Оленной чаучу - настоящий человек

Эрик Петров 2
Оленной чаучу - настоящий человек

В тот день состоялось первое заседание Совета представителей коренных малочисленных народов при главе администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район. В работе заседания принимал участие и руководитель представительства районной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки» в селе Островное Николай Мельников.
В завершение заседания глава Администрации района Андрей Зобов поздравил Николая Викторовича с 70-летним юбилеем, вручил Благодарность главы муниципального образования Билибинский муниципальный район и небольшой подарок. В частности, в своем поздравительном слове Андрей Александрович сказал:
- Уважаемый Николай Викторович! Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район выражает вам глубокую благодарность и искреннюю признательность за большой вклад в социально-экономическое развитие района, сохранение традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Чукотки. Мы уверены, что ваша высокая ответственность, верность традициям и обычаям, профессионализм, опыт и знание внесут бесценные плоды в деле наставничества молодых поколений, сохранение культуры малых народов. Желаем вам и вашей семье здоровья, мира и благополучия.
А потом мы практически всем составом Совета представителей КМН пили чай и рассуждали о делах коренных малочисленных народов Чукотки, проживающих в Билибинском районе, об оленеводстве, о жизни сельчан, а также вспоминали прошлое. Я, например, раньше как-то даже не задумывался и не мог предположить, что Николай Викторович и Майя Ивановна Доможирова, оказывается, одноклассники. И о чем только они не вспоминали – перебрали всех одноклассников, их родителей, братьев и сестер. Рассказывали об установлении Советской власти на Чукотке, в Восточно-Тундровском (ныне Билибинском) районе, кто из островновцев были первыми руководителями вновь образованного района и так далее. Кстати, дед Николая Викторовича Иван Иванович Тальвавтын был первым председателем колхоза «Турваургин», который был образован в островновской тундре в начале 30-х годов прошлого столетия.Это он, дед Тальвавтын, у которого воспитывался Николай, привил мальчику любовь к тундре и к своему кровному делу – оленному. И это дело впоследствии стало делом всей жизни для Мельникова.Еслиписать обо всем, о чем услышал, что рассказали – не хватит и целого номера газеты. Поэтому я буду предельно краток и напишу только основное и только о юбиляре Николае Викторовиче Мельникове.

Рождённый в тундре
Родился Николай 8 марта 1946 года в островновской тундре. Родители были кочевыми оленеводами. В 1953 году пошел в первый класс. В тот год Анюйск стал райцентром.  В начальных классах учился в Островном, затем - в Анюйске и с 1962 года работал в колхозе оленеводом.
В 1966 - 1969 годах служил в рядах погранвойск КГБ СССР. Сначала на Чукотке - в поселке Провидения, потом был направлен в школу сержантов. Дальнейшую службу проходил на советско-китайской границе на озере Ханка. В 1969 году участвовал в мартовском конфликте на советско-китайской границе на острове Даманском. Их, порядка 50 солдат и офицеров из погранотряда, где проходил службу сержант Мельников, направили на помощь к острову Даманский. Только успели прибыть на место - конфликт был удачно ликвидирован без крупных последствий и людских потерь со стороны советских пограничников. Однако обстановка на границе еще долго оставалась напряженной до предела. Все это ему пришлось испытать на себе в последний год службы.
После окончания срока срочной службы командование части вдумчивого, серьезного паренька рекомендовала для поступления в военное училище. Но Николай (демобилизовался) ушел в запас и приехал в родной совхоз, пошел работать в оленеводческую бригаду. Вскоре в том же 1969 году его избирали председателем Островновского сельского Совета, где проработал четыре года. С 1973 года опять в тундре. Был бригадиром, заместителем директора по производству, был и директором сельхозпредприятия в 2000 – 2002 годах, потом Вячеслав Алексеевич Гладков стал директором, а Николай Викторович – снова заместителем директора по производству.
Награжден тремя орденами - Дружбы народов, Трудового Красного Знамени и орденом Почета, а также несколькими медалями, в том числе всеми тремя медалями ВДНХ СССР, Ветеран труда и другими.

Известный мастер оленеводства
Сегодня Николай Викторович – известный наставник, мастер оленеводства, как его прославленный дед. Вся его жизнь связана с островновской тундрой. Здесь он родился, заканчивал начальную школу, среднее образование получил в Анюйске, потом служил в погранвойсках. И более сорокапяти лет трудился он в тундре. Правда, с небольшим перерывом на советскую и хозяйственную работу. Но время работы в сельском Совете не прошло для Николая Викторовича бесследно. Эта работа научила его многому – терпению, выдержке, умению выслушивать людей, стараться помочь им. Неравнодушный и беспокойный, он требовал от районных властей решения вопросов, касающихся улучшения жизни земляков. Потом непродолжительный срок в разное время работал заместителем директора, директором совхоза.
Грамотный, начитанный, обладающий хорошими организаторскими способностями, болеющей за дела хозяйства он все же не мог оставаться на выше упомянутых должностях. Кстати, в 1973-1974 годах партийные руководители не только районного, но и окружного и областного уровня настойчиво требовали от Мельникова повышения образовательного уровня и предлагали учиться в высшей партийной школе. Также предлагались должности инструктора райисполкома или райкома партии. Но он отверг карьеру ради своей родной тундры и любимого дела- оленеводства. Да к тому же и дети были маленькие.

Семья
С женой Надеждой Ивановной, для которой островновская тундра стала второй родиной, живут уже почти полвека. Она полюбила этот своеобразный, неповторимый край, научилась уважать то, что дорого ее мужу, коренному жителю этих мест, потомственному оленеводу. Воспитали они троих детей. У них давно свои семьи.
- Все трое живут на материке, - говорит Николай Викторович. – У нас уже два правнука. Часто ездим к ним в гости, уже устали ездить. Сейчас супруга у них находится, заодно решила и подлечиться: у нас-то до больницы далековато. К нам приезжают дочери зятья, внуки, катал их и на снегоходе, и на моторной лодке по Малому Анюю. Живут они во Владимирской области. Сначала Светлана там вышла замуж. Потом и Галина там же. Не захотели здесь оставаться. Конечно, работа в тундре нелегкая. Много неустроенности и в быту тундровиков.

Молодежь не идет в тундру
- У нынешней молодежи отношение совсем иное к оленеводству, к тундровикам, - продолжает Николай Викторович. -Так нынче «отрыгается» начатая Горбачевым перестройка, продолженная развалом и ограблением великой страны. Оленеводы тоже ведь не дураки, чтоб за копейки работать. Сейчас и до тундровиков доходит несоизмеримое расслоение общества, когда кто-то, ограбивший страну, живет припеваючи, ничего не делая,а народ должен на них работать? Конечно, не будет. Сейчас каждому дошкольнику понятно, что страной правит капитал, все кланяются перед долларом. А оленевод чем хуже других? Почему он должен работать за мизерную плату? Отсюда и такое отношение молодежи к оленеводству. Раньше было чувство патриотизма, люди были равны, а в школе по-настоящему учили детей, а не занимались только репетиторством. Сейчас же без оплаты никто пальцем не шевельнет. И почему оленевод должен жить и работать в тундре без всяких бытовых условий, а в итоге там и умереть? Даже квартиру оленеводам не могут предоставить.
И действительно, раньше секретари райкома партии, председатель райисполкома часто посещали оленеводческие бригады, на каждый праздник выезжали в тундру к оленеводам с выездной торговлей, с работниками культуры, работали выездная библиотека, даже быткомбинат. Сейчас оленеводы забыты, живут практически сами по себе, и редко кто к ним приезжает. Оно и понятно: нынче люди труда не в цене.
- Бывает, вокруг стада волки ходят, а пастух сидит в яранге или на сопке, стрелять нет даже патронов. Раньше зарплата и тем более премия директора совхоза и председателя сельсовета зависели от сохранности оленепоголовья, от результатов работы оленеводов, а сейчас нет такого. Они получают зарплату независимо от результатов работы оленеводов. Может ли быть какая-то заинтересованность сельских руководителей от дел работников села? – говорит Майя Ивановна, одноклассница Николая Викторовича.

Он сохранил «Турваургин»
- Нельзя заниматься всеми проблемами сразу. Оленеводство - это особая отрасль, потерять которую легко, а вот восстановить очень сложно,- продолжает Николай Викторович. - В таком деле, как оленное, надо учиться всю жизнь. Готовых результатов нет, и в любой ситуации здесь надо принимать решение самому, брать на себя ответственность.
Ветеран тундры, наставник оленеводов Николай Викторович Мельников этим принципам следует всю свою сознательную жизнь. Это именно только он в конце девяностых сохранил и свою седьмую бригаду, и совхоз «Турваургин» - единственное хозяйство в районе, которое не разделили на всевозможные ООО, фермерские хозяйства.
Это он, Мельников, не позволил тогдашнему руководителю хозяйства Сибгатулину забить стадо оленей на мясо. И много было в те смутные времена всякого «воронья», которое за бутылку водки вывозило из тундры груженые на машины оленьи туши. На это надо было не только словесное мужество, иногда, чего греха таить, приходилось и карабин в руки брать…

Наставник
- В мои молодые годы напитком, утоляющим жажду и придающим крепость ногам, был олений бульон, - говорит Николай Викторович. – Только старики пили чай, но их сила не в ногах, а в голове. От чая же тело слабеет. Может быть, поэтому нынче реже встречаются такие бегуны, как раньше.
Мельников относится к числу тех наставников, которые отвергают старую чукотскую школу обучения, основанную на жестких методах – понукании, окриках, принуждении.
Старики-чукчи лаконичны в своих формулировках. Подпасок должен быть наблюдательным. Пастух – полностью доверять ему. Наступает период, когда молодой человек должен почувствовать в себе силу. У наиболее способных это наступает на второй год. Тут уж не упусти момента и доверь парню ответственное дело. Обидишь недоверием и на многие годы посеешь в душе сомнения, не обретет он оленного счастья. А это не проценты сохранности поголовья и деловой выход телят. Оленное счастье – это цельное мироощущение, великое чувство единения с природой, где ты ее частица и одновременно активный участник ее великих творений, предугадываешь последствия глубинных, незаметных для непосвященного изменений.
Вот что значит тундровик, оленной чаучу – настоящий человек.