По шапке

Ирина Спивак
      Как много в жизни человека определяется  его головным убором: Когда -то гулящей женщине полагалось двухцветный чепчик надевать – дабы узнавали её издалека. А еще, говорят, на воре шапка горит. Хотя этого я ни разу не видела. Может,  ни один вор за всю мою жизнь мне ни разу не встретился?
      
     Во времена моей харьковской  молодости в шляпах ходили только интеллигенты: учителя, инженеры, врачи, паритйные руководители. Их даже упрекнуть могли за хамское поведение: «А еще в шляпе!»  Рабочий люд носил всё больше кепки. Зимой все сплошь мужики были в ушанках. И только по меху явно выделялся достаток. Самые зажиточные – в норковых, чуть попроще – в ондатровых, человек из толпы – только в кроличьей, ну а забулдыга какой-нибудь, не просыхающий, тот уж будет в цигейке набекрень. А папаху мог позволить себе только какой-то  оочень большой начальник.
Девушки носили вязаные шапочки. Самые бесшабашные могли и в ушанке щеголять. Меховые шляпки  полагались замужним и ухоженным. Я как замуж вышла, первым делом в Москву поехала за норочкой на шапочку. Выстояла за этим мехом многочасовую очередь на Ордынке.  Сшила её у лучшей шляпницы. А перед отъездом в Израиль – продала в комиссионке. Конечно, на барахолке могла бы и подороже продать, но не умею я. Стоять на барахолке со своим шмотьём - жизнь, слава Богу, не научила.
    
   А уж здесь совсем другая петрушка с этими шапками. Люди, считающие себя светскими, вообще стараются их не носить. Даже на самом что ни на есть субтропическом солнышке. Религиозным еврейским девушкам разрешается волосы свои показывать. Зато всё остальное они прячут под длинными юбками и рукавами. Они даже сутулиться начинают, чтоб их грудь не выделялась. Замужние религиозные пообщинно носят частью – парики, частью косынки, завязанные исключительно сзади, тюрбаны и шляпки. Шляпки как правило, надевают по субботам и по праздникам. Человек в этих делах просекающий немедленно разберет – кто там кто и откуда она… Но я не из них.

     Мужчины в меру  религиозные носят вязанную кипу. Эти – молодцы. В армии служат, профессиями обзаводятся. Как правило они - патриоты своей страны и сионисты. Черные бархатные кипы носят многие. Но часто поверх неё они ещё что-нибудь надевают. В меховых шапках ходят хасиды. Раньше они только в Бней браке и в Иерусалиме жили. А теперь – расползлись по разным районам. Как и черные широкополые фетровые шляпы. На улицах их всё больше становится. И это печалит. Потому как не подходит этот убор ни для станка, ни для прилавка, ни для руля. Среди работников банков я их тоже не видела. Нерабочий это люд. Толпятся целыми днями в своих ешивах и словоблудят… Темные люди...
   Арабы головные уборы тоже редко носят. Раньше попадались в скуфьях.  Теперь- нет. А вот женщины арабские носят хиджабы. И девушки - тоже. За редким исключением - c двенадцати лет. Но пусть уж лучше носят. Это ведь так прикольно, и даже безопасно когда человека сразу можно определить – по шапке. Вот если бы для подлецов, мошенников  тоже шляпы специальные определили. А террористы - все поголовно чтоб носили черные  балаклавы. А дураков заставили бы носить колпак - в обязательном порядке! Вот тогда бы всё сразу стало на свои места...