вас врага, которому я не давал никакого повода для нападения.  От Вашего Величества зависит избавить человечество от бедствий новой войны.  —  Ваш брат Александр».

         На что Наполеон ответил Александру Дмитриевичу Балашову послу императора России за обедом:

         «Я долго готовился, —  восклицает он, —моя армия в три раза больше вашей...  У меня больше денег, чем у вас...  Нет, сударь, я возьму над вами верх —  иначе и быть не может!  Я превосходно обо всем осведомлен.  Что вам принесет эта война?  Потерю ваших польских провинций.  Если вы будете продолжать войну, если вы будете продолжать эту кампанию, вы потеряете их незамедлительно.  Я уже захватил целую провинцию без боя.  Во имя вашего императора, который два месяца вместе со своей главной квартирой жил в Вильно, вы должны были бы ее защищать...  Но теперь, когда я веду за собой всю Европу, как вы сможете мне сопротивляться?» 

           Нисколько не смущенный этой тирадой, Балашов, к своему удивлению, угадывает, что за негодованием Наполеона кроется неуверенность.  Воспользовавшись возникшей за столом паузой, он отваживается возразить:

                «Мы сделаем все, что сможем, Ваше Величество».
 
       Но Наполеон, не слушая его, продолжает свой монолог:

       «Я уже в Вильно, но я до сих пор не понимаю, из-за чего мы воюем.  Император Александр несет ответственность за эту войну перед своим народом...  Император Александр будет виноват в гибели прусского короля.  Я присоединю Пруссию к Франции...  Передайте императору Александру: ручаюсь моим честным словом, что, хотя у меня 550 тысяч человек на этой стороне Вислы и война началась, я не против мира.   Боже мой, Боже мой, каким прекрасным было бы его царствование, если бы он не порвал со мной!  Вот увидите, что из всего этого выйдет через десять лет...  Но, прежде всего, я не сержусь на него за эту войну.  Больше одной войной —  одним триумфом больше для меня». 
       Наконец он с горькой иронией спрашивает своего гостя: «Какая дорога ведет на Москву?» 
       Не растерявшись, Балашов отвечает: «Государь, ваш вопрос ставит меня в трудное положение.  Русские, как и французы, говорят, что все дороги ведут в Рим. 
Можно выбрать любую дорогу на Москву. Карл XII выбрал дорогу через Полтаву».

                Так началась война!