90-е... Мечта идиота, покупка первого автомобиля!

Евгений Заикин
Мечта идиота, город жуликов, лохи на дорогах и покупка первого автомобиля!

Это сейчас любой автомобиль можно пойти и купить в автосалоне, а раньше в 90-е годы – это были настоящие «боевые действия» с проникновением на вражескую территорию. Помните, как при СССР было? Народ жил при мечтах о покупке когда-нибудь в своей жизни автомобиля. У кого-то это как-то вот получалось, а у кого-то нет. Иные товарищи умудрялись приобрести эту роскошь передвижения своего тела быстро, а кому-то это приходилось делать до конца своей жизни. Что здесь скажешь? Зато было чем заняться, играя в догонялки с мечтой и действительностью. Вот взять и купить авто в советское время – это тоже самое, как пытаться догнать линию горизонта, она все время от тебя ускользает. Я знал одну семью, где отец всю свою сознательную жизнь копил на «Жигули», когда же накопил, то уже ездить сам не мог. Автомобиль перешел по наследству к его сыну в виде «подарка судьбы»! Но подобные «счастливые» случаи редко бывали. Перед тем, как купить автомобиль – собирался огромный совет из родных и близких.

Кто-то радовался, что вот авто купят, а кто-то нескрываемо так завидовал, говоря при этом: «Ну, зачем вам этот автомобиль, лучше бы съездили к морю, отдохнули!» Но такая тема не прокатывала, когда появлялась возможность купить собственный автомобиль, да еще и деньги поднакопились. Итог всего – деньги есть, купить уже можно более «свободно» стало в 90-е годы. Но… были, конечно, некоторые трудности при перегоне авто с завода до дома. Да кто же смотрит то на такие мелочи, когда «счастье» привалило в дом, свалившись с небес так быстро, что ты и отойти в сторону не успел. И тут желаемый выбор пал, конечно же, приобрести для себя те самые «Жигули», причем «Девятку» и не менее, как вишневого цвета. В те годы даже песню сочинили про эту «вишневую девятку», исполняла ее группа «Комбинация». Девчонки, кривляясь пели со сцены, а вся страна мечтала купить себе это «чудо» отечественного автопрома. От этих стандартов не отошли и мы, желая попасть в типовой «фанклуб» всей страны под названием «Мечта идиота»!

Понты рулили по полной мозгами особо то не избалованного народа. В годы советской власти и до глубины 90- оставались этакие "стандарты" в мозгах народных. Ты должен иметь квартиру, автомобиль и сад (фазенду) - тогда ты деловой, богатый и уважаемый человек. Как же было отказаться от всего этого набора? Тут уж не то, что сам себя уважать не будешь, жена перестанет с тещей уважать - а это все, полная гибель! Для понимания того времени - это, как бы получить входной билет в «клан деловых людей», олигархов то еще тогда не было, а цеховики - это не то, это так... хотя деньги у них водились огромные! А здесь ты становился таким боссом, как партийная элита или директора заводов и становился (как бы) одним из них. Купив автомобиль - ты, как по волшебству становился одним из них, поднявшись до небесных высот, как небожитель. Но эйфория быстро проходила, когда вдруг кто-то понимал, что ему автомобиль и в этом году не выделили. Все эти проблемы моментально ушли с приходом 90-х.

Крутнулся, заработал деньжат - можешь идти на фирму или на биржу и купить авто. А еще более выгодно - это поехать на сам завод в Тольятти, что я и решил сделать, понимая, что там купить автомобиль будет намного дешевле. Вот вспоминаешь то время, когда ты поехал за своим первым автомобилем - радости не было предела. Сейчас нет того дурацкого чувства восторга. Ну пошел, да купил и все - поехал. А тогда - это был целый процесс, жизнь наполненная приключениями, где на первом месте авто, а ты главный герой. Абстрактная тема кино, где еще на каждом шагу жулики и бандиты. В общем- мафия, а ты против всех и неизвестно, кто кого победит? И вот во все эти бредни так же верили люди, проживающие в этой огромной стране. Ну, да ладно. Собрались мы с товарищем и поехали в никуда - это, значит, на завод в Тольятти. Не был из нас там никто, но мы надеялись, что все будет нормально.

Едим с ним по дороге, а он открывает дипломат, и в нем я вижу – два топора лежат. Я несколько опешил от увиденного, и расхохотавшись спросил его: «Ты, что – этими топорами отбиваться решил от бандосов?» А он мне на полном серьезе отвечает: «А ты прикинь, в старину то наши воны топорами как рубили басурманов разных!" Говорю ему: "А, если менты, то что?» Он мне в ответ: «Да ты посмотри - они же сувенирные, наши златоустовские!» Я еще долгое время не мог успокоиться от этого наива! Приехав в Тольятти, мы купили в один день желаемую вишневую девятку, а выезжая из горда, решили перекусить в кафе – дорога предстояла длинная, а до самого Октябрьского на дороге нет ничего. Сидим такие радостные, кушаем. Тут к нам подходит парень и говорит: «Ну, что авто купили?» Мы на автомате отвечаем в два голоса – да! И он продолжает: «А за проезд оплатили?» Я ему тогда говорю: «Какой еще проезд? Ты, что кондуктор что ли, проездные продаешь?» А он, улыбнувшись, говорит: «Подойдите к тому вон столу, вам там все и объяснят!» В ответ я ему так же говорю: «Ну, пошли, пошли товарищ грабитель, бандит дорожный!"»

Подошел к трем сидящим за столиком в углу, поздоровался. Они выжидательно смотрят на меня, на столе лежит два «макарова». Один из них мне подмигнул и говорит: «Вон, посмотри!» И показывает мне взглядом под стол. А там... на коленях у одного из сидящих лежит «калаш». Тот, что у них за главного меня спрашивает: «Вопросы есть? Если нет, то платите и езжайте себе домой!» Я оглянулся назад, посмотреть, что думает мой товарищ? А он только развел руками, понимая, что платить все равно надо, иначе потом догонят на трассе, и тогда, может, еще хуже будет? Заплатили, они нам дали листок бумаги, где было написано – оплачено, число и подпись. Про себя подумал: «Хрень какая-то!» И хотел выбросить этот листок, но мой товарищ остановил меня, сказав: «А вдруг на дороге их бандосы проверять будут?» Что интересно, так нас на дороге потом точно встретили ребятишки – стояли на две стороны несколько авто, а одна перегораживала дорогу наискось – не проскочишь, если захочешь! Мы им показали эту бумажку... и оказалось, что она «работает», нас пропустили.

В Октябрьском нас встретил целый малый городок шашлычников и разных там кафешек, здесь мы и остановились покушать. Наше авто стояло на самом виду, мы сели так, чтобы его все время видеть. Быстро перекусили и пошли к автомобилю. Подойдя к нему, мы увидели, что у нас пробито колесо, причем заднее правое. Тогда мы и знать не знали про жуликов на дорогах, которые ловят лохов, таких, как мы. Но какое-то предчувствие меня не обмануло. Я сказал своему товарищу, напарнику – ты давай делай колесо, а я буду сидеть в салоне за рулем. Так мы и сделали. Когда мы все это завершили, к нам подошел какой-то мужичок средних лет и спросил себе домкрат. И тут меня осенило, хлопнуло по мозгам! Я вспомнил про то, как мне один приятель рассказывал про такой же прикол, когда у него просили домкрат. А потом он потерял все деньги и документы, вытащили, пока он возился, а двери не закрыл. Домкрат- это повод для развода лоха. На вид, сидя так спокойно, я ему ответил: «Вали отсюда, не дам я тебе домкрат! И денег не дам, понял?!»

Мужик этак быстренько исчез, а мы стали торопиться в путь, понимая, что могут на нас «наехать» представители местной братвы. Тут уж не до шуток! Думаю, что мы успели тогда удачно выскользнуть. Домой далее мы добрались уже без приключений, но гнали – уже нигде не останавливаясь. Я сказал, шутя своему товарищу: «Много будем жрать, можем все просрать!» И вот мы дома. Всеобщий праздник безграничного счастья и ликования длился дня три. В гости приходили все родственники, друзья и даже пришел мент, живущий по соседству. У него были ко мне вопросы, как мы покупали, ехали и как там на дороге? А все к чему? На их отдел в ГАИ выделили 5 автомобилей, а забирать их, надо было ехать в Тольятти на завод. Дальше рассказ о том, какие приключения случились у ментов при перегоне этих автомобилей в наш город. Но это уже совсем другая история, как отдельная тема...

Все фотографии размещены из личного семейного архива автора.