Классификации новых религиозных движений РФ

Евгений Вышегородский
В научном дискурсе между собой конкурируют термины «секта», «культ», «новое религиозное движение», «нетрадиционные религии» и т.д.
       В  отечественную науку первые публикации о распространившихся в западных странах религиозных новообразованиях появляются в начале 80-х гг. прошлого столетия. Данные организации назывались по-разному: «внеконфессиональные религии», «религии Нового века», «нетрадиционные религии», «альтернативные религии», «новые религиозные движения и культы». Такой разброс наименований во многом объяснялся отсутствием таких объединений в Советском Союзе.
   Их природа и функции осмысливались в рамках господствовавшей идеологической установки, в соответствии с которой массовое появление в капиталистических странах религиозно - мистических групп трактовалось проявлением кризиса буржуазного общества. Новая религиозность характеризовалась как «специфическая форма религии, для которой актуализация пропагандируемых ею псевдоальтернативных социальных утопий, выраженных с помощью радикально обновленных религиозных представлений, в целях интенсификации ее социальных функций признавалась наиболее характерной».
   В доперестроечные времена советская наука использовала термины «секта» и «сектантство» в историческом контексте, обычно акцентируя внимание на антагонизме понятий «секта» и «церковь».  Как отмечает Кантеров И.Я. «В исследованиях религиозных меньшинств советского периода коммунистическая идеологическая парадигма причудливо сочеталась с дореволюцинной православно-государственной классификацией религиозных объединений».   
 Падение «железного занавеса», рыночные реформы, демократизация общественной жизни привели к  религиозному возрождению в России. Новые, для России, религиозные движения, пробиравшиеся со всех частей света вызвали потребность в рефлексии данного процесса. В условиях исчезновения гегемонии советской идеологии и научного атеизма в нашей стране начали возрождаться старые досоветские и формироваться новые парадигмы изучения религии, в общем, и НРД, в частности. В научном дискурсе конкурируют между собой термины «секта», «культ», «новое религиозное движение», «нетрадиционные религии» и т.д.
Одним из первых терминов, появившихся на арене российского религиоведения, стал «нетрадиционные религии». Они по логике противостовлялись «традиционным религиям» в которые записались православие, буддизм-ламаизм, «традиционный» ислам и иудаизм. При этом не менее традиционные старообрядцы, язычники, католики и лютеране как бы остались за бортом.
Социолог религии, к.ф.н., ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Р.Н. Лункин отмечал, что это является довольно примитивной сектоведческой классификацией «Понятное неприятие всех "нетрадиционных" форм религиозности со стороны православных активистов заставляет их не только непомерно преувеличивать "деструктивность" и "сумасшествие" новых движений, но и относить к числу НРД христианские церкви, прежде всего протестантские, которые принадлежат к евангельским движениям Нового времени, но не к НРД. Смешение всех – и саентологов, и харизматов, и мунитов - в одном "сектантском" котле вполне объяснимо, потому что у "классификаторов" отсутствуют какие бы то ни было критерии оценки тех или иных движений»
В конечном счете, ученый полагает, что данная дисциплина приводит к невежеству и агрессии по отношении к другим конфессиям, в т.ч.  и традиционным (например, к протестантизму).
Следующей попыткой было появление термина «оппозиционная религиозность».  Среди отечественных авторов такой классификации НРД придерживается Т. А. Бажан, издавшая в Красноярске монографию «Оппозиционная религиозность России». Введение в терминологический оборот понятия «религиозная оппозиционность» Т. А. Бажан объясняет стремлением воздержаться от односторонне отрицательных оценок религиозных движений как «культов» и «сект», давно ставших неблагозвучными и оскорбительными для верующих. При этом, автор волей-неволей политизирует  и НРД и СРД, противопоставляя их по линии власть-оппозиция.
Одной из самых скандальных попыток «политизитизации» религиоведческой терминологии стало появление термина «тоталитарная секта» предложенный богословом-сектоведом Дворкиным А.Л.
 Автор отмечает, что святоотеческой традиции недостаточно для современного исследования сект, т.к. в те далекие времена не существовало таких вещей как: шоу-бизнес, маркетинг, терроризм, СМИ и т.д.
На помощь здесь приходят протестантские теологи и социологи нач. XX в. (Трельч, Вебер) и деятели антикультистского движения Европы и США.  В итоге,  сектоведческая классификация по Дворкину выглядит следующим образом:
- православие, как божественная истина
- инославные конфессии (католики, протестанты)
- еретики (исказившие истину)
- секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона.
А) классическая (историческая) (менонитов, квакеров, адвентистов, пятидесятников, духоборов, хлыстов и другие маргинальные (по отношению к христианству))
Б) синкретическая (Бахаи, «Христианская наука», Тенрикё, Као Дай, Умбанда, Буду и др.)
В) тоталитарная - особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.
К вопросу об употреблении терминов, религиовед, доктор философских наук, профессор МГУ им М.В. Ломоносова И. Кантеров  пишет что: «Перенося зловещий, пугающий смысл термина «тоталитарный» на область религии, создатели конструкции «тоталитарная секта» рассчитывают таким способом существенно усилить обличительный заряд имеющихся определений, предваряющих слова «секта» и «культ»».
   Таким образом, по мнению Кантерова  данные термины имеют отрицательно-окрашенный оттенок и они не могут быть применены в научной деятельности «значительная часть представителей отечественного научного религиоведения в своих исследованиях и преподавательской работе не пользуются терминами «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Во всяком случае, это относится к московским, санкт-петербургским и уральским светским религиоведческим центрам и школам»  - продолжает профессор Кантеров.
Наиболее нейтральным и корректным признается термин «новые религиозные движения» подробно проработанный британской исследовательницей религии Айлин Баркер.  Под этим определением религиовед понимает движения возникшие после Второй Мировой войны, которые предлагают рецепты по достижению каких-либо высших целей.
    Однако, по мнению самой А. Баркер термин имеет весьма размытое значение, что создает широкое поле для интерпретаций и разнообразных классификаций.
Вышеупомянутый проф. И.Я. Кантеров рассматривает НРД как движения возникшие в 60-70-х гг XX в. он разработал  следующий список признаков НРД:
- возникшие недавно и существующие на протяжении жизни одного поколения верующих
- признающие вероучительные положения, существенно расходящиеся с вероучением «исторических религий»
-  не имеющие укореннености в социокультурной пространстве региона нахождения
- имеющие в числе последователей из неофитов
- имеющие харизматических лидеров, возвещающих истинное учение

По содержанию вероучительных доктрин новые нетрадиционные религии могут быть отнесены к следующим направлениям:

1. Неохристианские течения - Церковь Христа, Новоапостольская церковь, многочисленные группы харизматической направленности. Лидеры этих групп заявляют о "новом прочтении" христианства, полученном ими в результате озарения или откровения.

2. Неориенталистские объединения - Международное общество Сознания Кришны, Брахма Кумарис, Миссия Божественного Света, Ананда Марг. Объединения такого типа ведут свою родословную с Востока, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.

3. Синкретические и универсалистские движения - Церковь Объединения, вера Бахаи, Саентологическая церковь, Аум Синрике. Одни из данных движений призывают к объединению всех церквей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн психики.

4. Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового века). Они представлены внушительным конгломератом самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения "Нового века" разделяют представления восточных религий о безличности Бога, божественности человека. Особое место занимает учение о близости рождения "Нового века", которое связывается с приходом Спасителя.

5. Неоязычество. К новым религиозным движениям данного типа принадлежат группы, выступающие за возрождение дохристианских верований как основы гармонического взаимодействия с природой и обществом. Ближе всего к язычеству стоит направление, у истоков которого - Порфирий Корнеевич Иванов.

6. Сатанинские группы - Церковь Сатаны, Зеленый орден, Южный крест, Общество Сатаны. В центре доктрины сатанинских культов находится поклонение силам зла. Сатана понимается как личностное существо или как символ, олицетворяющий все темные силы человеческой природы.
  В отношении к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправлюящие). Миротерпимые движения в достаточной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему.
  По мнению профессора Е.С.Элбакян НРД является весьма расплывчатым понятием, применение которого является весьма релятивным в зависимости от конкретной страны и исторической эпохи.
Профессор придерживается «широкого определения» НРД, как возникающей религии у которой есть три стадии: 1) нового движения 2) новой религии 3) старой религии.  Ей используется методология М.Вебера, а именно принципы а) «рутинизации харизмы», б)кристаллизации, в) институализации и наконец г)бюрократизации.  Последние два и превращают «религиозное движение» в «религию».
    Профессор Элбакян использует список признаков НРД профессора Кантерова, в своем исследовании.
По классификации Элбакян Е.С. к новым религиям западного происхождения в России относятся:
Христианские:
- Церковь Святых Последних Дней (мормоны)
- Армия Спасения
Синкретические:
- Церковь Объединения (муниты)
- Церковь Саентологии
Свидетели Иеговы не относятся к НРД в России так как существуют с 1880-х гг., имеют локальную укоренненость и несколько поколений верующих.
Интересно отметить, что исследователь к собственно НРД вне зависимости от социокультурного контекста относит две организации: Церковь Муна и Церковь Саентологии.
  Третий вариант классификации НРД предлагает проф. И. Н. Яблоков. Исследователь отдает предпочтение дефиниции «современные нетрадиционные культы».  По мнению ученого, данные движения обладают следующими характеристиками:
- отсутствует строго разработанная вероучительная система
- иерархичность
- авторитарный харизматический лидер
- оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям
- развитое «мы-чувство»
- коллективный культ
- техника психологического манипулирования и психотерапия экстравагантность внешнего вида
- подобны межнациональным корпорациям, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира
- эклектичность
Религиовед выделяет пять групп НРД:
1. Неоориенталистские культы: Общество Сознания Кришны,
Тихоокеанский дзен-буддийский центр, Миссия Божественного света Махарай Джи, Трансцендентальная медитация и др.
Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще
всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.
2. Неохристианские объединения - это Церковь Объединения,
«Дети Бога", Церковь Тела Христова и др. Для этих культов ха-
рактерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.
3. Сайентологическое направление.
Церковь Сайентологии, "космические религии", например "Общество Аэтариус", проповедующие связь Земли и высших космических сил, "космического разума". В этих культах различным физическим приборам приписывается мистическое значение, утверждается возможность регистрации или даже измерения воздействия на физическую, биологическую природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и факторов.
4. Новая магия, спиритизм.
5. "Сатанинские" группы. Церковь Сатаны
Религиовед отмечает, что между 4 группами нет четких границ, они вбирают в себя элементы друг друга.
Социолог религии Р.Н.Лункин  рассматривает два аспекта при рассмотрении НРД: 1) исторический 2) социологический
Исторический заключается в том, что роль НРД играли различные ереси в рамках христианства. Те группы, которые отходили от исторического христианства становились НРД околохристианского типа.
При рассмотрении НРД в современной России религиовед выделяет два основных направления:
1) христианские: мормоны, Свидетели Иеговы, Богородичный центр
2) постхристианские теософско-ньюэйджевские:  саентология, Радастея, Анастасия, муниты, Великое белое братство, Церковь Последнего Завета
3) другие НРД: неоиндуистские, необуддистские, исламские, языческие/неоязыческие.
 Отличительные черты ХНРД:
- трансцендентность бога
- спасение души
- принадлежность к сообществу святых людей
- привычка жить в плюралистическом обществе
Черты ПНРД:
- нет личного, трансцендентного бога
- методики самоспасения и личного успеха
- противостояние западным ценностям запада
- соединение религии и науки
- эволюция при жизни и после смерти
- преодоление христианства
- появление нового человека и новой эпохи
- равенство всех религий

    Популярность ПНРД по Лункину обусловлена условиями секулярного общества, тоской по магическому и волшебному, распространением фантастической и фэнтези литературы, массовая культура, глобализация и мифо-магическое сознание большинства людей. В то время как ХНРД в частности СИ находят отклик у постсоветских людей по причине строгости, дисциплинированности и иерархичности своей организации и вероучения, культа семьи, успех а и свободы, а также упрощенного «народного» богословия (мормоны), эмоциональных, харизматических и протестных проповедей (БЦ).
   Как видно из всех вышеперечисленных классификаций и подходов термин «новые религиозные движения» имеет весьма неоднозначный и туманный смысл. Часто возникает путаница с движением Нью-эйдж. Нам кажется, что для большей корректности требуется ввести новую терминологию в исследовании истории религии, а именно следовать схеме исторической хронологии Первобытность – Древность – Средневековье – Новое время – Новейшее время.  Таким образом, религиозные движения возникшие после Второй Мировой войны стоит называть «новейшими религиозными движениями» или «религиями Новейшего времени» (Нью-Эйдж, Саентология, муниты).  И так назад по аналогии: религии Нового времени (ваххабизм и протестантизм), Средневековья (ислам и богомильство), Древности (христианство и буддизм), Первобытности (тотемизм и анимизм).
      Конечно, может сразу возникнуть вопрос, а по какой хронологии распределять религии? Когда закончилось Средневековье в 1453? 1500? 1648? Боюсь, точного ответа мы никогда не узнает. Однако метод историзма позволит религиоведам избежать терминологической путаницы в будущем и даст возможность  по существу заниматься классификацией религий вместо бесконечного выяснения стилистических особенностей того или иного термина.

Список литературы:
1. Баркер А. Новые религиозные движения
2. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. http://azbyka.ru/sektovedenie-totalitarnye-sekty#n16
3. Кантеров И.Ю. Новые религиозные движения. Учебное пособие
4. Кантеров И.Я. «ДЕСТРУКТИВНЫЕ, ТОТАЛИТАРНЫЕ» и далее везде. http://galactic.org.ua/SLOVARI/f-4.htm
5. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России
6. Лункин Р.Н. Два кривых зеркала. http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=542
7. Лункин Р.Н.Театр антикультового абсурда. 2008 год стал пиком вырождения "сектоведческой" деятельности в России. http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=67728
8. Лункин Р.Н. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков
9. Элбакян Е.С. Новые религии западного происхождения в России
10. Яблоков И. Основы религиоведения